Организация и проведение занятий по развитию речи
консультация по развитию речи на тему

Методические подходы к организации и проведению занятий по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekom_._razvit.rechi_.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Обогащение словаря включает не только расширение его объёма, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение знаний слов, обогащение связей слова с другими словами.

На каждом возрастном этапе понимание ребёнком значения слова отличается существенными чертами, в течение дошкольного детства осознание смысловой стороны слова происходит длительный путь развития. В процессе понимания ребёнком речевого сообщения окружающих исследователи выделяют две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребёнка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), вторая характеризуется включением его языкового опыта в процессе общения.

Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М.М.Кониной. Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство развития детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». Картинку она рассматривала как средство, способное вызвать у ребёнка интерес к слову, который является необходимым условием Развития связной речи; затем можно подводить ребёнка к активному использованию словарного запаса и без наглядных средств.

Большое значение придавала М.М.Конина усвоению ребёнком смысла слова. Поэтому она считала необходимым работать над уточнением словаря и отработкой умения употреблять слова в соответствии со смыслом («Как ещё можно сказать?», «Как назвать правильно?»).

Необходимо ознакомление со словом в разных видах деятельности, уточнение понимания значения слова детьми разных возрастных групп, освоение обобщающего значения слов, введение слов, обозначающих элементарные понятия.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, употребление синонимов,  антонимов, многоязычных слов, понимание переносных значений).

Слово усваивается ребёнком быстрее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.

Важными задачами  словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. В процессе словарной работы необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Все виды лексической работы  проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

МЛАДШАЯ ГРУППА.

Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни, активизации разных частей речи, не только имён существительных, но и глаголов, имён прилагательных и т.д.

Детям необходимо показывать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого их надо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: кто это? что это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает?, что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи, какой», «Кто что умеет делать?».

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних  качеств предмета, его характеристике («Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»).

При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»).

На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та …; волосы у одной куклы светлые, у другой ….

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (кукла, мяч  это игрушки и т.п.), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз. трубы, окна, вагоны, колёса – поезд).

На основе наглядности проводится работа по ознакомлению с многоязычными словами (ручка у сумки-ручка у зонтика-ручка у чашки).

В целом направлена работа на подведение  ребёнка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

СРЕДННЯЯ ГРУППА.

Особое внимание в словарной работе  уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.

Продолжается работа по активизации в словаре детей названий предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняются обобщённые понятия (игрушки, одежда, мебель, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают не только действия к предмету, но и предметы к тому или иному действию.

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения («Что умеет делать ветер, вьюга, солнце?»).

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы)(сладкий-горький).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность, находить на картинке предметы, которые называются одним словом игла (игла швейная, игла у ежа, у ёлки и т.п.).

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать слова и словосочетания в играх («Кто (что) может быть лёгким, тяжёлым, добрым, весёлым?, Как сказать по-другому?»).

СТАРШАЯ ГРУППА.

Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многоязычных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Работая с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (весёлый мальчик-радостный), к отдельному слову (умный-толковый).

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения: бежать-мчаться, а также значение имён прилагательных оценочного характера: умный-рассудительный и т.п.

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом-новый), к отдельным словам (лёгкий-тяжёлый) или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой ….(находит).

От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.

Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно чётко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

В подготовительной группе продолжается работа по обогащению, закреплению и активизации словаря. Широко ведётся работа над уточнением понимания значения известных, близких или противоположных (синонимы и антонимы) слов, а также многоязычных слов с прямым и переносным смыслом.

Одной из важнейших задач является формирование умения выбирать наиболее точные слова при формировании мысли и правильно их употреблять в любом контексте. У детей формируется умение выбрать наиболее подходящее слово (жаркое солнце-горячее, жаркий спор-взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники крупные).

Необходимо работать и над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу («Что может быть глубоким, лёгким, тяжёлым?»). Использование пословиц и поговорок («Вещь хороша новая, а друг старый») закрепляет представление о б антонимах, поэтому их надо шире включать в речевые занятия.

Работа с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; острый нож, ум, язык, суп, глаз, слух) подводит детей к пониманию переносного значения слов.

Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям в точной передаче творческого замысла в самостоятельных рассказах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС"

В выступлении раскрывается специфика работы воспитателя по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности....

Конспект организации и проведения занятия по развитию речи с детьми второй группы раннего возраста

Тема: «Устное народное творчество. Русская народная сказка «Репка»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.Задачи:1.Образовательные: Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Обучение рассказыванию по картинкам»

Цель: Учить детей с помощью раздаточных карточек самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.Задачи:Образовательные:- учить детей правильно строить сложные предложения;- учить де...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...