"Сочиняем небылицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Жмуд Любовь Николаевна

Обучение детей составлению небылиц, используя стихотворение Э. Успенского "Память"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnaya.doc1017 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №70

Конспект

организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Коммуникация» в старшей группе.

«Сочиняем небылицы»

Воспитатель: Жмуд Любовь Николаевна

Р.п. Большие Вяземы  

               2014г


Цели:

Связная речь. Учить детей составлять небылицы.

Словарь. Уточнить понимание детьми обобщающих понятий (посуда); учить сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия; учить находить несоответствия в тексте стихотворения и объяснять, почему так не бывает.

Грамматика. Закреплять умение образовывать названия предметов посуды; продолжать знакомить с предложением; упражнять детей в последовательной замене слов стихотворения картинками. Читать текст по картинкам.

Оборудование: 3 клоуна (картинки); карточки с рисунками для замены слов стихотворения; предметы мебели (стол, стулья), предметы посуды (чашка, кружка, стакан, сахарница, хлебница, салфетница, конфетница); схема качели, палочки счетные.


Ход образовательной деятельности:                                                   Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли клоуны (демонстрирую детям картинки с изображением клоунов)(Приложение №1); даю имена  в соответствии с отличительными признаками:

 Кудряшкин  - клоун с кудрявыми волосами;

Улыбкин  - улыбающийся клоун;

 Игрунчик - клоун с игрушкой (мяч).                                                                  Дети рассматривают.

Скажите, пожалуйста, кого называют Кудряшкиным?

Кого называют Улыбкиным?

Кого называют Игрунчиком?

Молодцы, вы правильно ответили.

Воспитатель: Ребята, сегодня к клоунам придут гости. Из чего они  будут  есть и пить? (Дети отвечают.)

Как  все эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда)

Какие ещё предметы посуды вы знаете? (Дети отвечают.)

Для чего нужны чашка и стакан? (Из них можно пить чай, молоко, компот.)

Чем отличаются чашка и стакан? (Стакан прозрачный, а чашка нет, стакан выше чашки.)

Сравните теперь стакан и кружку, чем они отличаются? (Стакан  из стекла  -стеклянный, а кружка сделана из металла- металлическая;  стакан прозрачный, а кружка нет, кружка больше стакана.)

Что выше - стакан или чашка? (Стакан выше, а чашка ниже.)

Из чего едят суп? ( Из тарелки.)

Из чего едят второе? (Тоже из тарелки.) Как называются тарелки для первого? Для второго? (Глубокие и мелкие.)

 Воспитатель: Ребята, давайте поможем клоунам накрыть стол для гостей (Накрываем стол скатертью.). Куда мы положим хлеб? Как называется специальная посуда для хлеба? (Хлебница.)

Для сахара? (Сахарница.)

Для салата? (Салатница.)

Для сухарей? (сухарница.)

Для салфеток? (Салфетница.)

Для конфет? ( Конфетница.)

Гости любят пить чай и кофе. В чем заваривают чай? (В чайнике.)

В чём варят кофе? (В кофейнике.)

В чём подадут к столу молоко? (В молочнике.)

Сливки? (В сливочнике.)

Вот какой праздничный стол получился.

                               Физкультминутка « Хомячок»                                            

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое небылицы? (Ответы детей.)

Небылицы (нелепицы, путаницы) – это то, чего не было и не бывает на самом деле.

Послушайте отрывок из стихотворения Зинаиды Александровой «Шутка», и скажите, что  в этом  стихотворении не так?

«У нас в переулке есть дом с чудесами,

Сходите, взгляните – увидите сами:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А  рыбы читают  весёлые книжки,

Отняв потихонечку их у малышки.»

Прослушав отрывок, дети называют небылицы, которые заметили.

Воспитатель: Ребята, вы помогли Кудряшкину ,Улыбкину и Игрунчику накрыть на стол , а они хотят научить вас сочинять  небылицы.

Для этого нам нужно выучить стихотворение:

Ехал Ваня на коне,

Вёл собаку на ремне.

А старушка в это время

Мыла кактус на окне

(Э.Успенский)

(Дети повторяют)

А сейчас мы слова этого стихотворения заменим картинками (показываю детям картинки, ( Приложение 2), и расскажем его.

Дети повторяют стихотворение, затем переставляют карточки в планшете местами и рассказывают  небылицу  которая  получилось.(Приложение 3) Карточки  несколько раз меняем местами и рассказываем варианты небылиц. - Ехал Ваня на коне,

 Вел собачку на ремне ,

Ну, а кактус в это время

 Мыл старушку на окне. –

- Ехал Ваня на окне ,

Вел старушку на ремне

Ну. а кактус в это время

 Мыл собачку на коне.-

-Упражнение: «Качели для клоунов» (индивидуальная работа)

Клоуны любят качаться на качелях, давайте их порадуем и построим для них качели из палочек так, как показано на схеме.

(Опора качели-треугольник,  перекладина - пять палочек. Сиденья-треугольники).

Дети выкладывают качели из палочек.

Итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осенние небылицы

сценарий осеннего праздника...

конспект гимнастики побудки после дневного сна в младшей группе "Небылицы"

Гимнатика побудка с закаливающими мероприятиями в младшей группе: контрасное воздушное закаливание, упражнения в кроватях....

Подборка "Небылицы в лицах" для старшего дошкольного возраста

Подборка "Небылицы в лицах" для старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Небылицы и нелепицы - развиваем интеллект ребенка""

В консультации для родителей детей старшего-среднего возраста в доступной форме  даны рекомандации по использованию в процессе интеллектуального развития дошкольников такого жанра, как поэзия абс...

Как мы сочиняем стихотворные небылицы - лимерики

Как мы сочиняем стихотворные небылицы - лимерики...

Методическая разработка: Технологическая карта ООД по развитию речи "Небылицы, небылицы..."

Небылицы - это небольшие стишки или песенки, в которых "всё поставлено с ног на голову". В них нарушается ход событий, логика действий, происходящих с героями. С их помощью дети учатся...