Главные вкладки

    Фронтальное логопедическое занятие с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Домашние животные».
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Карцева Елена Зигмантасовна

    Цель: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту по серии сюжетных картин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_na_sayt_lena.docx26.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Фронтальное логопедическое занятие с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи

    по теме «Домашние животные».

    Цель: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту по серии сюжетных картин.

    Задачи:

    Образовательные:

    - учить образовывать сложные слова;

     Развивающие:

     - развивать умение строить последовательно своё высказывание;

     - активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;

    Коррекционная:

    - закреплять простые и сложные  предлоги: на, под, около, рядом, за, из – за.

    Воспитательная:

     - воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.

    Предварительная работа: дифференциация предлогов – составление предложений по опорному слову и схеме предлога, разучивание физминутки, чтение К. Паустовского «Кот – ворюга», В. Сутеева «Капризная кошка».

    Оборудование: сюжетные картинки к рассказу, игрушка -  кот, игрушечное дерево, мяч, трафареты с изображением котят, простые и цветные карандаши, листы бумаги, аудиозапись песни «Дружба крепкая…» из мультфильма «Кот Леопольд».

    Конспект занятия

    Организационный момент.

    Логопед: Здравствуйте, ребята! Проходите и садитесь на стульчики. Отгадайте мою загадку.

                          Отворилась тихо дверь,

                          И вошёл усатый зверь,

                          Сел у печки, хмурясь сладко,

                          И умылся серой лапкой.

                          Берегись, мышиный род,

                          На охоту вышел…( кот)

    Из коробочки логопед достаёт игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на всё занятие.

    Логопед: Васька очень озорной. Куда он спрятался?

    Дети: Васька спрятался за дерево.

    Логопед помещает игрушечного котёнка: на  дерево, под дерево, за дерево, перед деревом, около дерева и т. д. Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.

         Основная часть.

    Логопед:  Встаньте около своих стульчиков и давайте поиграем в игру

    с мячом  « Какой кот?»

    Логопед:  Если у него мягкая шёрстка ?

    Ребёнок: Кот мягкошерстный.

    …     длинный хвост - …

    …     пышный хвост - …

    …     чуткие уши - …

    …     чёрные усы - …

    …     короткие усы - …

    …     большие глаза - …

    …    мягкие лапы - …

    …    широкие лапы - …

    Дети по очереди отвечают.

    Логопед:  Кот  Вася хочет, чтобы вы послушали его историю о том, как он однажды охотился. Но сначала посмотрите внимательно на картинки и разложите их правильно. Что было сначала, потом и чем всё закончилось.

        Три ребёнка  выполняют задание – располагают на доске картинки в нужной последовательности.

    Логопед: Молодцы! Ну а теперь внимательно слушайте. 

           После вкусного обеда кот Вася решил почистить шёрстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом.

             Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошёл к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле.

           Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

    После небольшой паузы логопед проводит беседу по тексту. Логопед добивается от детей полных развёрнутых ответов.

     - После чего кот  Вася решил почистить шёрстку?

     - Какое было солнце?

     - Где расположился Вася?

     - Что привлекло его внимание?

     - Что делали воробьи?

     - Какая мысль пришла ему в голову?

     - Как Вася поднимается по стволу дерева?

     - Как вели себя воробьи?

     - Что случилось с веткой?

     - Что сделали воробьи и где оказался кот?

     - Как себя чувствовал Вася?

    Логопед: Предлагаю вам отдохнуть. Встаньте в круг.

    Вот какой коташка,               дети выполняют упражнение Котик.

    Круглая мордашка,               сложить пальчики «мячиком».

    И на каждой лапке                бегут на носочках по кругу, руки как «коготки»

    Коготки – царапки.

    Все ему игрушки-                    хлопают в ладоши

    Кубик и катушка.                     соединить руки перед грудью, круговые  

                                                         движения руками перед грудью.

    Котик, точно мячик,                прыжки на двух ногах по кругу.

    По квартире скачет.

    Логопед: Молодцы! Садитесь на стульчики и ещё раз внимательно послушайте рассказ.

       Повторное чтение рассказа.

     Логопед: Молодцы! Встаньте полукругом. Я предлагаю вам, передавая мяч друг другу, вспомнить рассказ, проговаривая  по одному предложению. Тот, кто нарушит ход рассказа, становится в конец шеренги.

           Дети воспроизводят текст, передавая мяч друг другу. Затем несколько детей воспроизводят рассказ полностью.

    Логопед: Молодцы! А чей рассказ вам понравился больше всего и почему?

     Ответы  детей.

           Заключительная часть.

    Логопед: Проходите к столам. Посмотрите на Ваську – он загрустил. Давайте сделаем для него небольшие подарки.

    Дети берут трафареты, обводят,  раскрашивают и вырезывают изображения котят под аудиозапись песни «Дружба крепкая…» из мультфильма «Кот Леопольд».

      Рефлексия.

    Логопед: Как много друзей у Васи! Вам  понравилось, ребята, наше занятие? Что понравилось больше всего?

    Ответы детей.

     Логопед:  Давайте с вами попрощаемся с нашим гостем – котом Васей. И я прощаюсь с вами!

    Фронтальное логопедическое занятие с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи

    по теме «Составление рассказа с добавлением действующего лица».

    Цель: учить детей составлять творческие рассказы по картине с добавлением действующего лица.

    Задачи:

    Образовательная:

    - учить детей рассказывать связно, последовательно;

    Развиваюшие:

    - развивать умение строить высказывание грамотно, связно, с акцентированием наиболее значимых слов, с использованием образных сравнений;

    - активизировать психические процессы, необходимые для творческого рассказывания;

    Коррекционная:

    - закреплять понятие «слово – признак»;

    - упражнять детей в подборе прилагательных к именам существительным;

    - развивать понимание и умение объяснять переносное значение выражений.

    Воспитательная:

    - воспитывать у детей умение  слушать товарищей, любовь и бережное отношение к домашним животным.

    Предварительная работа: работа над  словами с переносным значением    (ангельский характер, собачья преданность), заучивание физминутки.

    Оборудование: сюжетная картина «Живой уголок», картинки с изображением животных жарких стран.

    Конспект  занятия

    Организационный момент.

    Логопед: Здравствуйте, ребята! Проходите к столу и возьмите себе по картинке с изображением животного. Сядет на стульчик тот, кто подберёт как можно больше «слов – признаков» к животному на вашей картинке. Кто готов отвечать?

    Ребёнок: Жираф  высокий, пятнистый, длинношеий, тяжёлый.

    Аналогично отвечают остальные дети и садятся полукругом перед доской на стульчики.

    Логопед: А теперь внимательно слушайте и определяйте, кто лишний.

          Крокодил, кот, бегемот, кенгуру;

     Слон, носорог, тигр, попугай;

     Рыба, лев, обезьяна, верблюд.

    Логопед: Кто повторит все лишние слова?

    Ребёнок: Кот, попугай, рыба.

    Основная часть.

    Логопед:   Давайте с вами составим рассказ о коте, попугае и рыбках, а потом ещё добавим персонаж, которого нет на картине. Внимательно посмотрите на сюжетную картину и ответьте на вопросы:

    - Где происходит действие картины?

    - Какие животные изображены на картине?

    - Для чего их заводят в городских квартирах?

    - Зачем кот лезет в аквариум?

    - Что делает попугай? Почему?

    - Кто кого спасает?

    - Кто на кого нападает?

    - Перечислите зверей, птиц, рыб, которых люди разводят в квартире.

    - Придумайте хозяев для изображённых животных.

    - Кого мы называем домашними животными и птицами?

    - Почему попугая и рыбок  нельзя назвать домашними животными?

    - Сравните попугая и курицу.

    - Придумайте разговор между котом и попугаем.

    - Что, слушая их разговор, могла подумать рыбка?

    - Кто ещё мог помешать коту?

    - Что мог сказать вошедший в комнату мальчик или другой хозяин животных?

    Логопед:  Кто хочет составить рассказ по картине?

    Опрашиваются 2-3 ребёнка.

    Логопед: Молодцы! Нам пора отдохнуть. Встаньте в круг.

    В джунглях звон везде летит,          Имитируют игру на трубе: «Туру-ру, туру-ру»

    Если слон вовсю трубит.

    А у жирафа    шея длинная,             Делают повороты головы вправо -  влево                                                                            

    И всё видать ему вокруг.

    У зебры шея лошадиная,                          Делают наклоны головы вверх – вниз.

    Она для всех  хороший друг .

    В речке тихо плыл                            «Плывут»

    Очень злобный крокодил.

    А по пустыне поутру,                       Прыгают вперёд.

    Легко скакала кенгуру.

    От солнца всё в глазах искрится,    Лёжа на спине, одновременно двигают в 

    С тигрятами лежит тигрица.            воздухе  руками и ногами.

    В дальней Африке за всех               Встают на четвереньки, прогибают спину,

    Отвечает храбрый лев.                     Рычат: «Р-р-р-р!»

    Логопед: Предлагаю вам изменить рассказ, добавив действующее лицо (мальчика, девочку, бабушку  и пр.), придумать название своего рассказа. С каких слов можно начать рассказ?

    Дети: Однажды…, Как – то раз…, В одной квартире …

    Логопед: Напоминаю вам,  что в середине рассказа должны описываться основные события, а в конце рассказа - основной смысл высказывания, ваше отношение к происходящему. Не забудьте, что в рассказе все предложения должны быть связаны по смыслу. Рассказывать надо выразительно, плавно, без остановок.

          Опрашиваются 2-3 ребёнка.  Если дети совсем не могут составить творческий рассказ, логопед зачитывает образец, после чего дети воспроизводят его самостоятельно.

    Чуть живой уголок.

        У Киры в квартире жили кот Филя, попугай Тоша  и золотая рыбка Лолита. Кира любила своих питомцев и ухаживала за ними каждый день. Приходя из школы, девочка первым делом выпускала из клетки Тошу. Радостный попугай с шумом летал по комнате, садился на шторы, спинки стульев, на люстру… С высоты попугай часто наблюдал за Филей и Лолитой.

       Как – то раз Кира, сидя на кухне, разговаривала по телефону. Оставшийся без присмотра кот прыгнул на тумбочку, туда, где стоял аквариум. Он поднялся на задние лапы, а передней лапой пытался достать золотую рыбку.

       Бедная Лолита тревожно заметалась по аквариуму. Попугай Тоша, как коршун, слетел с люстры и начал кружить над котом. Тут Филя подцепил – таки рыбку, и она, сделав переворот в воздухе, шлёпнулась на пол. Попугай налетел на Филю и своими когтями вцепился в кошачью спину. Кот развернулся, зашипел и ударил попугая лапой.

       Хорошо, что в эту минуту в комнату вошла Кира. Она в ужасе вскрикнула. Перепуганный кот выскочил из комнаты.

          Кира подхватила с пола несчастную рыбку и вернула её в аквариум. Потом девочка взяла на руки взъерошенного попугая, погладила его, сказала: «Ах ты наш спаситель! Как хорошо, что я тебя не заперла! У тебя львиное сердце!»

    Заключительная часть.

    Логопед: Ребята, как вы понимаете значение слов «львиное сердце»? Про кого так можно сказать?

    Дети: Про очень храброго и смелого человека.

    Логопед: Почему  Кира сказала так про попугая?

    Дети: Потому что он поступил очень храбро и смело.

     Рефлексия.

    Логопед: Вам понравилось наше занятие? Чем оно вам запомнилось?

    Ответы детей.

    Логопед:  Вы сегодня все хорошо работали и составили очень интересные рассказы. До следующей встречи!

                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"

    Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...

    Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».

    Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...

    Логопедическое занятие для детей подготовительной группы с Общим недоразвитием речи IIIуровня р.р.

    Уважаемые, коллеги! Обращаю ваше внимание, что данная методическая разработка позволяет:-формировать мыслительную деятельность детей во взаимосвязи с развитием речи;-развивать связную речь, совершенст...

    Конспект игрового логопедического занятия с детьми компенсирующей группы с общим недоразвитием речи. Тема: "Путешествие на ЛЕГО - остров".

    Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий детей. Такой подход легко реализовать в образов...

    Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ЗПР "Дикие животные"

    Задачи:Коррекционно-образовательные:уточнить, активизировать словарь по теме "Дикие животные";учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы;продолжать учить со...

    Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Автоматизация звука [Р] в слогах. Лексическая тема: Животные жарких стран

    Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группыТема: Фонетико-фонематическая: автоматизация звука [Р] в слогах.Лексическая тема: Животные жарких странЗадачи:1. Автоматиз...