Лексико – грамматическое занятие в старшей логопедической группе по теме «Осень». «Машин детский сад».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Акимова Елена Николаевна

Цели:

1. Обогащать и расширять словарь детей по теме «Осень».

2. Учить детей подбирать слова – признаки к существительным, согласовывая их в роде и числе.

3. Учить детей образовывать относительные прилагательные.

4. Учить детей составлять предложения с опорой на  картинно – графическую схему и сюжетную картинку.

5. Развивать у детей чувство ритма, внимание, память, мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mashin_detskiy_sad.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико – грамматическое занятие в старшей логопедической группе по теме «Осень».

«Машин детский сад».

Цели:

1. Обогащать и расширять словарь детей по теме «Осень».

2. Учить детей подбирать слова – признаки к существительным, согласовывая их в роде и числе.

3. Учить детей образовывать относительные прилагательные.

4. Учить детей составлять предложения с опорой на  картинно – графическую схему и сюжетную картинку.

5. Развивать у детей чувство ритма, внимание, память, мышление.

Оборудование: кукла Маша с перевязанным горлышком, сюжетная картина «Осень», схемы для составления предложений (листочек, стрелочка, схема предлога НА, лавочка (дорожка, крыша, машина), разноцветные листья, корзинка, игрушечный ежик, схема для составления рассказа «Времена года».

                                Ход НОД.

1. Оргмомент.

Дети стоят на ковре.

ЛОГОПЕД. Дети, скажите, какие мы? (дружные, веселые, послушные, шумные, красивые и т.д.).

2. Игра «Кукла Маша».

Логопед вносит куклу с завязанным горлышком.

- Сегодня на занятии я вас познакомлю с новой куклой. Зовут ее Маша.

Я хочу рассказать вам историю, которая с ней произошла. Слушайте внимательно:

Звучит тихая музыка.

« За окном сегодня ветер,

Даже в доме слышно, как гудит.

В детский сад давно ушли все дети,

Только Маша в комнате сидит.

Наша Маша кашляет немножко –

Простудилась во дворе вчера.

Может, промочила Маша ножки

В луже посреди двора?

(Логопед трогает лобик, вытирает нос кукле).

Мамы нет и на работе папа.

В доме поселилась тишина.

Думаете, Маша будет плакать?

В комнате соскучится одна?

Ну уж нет, зачем же плакать Маше?

Вот игрушки у нее сидят.

Села к ним, играет, занимается,

Будет у нее свой детский сад!»

- А вы хотите поиграть с Машей в детский сад?

В детском саду дети играют, гуляют, занимаются. Вот и Маша сейчас с вами позанимается, а я ей помогу.

3. Упражнение «Отгадай загадку».

- Послушайте, какую загадку приготовила для вас Маша?

Время года отгадай:

Собирают урожай.

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят.

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет».

- О каком времени года говорится в загадке?

- Назовите признаки осени.

4. Упражнение «Подумай и ответь».

ЛОГОПЕД:

«Осень в гости к нам пришла,

Что в подарок принесла?

На картинку ты смотри,

Признак к каждому предмету подбери!»

- Подумайте и ответьте, какой осенью дождь?

- Какое небо? Ветер? Тучи? Лужа? Дорога? Трава? Деревья? Листья?

5. Упражнение «Составь предложение».

- Послушайте, какое еще задание приготовила для вас Маша.

«На картинке – листопад –

Листья падают, летят...»

- Куда падают листья?

- Составьте предложения по картинно – графическим схемам.

(Листья падают на лавочку.

Листья падают на дорожку. И т.д.)

6. Упражнение «Отстучать ритм стихотворения».

«Ходит осень по дорожке,

Промочила в луже ножки,

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где то лето!»

7. Подвижная игра.

Дети водят хоровод.

«Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает        ,                (Руки вверх и качают ими из стороны в

Листья с веточек срывает.                сторону).

Листья по ветру кружатся,        (Бегают врассыпную).

И нам под ноги ложатся.

Ну а мы гулять пойдем                (Собираются в кружок).

И листочки соберем.

Логопед раздает детям по одному осеннему листочку, берет корзинку и говорит: «Березовый листок, лети в мой кузовок! Рябиновый листок, лети в мой кузовок! И т.д.»

8. Игра «Ежик».

- Ой, кто это пыхтит? Спешит сюда? Да это же ежик!

Ребята, вспомните, что делает ежик осенью? А еще он делает себе в норке подстилку из осенних листьев. Давайте ему подарим листья на подстилку.

Дети выходят по одному, «накалывают» ежику на иголки листья и говорят: «Я дарю ежику березовый листочек» И т.д.

9. Упражнение «Послушай и найди».

Рассмотреть картинки из схемы для составления рассказа «Времена года».

Послушать предложения и найти к ним соответствующие картинки.

  • Солнце греет слабо, становится все холоднее.
  • Часто моросит холодный дождик.
  • Вянет и желтеет трава.
  • На деревьях желтеют, краснеют и опадают листья.
  • Перелетные птицы улетают в теплые края.
  • Люди убирают урожай.
  • Небо покрыто серыми тучами.

     10. Итог. Оценка активности детей.

      ЛОГОПЕД:

     - Ребята, мы сегодня много играли, занимались. Вот и день подошел к           концу.

Раздается стук в дверь. Входит ребенок, заранее подготовленный.

ЛОГОПЕД:

« Вот и мама в двери постучала

Маленькую дочку обняла:

РЕБЕНОК – МАМА:

- Молодчина, дочка, не скучала

Хорошо денек свой провела!»

- А вам понравилось у Маши в детском саду?

- Молодцы, вы очень хорошо занимались! А сейчас «мама» угостит вас яблоками. (Ребенок раздает детям угощение, а логопед помогает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы занятий по развитию фразовой речи и лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе.

Планы занятийпо развитию фразовой речи и лексико-грамматических категорийв старшей логопедической группе....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....

Лексико-грамматическое занятие для старшей речевой группы на тему "Семья"

Цель занятия: ·        Выявление знаний детей о членах семьи·        Расширение активного и пассивного словарей словами...

Открытое занятие по формированию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Лексическая тема «Правила дорожного движения».  Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» Совершенствование граммати...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: «Дикие животные Якутии и их детеныши».

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:уточнить знания детей о животных родного края: знать названия, ...