Использование речевых игр на различных этапах логопедической работы по автоматизации звуков
методическая разработка по развитию речи по теме

Ляховкина Ираида Николаевна

 

Дидактическин игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Данный материал будет полезен учителям - логопедам, воспитателям, родителям.

Игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, что позволяет сделать данный процесс более интересным для детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЛОГОПЕДИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Нарушение речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Они отличаются по сложности и характеризуются многообразными причинами возникновения.

 Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Ведь дети в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития, в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, общей скованности, плохой координации, слабости движений, расторможенности.

 Цель настоящей работы: использование речевых игр на различных этапах логопедической работы.

 При постановке звуков игра занимает ведущее место уже начиная с выполнения подготовительных упражнений, до автоматизации и дифференциации звуков.

 Возьму для примера звук «С».

 Выполнение подготовительных упражнений производится в игровой форме:

- На сказочной полянке (фланелеграф) представлены рисунки-символы, иллюстрирующие уже знакомые ребенку артикуляционные упражнения для губ, языка, формирующие и закрепляющие группу свистящих звуков.

Используются такие игры как «Лягушки улыбаются», «Заборчик», «Лопаточка», «Язычок силач», «Качели», «Горка», «Насос», «Песенка водички» и др. Можно начать со встречи с маленьким осликом, который поет свою песню: иэ-иэ-иэ. Звукосочетание «ИЕ», «ИЭ» помогут ребенку подготовить нужную форму языка  для свистящих звуков. Артикуляционные упражнения можно сопровождать стишками (логопед). Например:

Упражнение «Горка»

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго.

Кончик в зубы упирается,

Бока к верху устремляется.

                       

                        Игры на автоматизацию звука в слогах.

  1. Игра «Машина едет". Ставятся два домика и машина едет от одного домика к другому и проговаривает слоги.
  2. Игра «Зайчик прет песенку».    Слоги поются на любой мотив.
  3. Игра  «Молоточки».  Сочетание речи с движением СА-СА-СА.  
  4. Игра «Кто внимательный». Я проговариваю слоги, а дети проговаривают слоги, соблюдая их  последовательность СА-СО-СУ и т. д.
  5. Игра «Закончи слова». Я даю начало слова, а дети заканчивают: ли-СА, но-СЫ, ве-СЫ, не-СУ и т.д.                                                                                                        

                           Автоматизация звука в словах

  1.                                                                

1. Игра «Что на столе». Игрушки, картинки на звук «С». Перечисли, что  у меня на столе.

  1. Игра «Почта». Предложить детям открыть конверты, назвать все картинки.
  2. Игра «Погрузи на машину». Картинки со звуком «С».
  3. Игра «Сложи в корзину».
  4. Игра «Шляпа клоуна». Укрась шляпу клоуна со звуком»С».
  5. Игра «Телевизор». В рамку прямоугольной формы пропускается лента с наклеенными картинками на данный звук.
  6. Игра «Угадай по описанию». Игра с загадками- ответ со словами «С». Рыжая, пушистая, живет в лесу? Дети говорят «ЛИСА».
  7. Игра «Подбери столько картинок, сколько кружков (от 2 до 5), в подготовительной группе — до10.
  8. Игра «Паровозик». Нарисованы вагончики с окнами. Окна вырезаны. Нужно в окна поезда вставить картинки с заданным звуком «С».
  9. Игра «Стоп». Сейчас будем говорить слова: СОВА, САНКИ, САМОЛЕТ.  Я говорю «СТОП» - повтори слово, какое слово ыло последним.
  10.   Игра «Договори словечко». Нужно начать предложение, а дети докачивают слогом и звуком «С». В лесу живёт - «ЛИСА), (показывают картинку»). Высоко в небе летит — (САМОЛЁТ).
  11.  Игра «Ёлка». Украшаем ёлку игрушками со звуком «С», (картинки).
  12.  Игра «Эхо». Сюжетная картинка с изображением леса и детей, слушающих эхо. Они кричат и слушают, что им отвечает им эхо.           «За речкой тут и там,

                  Кто-то ходит по кустам,

                  -Эхо, эхо ты?

                  Отвечает Эхо: «Ты».

        Давайте и мы поиграем в «ЭХО». Сейчас я буду произносить слова,                      ты их внимательно слушай и повторяй за мной, как ЭХО.

     

                        Автоматизация звуков в предложениях

            1. Игра «Ответь на вопрос». Подобрать карточки по которым можно    составить предложение.

  • Где летит самолёт? Если ответит правильно — дать карточку или фишку.

    2. Игра «Придумай предложение». Дать демонстрационную картинку — придумай предложение со звуком «С».

   3. Игра «Поставь на стол». Поставить игрушки и сказать: «Я поставил на стол самолёт, санки, снеговик — можно силуэты.

     4. Игра «Чего не дорисовал художник».

  • У лисы нет хвоста (лиса без хвоста).
  • Чего нет у киски? ( усов).

    5. Игра «Подбери одинаковые картинки».

Раскладываем картинки, дети должны подобрать парные. Дети проговаривают: «У меня два рисунка со слоном», «У меня три рисунка с самолетом».

    6. Игра «Секрет». Дети сидят кругом и шепотом говорят предложения, а последний говорит громко - «На столе стоит стакан».

Логопед: «Скажи , Маша, какой секрет мы передали?»

                           Автоматизация звука «С» в текстах

  1. Игра «Ванька встань-ка».

                 Ванька встань-ка, Ванька встань-ка,

                 Приседай-ка,  приседай-ка.

                 Будь послушным, ишь какой.

                  Нам не справиться с тобой.

  1. Игра «ЛИСА».
  2. Игра «СОВЫ».

                        Дифференциация звуков

(Можно проводить на играх ранее предложенных по автоматизации, этапы те же)

                  1.Игра «Разноцветные шары».

Украсить шары девочки рисунком со звуком «С» и «Ш». Здесь дифференциация звука на слух и на произношение.

                  2. Игра «Шляпа клоуна».

Украсить шляпу картинками со звуком «С» и «Ш».

                  3. Игра «Пройди по дорожке».

Правильно назвать картинки со звуком «С» и «Ш».

  1. Игра «Мишкины рисунки».

Мишке надо нарисовать разные рисунки. Мы подкладываем карточки на звук «С» и «Ш».

  1. Игра «Укрась ёлку» со звуком «Ш», др. «С».
  2. Игра «Собери чемодан в дорогу».
  3. Игра «Покрывашки».
  4. Игра «Посмотри в окошко».
  5. Игра «Назови картинки со звуком «С» и «Ш».
  6.  Игра «Эхо». Слушай внимательно и повтори за мной (слоги, слова, предложения со звуками «С» и «Ш».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений, используемых на различных этапах логопедической работы

Картотека игр и упражнений, используемых на различных этапах логопедической работы...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием различных инновационных технологий на тему: «Автоматизация звука Ш (по сказке «Маша и Медведь»)»

Цели:·        коррекционные:ü закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);ü закрепление уме...

Ритмизация речи с движением на разных этапах логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков.

Ритмическая способность занимает особое место в жизни ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая  повторяемость однородных  слогов, затем - чередование  р...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...