Конспект занятия развитие на фонематического слуха
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Понуровская Ольга Николаевна

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольникв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_slukha.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

                               Развитие фонематического слуха

 

Цель:

1закрепить навыки четкого различения и произношения звука [С] в слогах, словах, фразах;

2выделять звук [С] в начале, середине, конце слова;

3.деление слов на слоги;

4составление предложений по предметным картинкам;

5 упражнение в образовании уменьшительно- ласкательных существительных.

6. развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, связной речи

Интеграция образовательных областей: социализация, физическая культура, познание, коммуникация,

Оборудование: Полоски вырезанные из картона, декорация на поляне: (искусственные елки, домики животных, игрушки животных (лиса, медведь)), картина с изображением медведя, мел, доска.                                                

                                                 

Ход занятия.

 1. Игра «Чудесный конвертик» (дети стоят полукругом)                                                                                      - Какое сейчас время года? /зима.                                                                                                             Зимний ветерок дует, вертит, в форточку влетел конвертик.                                                                             Ну-ка, Дима, посмотри, что в конвертике внутри!                                                                                    (ребёнок достает из конверта картинки и называет их: сорока, снегирь, сова)                                                                                                - Назови, одним словом кто это. / Это птицы/  - Какие это птицы? / зимующие/                                                      - Где живут эти? / В лесу /                                                                                                                               -Ребята, сегодня мы с вами мы отправимся в школу. Только в очень необычную школу, а в птичью гимназию. У птиц там скоро экзамены и они просят нас с вами помочь им подготовиться.

2. Речь с движением «В гости в сказку»                                                                                                        В сказку скоро мы пойдем. / беремся за руки и идём по кругу;                                                           Птичью школу там найдем, / соединяем руки над головой в виде крыши дома; Птиц зимующих увидим. / скрещиваем кисти рук перед грудью в виде птицы;                                                   Никого мы не обидим. / грозим пальчиком.

3.  Упражнение на отработку длительности воздушной струи и тембра голоса.                       - Послушайте внимательно слова, и определите, какой общий звук в этих словах:                                              сорока, снегирь, сова Звук - [С]. - Давайте произнесём этот звук все вместе.                          - Скажите, что делал ваш ротик, когда вы произносили звук [С]?                                                                   - Вспомните, где находился язычок, и что делали зубки, чтобы у нас получился красивый звук [С].                                                                                                                (Губки слегка растягиваются в улыбку, а между зубками остается маленькая щель. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Спинка языка слегка выгнута вверх горочкой. На середине языка образуется желобок, по которому выходит выдыхаемый воздух.)                                                                                                                    - Каким должен быть выдыхаемый нами воздух, когда мы произносим звук [С]?

(Воздух должен быть холодным.)                                                                                                                                                         - Подставьте ладошку ко рту, длительно произнесите звук [С] и проверьте: у всех ли идет из ротика холодный воздух?                                                                                                                         - В природе существуют очень много звуков, которые похожи на звук [С]:                                                    Покажите: - как тихонько выходит воздух из проколотого шарика? – Ссссссс.                                                           (дети приставляют указательные пальцы к губам и по мере длительного произнесения звука вытягивают руки вперёд)                                                                                                                            - как трудно свистит насос, накачивая колесо? – С-с-с-с-с-с-с.                                                           (ритмично стучим указательными пальчиками о край стола)                                                                                                                                           - как угрожающе шипит змея, прячась в траве? – Ссссссс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  (ладони прижаты друг к другу, дети длительно произносят звук [С] и выполняют волнообразные движения руками перед грудью в виде ползущей змеи)

4  «Дятел»                                                                                                                                                      Он всю жизнь мечтал научиться произносить звук [С]. Но у него всегда выходит только тук-тук-тук. Он уже слышал, как вы произносили звук [С] длительно и прерывисто, а теперь хочет послушать, как звучит звук [С] вместе с гласными звуками в слогах, словах и предложениях .

Автоматизация звука [С]: а) в чистоговорках:

СА-СА-СА – Искусала пса оса; СУ-СУ-СУ – сумку новую несу;                                                                            СЫ-СЫ-СЫ – хвост красивый у лисы; СО-СО-СО – катилось колесо;                                                                                   АС-АС-АС – у нас новый палас; ОС-ОС-ОС – накачаем мы насос;                                                                              УС-УС-УС – у сома длинный ус; ИС-ИС-ИС – в лесу много лис.

 5. Пальчиковая гимнастика «Синица»

- Синица очень весёлая и подвижная птица, она хочет с вами немного поиграть.                               Скачет шустрая синица /кисти рук сомкнуты перед грудью в виде крыльев;                                                 Ей на месте не сидится: /наклоны влево – вправо, руки по-прежнему перед грудью;                               Прыг – скок, Прыг – скок /прыжки на месте;                                                                                                                                       Завертелась, как волчок. /поворот вокруг себя ;                                                                                                     Вот присела на минутку, /присесть;                                                                                                                                                                                               Почесала клювом грудку / наклоны головы вперёд;                                                                                           И с дорожки на плетень: /прыжки влево – вправо;                                                                                                                  

6. Итог занятия 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.                 Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ ЧАЙ».

Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В игровой форме у детей можно развить и сформировать ыонематический слух и интониционность речи, что оч...

КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.

КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.Цель: Воспринимать и узнавать на слух звук Ш в неречевых звуках, в слога, в словах и в предложениях....

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"...

Конспект занятия «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш»....