«Речевое развитие»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мироненко Елена Дмитриевна

Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида №8 поселка городского типа Черноморского

муниципального образования северский район

Перспективное планирование в подготовительной группе

по образовательной области

«Речевое развитие».

Раздел «Развитие речи».

Воспитатели:

Мироненко Е.Д.

Тяпкина Л.Н.

месяц: Сентябрь.

п/п

НОД №.

Тема.

Сроки проведения.

Задачи.

Источник

1

НОД №1.

Тема: Пересказ сказки «Лиса и козел».

Связная речь: закрепить представление детей об особенностях композиции сказок; учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалога персонажей.

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира.

Звуковая культура речи:  учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной скоростью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом).

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко, стр.120.

2

НОД №2.

Тема: Рассказывание по картине «В школу».

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

Словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам: «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, подбирать точно слова для обозначения явления.

Грамматика: учить подбирать однокоренные слова к задуманному слову; упражнять в дифференциации звуков С и Ш: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко, стр.121.

3

НОД №3.

Тема: Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта.

Связная речь: учить детей передавать текст последовательно и точно.

Грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.

Словарь: учить подбирать синонимы  и антонимы к прилагательным и глаголам.

Звуковая культура речи: учить заканчивать фразу, начатую воспитателем, произносить двустишие с разной силой голоса.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко, стр.122.

4

НОД №4.

Тема: Коллективное рассказывание.

Связная речь: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

Словарь: упражнять в подборе определения к заданным словам.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко, стр.123.

Месяц: Октябрь

1

НОД № 1.

Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое части рассказа.

Словарь: упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам.

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко, стр.124.

2

НОД № 2

Тема: Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные».

Связная речь: учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события.

Грамматика и словарь: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа, учить образовывать прилагательные, развивать умение сравнивать.

Звуковая культура речи: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.125.

3

НОД № 3

Тема: Рассказывание на тему: «Первый день Тани в детском саду».

Связная речь; упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет.

Грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа; упражнять в словообразовании.

Звуковая культура речи: упражнять в дифференциации звуков |ц] и | ч|, отрабатывать отчетливую дикцию.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.127.

4

НОД № 4

Тема: Рассказывание на заданную тему.

Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему.

Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и |ш), научить детей дифференцировать эти звуки на слух, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации..

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.128.

месяц: Ноябрь

1

НОД №1

Тема: Придумывание сказки на тему: «Как ежик выручил зайца».

Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, оценивать рассказы друг друга.

Грамматика: учить подбирать однокоренные слова.

 Словарь: учить подбирать синонимы, воспитывать чуткость к звуковым оттенкам слова, учить подбирать антонимы. Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.129.

2

НОД № 2

Тема: Придумывание сказки на тему „День рождения зайца".

Связная речь: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану, использовать описание, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средствам выразительности.

Грамматика: упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных.

Звуковая культура речи: упражнять в отчетливом произношении потешек, темпе речи и силе голоса.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.131.

3

НОД № 3

Тема: Сравнение и описание предметов.

Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы.

Словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки к прилагательным, оценивать предложения по смыслу.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.132.

4

НОД № 4

Тема: Рассказывание по картине «Лиса с лисятами».

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность.

Словарь и грамматика: упражнять в словообразовании.

Звуковая культура речи: упражнять в изменении силы голоса.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.134.

месяц: Декабрь

1

НОД №1

Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст.

Грамматика: обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.

Словарь: упражнять в подборе синонимов, учить оценивать словосочетания по смыслу

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.135.

2

НОД №2

Тема: Рассказывание по картине, «Вот так покатался!»

Связная речь: учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга, использовать для описания зимы образные слова и выражения.

Словарь: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки.

Звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении звуков [с],[с'], [з], [з'], дифференцировании их на слух.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.136.

3

НОД № 3

Тема: Рассказывание на тему : «Моя любимая игрушка»

Связная речь: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно.

Грамматика и словарь: учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков.

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.137.

4

НОД № 4

Тема: Составление описательного рассказа на тему «Моя картина».

Грамматика и словарь: активизировать в речи детей глаголы, учить восстанавливать исходную форму, дать элементарные обобщенные представления о некоторых способах словообразования , упражнять в употреблении форм единственного и множественного числа глагола «хотеть» .

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.138.

месяц: Январь

1

НОД № 1

Тема: Пересказ сказки «У страха глаза велики».

Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.

Словарь и грамматика: учить детей объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов, учить замечать смысловые несоответствия

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.139.

2

НОД №2

Тема: Придумывание рассказа на тему: «Как Миша варежку потерял».

Связная речь: учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем.

 Грамматика: активизировать в речи детей союзы и союзные слова, упражнять в употреблении слова «варежки» в разных падежах.

Звуковая культура речи; упражнять в дифференцировании звуков [ш], [ж], в использовании вопросительной и повествовательной интонаций.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.141.

3

НОД № 3

Тема; Рассказывание по картине «Дети Севера».

Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления, воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным, и последующие.

Словарь: уточнить знания детей о народах нашей страны, упражнять в подборе определений, синонимов.

Звуковая культура речи: упражнять в четком произнесении скороговорки, развивать речевое дыхание.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.142.

4

НОД №4

Тема: Рассказывание по картине. Дифференциация звуков.

Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные, подбирать короткие и длинные слова;

Связная речь: учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа (начало, середина, конец).

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.143.

месяц: Февраль

1

НОД № 1.

Тема: Рассказывание из серии сюжетных картин.

Связная речь: учить детей составлять коллективный рассказ, давать шуточные названия.

Грамматика и словарь: учить заканчивать предложение, начатое воспитателем.

Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.144.

2

НОД № 2

Тема: Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играли зимой на

участке».

Связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое существенное и интересное.

Грамматика: активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снежный; зима, зимовье, зимовать и т.д.).

Словарь: учить составлять 2-3 предложения с заданными словами.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.143.

3

НОД №3

Тема: Описание предложенных картинок. Уточнение обобщающих

понятий.

Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предложенным картинкам;

Словарь, грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету, активизировать глаголы, выражающие разные состояния; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.143.

4

НОД №4

Тема: Рассказывание по сюжетным картинкам.

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ но картине.

Грамматика: упражнять в употреблении названии детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и образной речи, учить различать эти звуки на слух.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.143.

месяц: Март

1

НОД № 1

Тема: Рассказывание по серии сюжетных картин.

Связная речь: учить детей коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л], учить произносить скороговорки

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.149.

2

НОД № 2

Тема: Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта». Рассказывание на

тему из личного опыта.

Связная речь: учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине.

Грамматикам словарь: активизировать употребление названий профессий и действий. Звуковая культура речи: учить различать на слух и в произношении звуки [ д ]и [ д ']

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.149-150.

3

НОД № 3

Тема: Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Рассказывание на тему из личного

опыта

Связная речь: учить детей пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную.

Словарь: познакомить со значением слова «игла». Грамматика и звуковая культура речи: - учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.150-151.

4

НОД №4

Тема; Пересказ сказки Л.Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку...»

Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст

в ситуации письменной речи.

Грамматика и словарь: активизировать в речи детей сложные предложения упражнять в образовании однокоренных слов, активизировать в речи детей антонимы.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.152.

месяц: Апрель

1

НОД № 1

Тема: Придумывание сказки на заданную тему.

Связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра.

Звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, огорчение, безразличие).

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.153.

2

НОД №2

Тема: Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».

Связная речь: учить детей выразительно пересказывать сказку.

Словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста) упражнять в образовании сравнительных степеней прилагательных, воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Звуковая культура речи: упражнять в правильном произношении звуков [щ], [ж], [р], изменении силы голоса и темпа речи.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.155.

3

НОД №3

Тема: Рассматривание пейзажной картины.

Связная речь: формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.

Звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувство радости и огорчения.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.155-156.

4

НОД № 4

Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками».

Связная речь: учить детей составлять коллективный рассказ-описание.

Звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звук[Р] и [Р'], подбирать слова с [р] и [Р'], закреплять представление о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.157.

месяц: Май

1

НОД № 1

Тема: Пересказ рассказа          М.М. Пришвина «Золотой луг».

Связная речь: довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве, учить пересказывать от третьего лица.

Звуковая культура речи: упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.158.

2

НОД № 2

Тема: Рассказывание по картине.

Связная речь: учить составлять связный рассказ по картине.

 Словарь: упражнять в подборе определений, сравнений и названий действий, учить придумывать загадки о животных.

Грамматика: активизировать в речи детей форму повелительного наклонения глаголов.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.159.

3

НОД № 3

Тема: Подбор синонимов и антонимов. Рассказывание на заданную тему

Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных, упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову, учить определять предмет по его основным признакам.

Связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.160.

4

НОД № 4

Тема: Рассказывание на самостоятельно выбранную тему.

Связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему.

Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных.

Звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи.

«Комплексные занятия в подготовительной группе» Т.М.Бондаренко,

стр.162.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...