Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Прогулка по зимнему лесу»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пермякова  Татьяна  Владимировна

Лексическая тема. «Зима. Дикие животные наших лесов».
Цель: Расширение и закрепление представлений о зиме и диких животных.

Интеграция образовательных областей:

  • познание;

  • коммуникация;

  • здоровье

Технологии:

  • использование игровых методов;

  • игровые технологии, направленные на развитие слухового и зрительного внимания;

  • информационные компьютерные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии: су-джок гимнастика для рук

    физминутка

 

Коррекционно- образовательные задачи:

Систематизировать знания о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.

Закрепление словаря по теме « Дикие животные наших лесов».

Добиться усвоения лексико- грамматических форм речи:образование притяжательных прилагательных д/и «Чей, чьи,чьё?;

Обеспечить применение на практике слов-антонимов«Скажи наоборот»

Закрепление навыка слогового анализа слов д/и «Дом для зверей».

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза слова.

Коррекционно -развивающие задачи:

Обеспечить развитие умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета.

Обеспечить развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные задачи:

Пробудить чувства сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_progulka_po_zimnemu_lesu.odt32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в  подготовительной группе на  тему

«Прогулка  по зимнему лесу»

Лексическая тема.  Дикие животные наших  лесов.
Цель: Расширение   и  закрепление  представлений  о  диких  животных.

Коррекционно- образовательные задачи:

Систематизировать знания о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Добиться усвоения  словаря по  теме « Дикие животные наших лесов».

Добиться  усвоения  лексико- грамматических  форм речи:

-образ. относит. прилаг-х д/и «Какой лес?»;

-образование существительных с суффиксами -онок- енок д/и «Назови  детёныша»;

-образ. притяжательных прилагательных д/и «Чей,чьи,чьё?;

 -употребление предложно –падежных  конструкций/узнавание предлога по схеме , придумывание  с этим предлогом  предложения/

Умение подбирать антонимы «Скажи наоборот»

Совершенствование  навыка  слогового  анализа   слов д/и «Дом для зверей».

Совершенствование   умения  звукового анализа  слова.

Коррекционно -развивающие  задачи:

Обеспечить  развитие умения самостоятельно   задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета.

Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления.

Коррекционно- воспитательные  задачи:

Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:  презентация со слайдами,  картинки  с изображениями диких животных,домик, фланелеграф, контейнера  для звукового разбора  слов.

Ход занятия:

Организационный  момент:

Логопед. Ребята, отгадайте загадку.

Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то ….

Дети. Зима.    
Логопед. Правильно,это зима.                                                                       1 слайд

Скажите, после  какого  времени года  наступает зима  и перед каким  временем года  у нас  бывает зима?
Дети. Зима наступает после осени. Она бывает перед весной.
 Логопед. Молодцы, а сейчас мы  с вами поиграем в  игру

1.« Скажи  наоборот»   

 Закончи предложения противоположным по значению словом.

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

Летом небо светлое, а зимой — ....

Летом день длинный, а зимой — ....

Летом солнце яркое, а зимой — ....

Весной лед на реке тонкий, а зимой — ....

Снег мягкий, а лед — ....

Одни сосульки длинные, а другие — ....
Основная  часть:

Логопед. Мы сегодня с вами отправимся  на  прогулку   в лес. Раз  у нас  с вами сейчас  на улице зима,значит в какой лес  мы  отправимся?

Дети. Зимний

На экране появляется   2 слайд-  изображение  зимнего леса.

Логопед. Глядя на  картинку, скажите, лес - он  какой   зимой?
Дети.  Снежный, морозный, пушистый, белый, холодный, суровый, вьюжный, красивый,  нарядны, сонный.

Логопед. Совершенно верно. Чтобы  нам  быстрее было добраться до  нашего  леса   мы  с  вами  оденем лыжи  и  отправимся  в путь..

Ф/минутка

Я еду! Я еду по тропке лесной!
Здороваюсь с дубом, берёзой, сосной.
Я еду! Снежинки руками ловлю.
Я еду! Я ездить  на лыжах  люблю.

 

Чтобы   нам  было не скучно  гулять в  зимнем лесу, наша  знакомая  мудрая  сова приготовила ряд заданий, если  мы  с  вами их все  выполним, то нас   в конце  нашей  прогулки  ждёт сюрприз

И вот  мы  с  вами в зимнем лесу, в  лесу тихо  и  сонно,  но  это обманчиво, в нём много обитателей. А какие  обитатели живут в лесу вы должны назвать. отгадав  загадки, которые приготовила  наша сова,  а отгадки будут появляться  на экране, если ваш ответ будет правильным/3 СЛАЙД/

Затем щелкается ещё раз т появляется название задания.

2. «Доскажи словечко»

       4 слайд

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? …  (Зайка)

        5  слайд

Он  зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? - … (Медведь)

 

6  слайд

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …(Волк)

   

 7 слайд

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (Лиса)

8  слайд

На  ветке не птичка-

зверёк невеличка!

Мех тёплый. Как грелка,

Кто же это.... (белка).

9  слайд

 Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – … (Кабан)

 

10  слайд

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это...(Лось)

 

11  слайд

Шубка-иголки,

Свернётся-он колкий

Рукой  не возьмёшь.

Кто это?.....(ёж)

12  слайд

Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его … (Барсук)

13  слайд

Вот построил он плотину,
Надо веточек и тину –
Строит всё без топора,
Будет домик у … .(Бобра)

Закрывается экран

Логопед. Зверям холодно  зимой, звери  просятся домой,наших зверей мы поселим в один  общий дом. Но мы знаем,что у каждого зверя есть своё жилище

и  прежде,чем  мы выполним задание Совы,давайте вспомним жилища диких животных.

???     Упр-е «Кто где живёт»

Я вам показываю дикое животное. А вы говорите .где оно живёт.

Дети. Белка......живёт  в дупле

Волк.......живёт  в логове

Лиса......живёт  в норе

Медведь …..живёт    в  берлоге

Барсук …...живёт   в норе

Бобёр....  живёт     хатке

Логопед. А  у   каких зверей нет  своего  жилища?

Дети. Это ….заяц, ёж, кабан,  лось......их  жилищем  является  сам лес, где  они  живут.

Логопед.  Посмотрите, а  вот и дом, в который  мы поселим  наших диких  животных.

Этот домик не простой, этот домик слоговой /на фланелеграфе  домик  и  внизу изображения диких  животных/

На   1 этаже   у нас будут жить животные  в названиях, которых  1 слог/лось, волк,ёж/, на 2  этаже  животные  в названиях, которых 2 слога /белка, кабан,медведь/ ,

на 3  этаже  будут жить животные  в названиях, которых   3 слога/лисёнок, зайчонок, бобрёнок/

Будьте внимательны, на  картинках   нарисованы    взрослые животные   и  детёныши.

 Работа  на  фланелеграфе

Логопед . Молодцы с этим заданием вы справились и теперь наши зверям  не будет холодно.

4.Наша  мудрая сова также  беспокоится, чтобы  и мы не замёрзли. Поэтому  она нам приготовила «волшебные мячики», с которыми мы  сейчас и поиграем/используются мячики су-джок/

М/м

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Логопед. Наши пальчики согрелись?

Дети. Да.

Логопед. Отлично, а вот и очередное задание от нашей знакомой  совы /16 СЛАЙД/

5.Вы, ребята, должны  разгадать ребус, которые для вас приготовила сова,собрать/составить/  слово из букв  и сделать   звуковой разбор  этого  слова, которое  спряталось в ребусе.

Логопед. Как мы будем разгадывать наш ребус?

Дети. Разгадываем наш ребус по первым звукам названий картинок.

Посмотрите на наш экран, там появится  наш ребус:  

 

Логопед.  Какое же спряталось в нашем ребусе?

Дети. ЗИМА.

Логопед. Напомните мне пожалуйста, что значит выложить звуковую схему слова?

Дети. Слово выкладываем в  виде кружочков.

Логопед. Правильно.

Гласные звуки мы выкладываем  кружочками какого цвета?

Твёрдые   и мягкие согласные?  

У звонких согласных у нас что добавляется?

Дети. Гласные-красными кружочками. Твёрдые согласные-синий. Мягкие согласные-зелёный кружочек, у звонких добавляется  колокольчик  в кружок.

Логопед. Совершенно верно. Теперь составьте  слово  из букв, а под словом  выложите  звуковую схему нашего слова ЗИМА на стульчиках, а  под ними  вы возьмёте  контейнера , в которых лежат   кружочки для звукового разбора.

Логопед. А теперь проверьте себя правильно   ли вы её выложили/ 17 слайд/-слово зима + звуковая схема слова зима.

Идём дальше  по лесу и выходим с вами  на полянку.

Посмотрите на экран и увидим на  нашей полянке дом, в котором живёт наш любимый доктор  Айболит/18  слайд/

        Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных/19 слайд/.

    Логопед. И вот вам следующее задание от нашей совы .

    Посмотрите на картинку    и скажите  кто пришел к лечебнице доктора Айболита? Назовите маму  и детёныша, при этом показав нам их на картинке.
Дети.  Лиса с лисенком. Зайчиха с зайчонком. Лосиха  с лосёнком. Ежиха с ежонком. Белка  с бельчонком. Медведица  с медвежонком/работа  со слайдом/

Логопед. Молодцы.

Логопед. Доктор Айболит в своей лечебнице оказал помощь всем животным.  И сова  хочет  у  вас узнать  у  кого и  что  вылечил  доктор Айболит. И вот вам следующее задание,  это упражнение «Чьё, чьи, чей?»

Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? ...(Ежиную.)

Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? ... .

Лосю вылечил ногу. Чью ногу вылечил доктор? ....

Медведю вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор? ... .

Лисе вылечил голову. Чью голову вылечил доктор? ....

Белке вылечил ухо. Чье ухо вылечил доктор? ....

Волку вылечил ухо. Чьё ухо вылечил доктор? ... .

Белке вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? ... .

     Зайцу вылечил глаз. Чей глаз вылечил доктор? ....

    Лисе вылечил лапу. Чью лапу вылечил доктор? …

Далее экран закрывается/либо картинка зимнего леса/

???Логопед.  

Поглядите на нашу  полянку/показываю на  ёлочки  в музыкальном зале/

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок

Кружатся  снежинки

Белые пушинки.

Полетели,  понеслись.

И под ёлкой  улеглись.

Тихо спят снежинки,

Белые пушинки.

Логопед. Посмотрите сколько много снежинок  под нашими  елочками. Каждый  возьмите   по снежинке. Посмотрите какие они  необычные, что на них нарисовано?

Дети. Схема предлога.

Логопед. А зачем нам нужны  предлоги?

Дети. Предлоги нам помогают составлять/придумывать /предложения.

Логопед. Правильно.

Сейчас каждый из  вас   придумает предложение  про дикое животное со  своим предлогом, схема, которого изображена  на снежинке. И это последнее задание  от нашей мудрой совы.

Предложение можно придумать . Как про взрослого животного, так и про детёныша. Кто готов  проговорить  своё предложение?

Дети. Выслушиваются ответы  детей.

Логопед. Ну, а теперь нам  пора возвращаться  в наш детский сад. Одеваем  опять наши лыжи и отправляемся  в обратную дорогу/проговаривается стих-е  про лыжи/.

Вот мы  и прибыли в сад, посмотрите, а вот и сюрприз  от нашей совы/достаётся коробка , в которой шоколадные медали/.

Логопед. Сова приготовила вам вознаграждение за  вашу отличную  работу, но  

его мы  посмотрим в нашей группе, а сейчас  давайте  ещё раз вспомним  какие задания  от нашей совы мы выполняли:

Дети.

«Доскажи словечко»

«Рассели животных  по этажам»/делили слова на слоги/

разгадывали ребус и делали звуковой разбор этого слова

называли маму и её детёныша

«Чьё, чьи, чей?»

придумывание  предложений  про дикое животное со  своим предлогом.

Логопед. Вы хорошо потрудились. Я благодарю вас за работу на занятии. А сейчас попрощайтесь с нашими гостями  и идите  в группу, где вы сможете  взять вознаграждение от совы.

Дети выходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей II младшей группы. Тема: «В зимнем лесу»

Цель:Закрепить знания детей о диких животных и их детенышей, местах их обитания.Активизировать употребление прилагательных в речи детей.Упражнять в правильном произношении звуков  [у], [ф].Развив...

Конспект логоритмического занятия в старшей коррекционной группе. Тема: «В зимнем лесу».

Расширять и активизировать словарный запас по теме «зима»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности второй младшей группы «Происшествие в зимнем лесу»

В своей работе я выбрала технику примакивания кистью (с использованием контрастных цветов: белые следы на синем фоне, что вызвало у детей интерес к рисованию и получению красивых работ)....

Конспект открытого комплексного занятия "Лесные животные зимнего леса" (вторая младшая группа)

Комплексное занятие "Лесные животные зимнего леса" являлось итогомым мероприятием родителей и детей по пройденной теме "Животные леса". Дети смогли показать все стороны образовательного процесса. Но и...

Конспект утренней гимнастики для 1 младшей группы Тема: «В зимнем лесу»

Цель: Создать условия для формирования потребности в физических упражнениях.Задачи:1.Создать условия для формирования умения выполнять упражнения самостоятельно.2.Создать условия для расширения двигат...

Конспект развлечения в младшей группе «Прогулка в зимнем лесу»

Предназначено для развития у детей младшего дошкольного возраста  творческих  способностей с помощью музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах....