Работа над звуками Л, Р
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Богданова Наталья Васильевна

Практический материал для работы по  постановке и автоматизации звуков Л,Р. Подробное описание подготовительных  упражнений для формирования правильной артикуляции звуков, способы постановки и лексический материал для закрепления поставленных  звуков в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_material_dlya_raboty_nad_zvukami_lr.docx244.81 КБ

Предварительный просмотр:

Звук Л

C:\Users\PC\Downloads\104823767_2.jpg

  • подготовительные упражнения
  • правильная артикуляция
  • способы постановки
  • лексический материал                                                                       для автоматизации звука  Л

Артикуляционные упражнения

1. Упражнение «Иголочка». Показываем узенький язычок. «Язычок острый, как иголочка». Повторяем 3 — 4 раза.

2.Упражнение «Быстрая змейка». Открываем рот, высовываем узкий напряженный язычок как можно дальше и убираем. Выполняем в медленном темпе. Повторяем в течение 30 — 60 секунд.

3. Упражнение «Пароход гудит». Слегка приоткрываем рот и длительно произносим звук «ы-ы-ы-ы». Следим, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к нёбу. Выполняем в течение 60 секунд.

4.Упражнение «Индюшата». Открываем рот», широким передним краем язычка «скользим» по верхней губе вперед-назад, сначала медленно,  а потом быстро и добавляем голос. «Как наши индюшата болбочут: бл-бл-бл-бл-бл». Выполняем в течение 30 — 60 секунд.

5. Упражнение «Чашечка». Открываем рот широко, сначала кладем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу («лопата»), а затем боковые и передний края широкого язычка слегка прогибаем вверх. «Наш язычок похож на чашечку». (Нижняя челюсть при этом должна быть неподвижна, нижняя губа не «помогает» язычку. Можно слегка оттянуть подбородок ребенка вниз двумя пальцами при выполнении). Удерживаем «чашечку» под счет до 5, выполняем 6 — 8 раз.

 6.Упражнение «Вкусное варенье». Открываем рот, широкой передней частью языка облизываем верхнюю губу (язык в форме чашечки). При этом движения языком делаем по направлению вверх-вниз. Выполняем упражнение 6 — 8 раз. Можно придерживать подбородок ребенка, чтобы он не выдвигался вперед, «подсаживая» язычок на верхнюю губу.

7.Упражнение «Качели». Открываем рот, губы держим в улыбке, широкий язычок упирается то в нижние зубки, то в верхние. Выполняем упражнение в медленном темпе под ритмический счет «раз-два, раз-два» в течение 30 — 60 секунд.

Постановка  звука Л

1. По подражанию

- песенка самолетика- лллллл

- как бормочет индюк- блблблбл

- как гудит пароход -   ллллл

2. От правильной артикуляции

- отдергивание кончика языка от верхних резцов (язык обжегся)

- пососать конфетку

- прикусить кончик языка, а затем открывать и закрывать челюсть, не убирая языка с нижних резцов, при этом петь гласный звук [а]: ла-ла-ла

От опорного звука

- от [у] – губы вытянуть вперед, длительно произносить [у], затем просунуть кончик языка между вытянутыми губами. В это время логопед пальцами раздвигает губы ребенка. Зубы обнажаются и произносится чистый звук [л]

- от [ы] – слегка прикусить кончик языка и длительно произносить звук [ы], слышится [л]. Постепенно от межзубного произношения перейти к зазубному.

- от [а]: 1) положить язык на нижние резцы и пропеть звук [а], затем одновременно поднимать и опускать нижнюю челюсть; 2) качать язычок между верхними и нижними резцами, длительно произнося звук [а]

При замене [л] на [в] пальцами держать нижнюю губу, затормаживая движение губы.


звук Р

C:\Users\PC\Downloads\img4.jpg

  • подготовительные упражнения

  • правильная артикуляция

  • способы постановки

  • лексический материал                                                                   для автоматизации звука Р

Подготовительные артикуляционные упражнения для постановки звука Р

1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка,

2. Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

4."Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком  назад-вперед (от зубов к горлу и обратно, нижняя челюсть не двигалась

5.«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу  и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
 

6."Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, ватка летела строго вверх.

7.«Фырканье».
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

Способы постановки

1. По подражанию.

- остановить лошадку – тр, др;

Обратить внимание на то, чтобы рот был открыт.

При закрытом рте дрожит не кончик языка, а его середина и в нижнем положении. Такой звук в речь не введется.

- завести моторчик;

- порычать как тигр, лев, собачка;

- строчит пулемет - т-т-т-т....

2. От опорных звуков.

- от [з] в верхней артикуляции

- от сочетания [дз] с шариковым зондом

      -от сочетания [дзынь] пальчиком, играем  на «балалайке»

         Правильная артикуляция звука  Р

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной вверх.

Мягкий звук Р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р.

Автоматизация звука Л

- в слогах

- в словах

- в текстах

-заучивание стихов, скороговорок, загадок

  • Повторять слоги:

ла – ло – лу – лы                            лы – лу – ло – ла

ло – лу – ла – лы                            ла – лы – лу – ло

лу – ла – лы – ло                            лы – ла – ло – лу

      ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ                       ЛУ – ЛЫ – ЛА – ЛО

                  ЛО – ЛУ – ЛЫ – ЛА                       ЛЫ – ЛА – ЛО – ЛУ

            АЛ-ОЛ-УЛ               ОЛ-УЛ-ЫЛ        УЛ-ЫЛ -АЛ

  • Повторять слова:

Лаз, лак, лапы, лавка, лампа, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, лук, луч, лужа, Луша, лунка, луковица, лыко, лыжи, лыжник, лапша, лавина, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко.

***

  Юла, зола, вела, дела, жилá, мала, пила, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, чулок, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, волы, столы, малыши, полынь, улыбка, булыжник

***

Мила, жúла, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, ела, писала, читала, кидала, носила, водила, возила, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает, плыть, слышать, котлы, хлыст.   

         

           ***

Глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки.

***

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, вол, гол, кол, пол, гул, дул, аул, ныл, был, выл, мыл, мял, вёл, шёл, ел, мел, пел, сел, бил, мил, Нил, стол, стул, забыл, завыл, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл.

***

Понял, поднял, подул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, укол, чехол, щегол, футбол, осёл, козёл, котёл, новосёл, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, сажал, гостил, тащил, вилка.

***

Тёлка, чёлка, пчёлка, мылся, пылкий, бутылка, булка, гулко, обулся, щёлкать, метёлка, пилка, поилка, косилка, носилки, белка, мелко, боялся, смеялся, жилка, долг, волк, полк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, галка, палка, скакалка, фиалка, галстук.

***

Алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, капал, падал, сыпал, топал, щупал, выгнал, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан, веял, сеял, таял, веялка, сеялка, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел, выучил, выбил.

***

Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

  • Повторять  предложения

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить утрированно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов

Мама надела халат. Мила пила молоко. Володя едет на велосипеде. Клава ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовы лыжи и салазки. Мила видела слона. Клава мыла ладони мылом. Собака унесла куклу в чулан.

***

Луша полола лук и свёклу. Слава идёт в кладовую за вёслами. Володя и Слава плывут на лодке. Володя – смелый пловец и не боится глубины. В глубоком колодце вода холодная. В лавке продают спелые и сладкие яблоки. Клава надела на голову белый платок. Дядя Лука копает клумбу лопатой. Сел и всё съел. Погнался за уткой, и утёнка упустил.

***

У Вовы пенал. Петя мыл пол. Павел работал на сеялке. Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчёл. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на полку. Папа купил ёлку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На ёлке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

***

Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал. Павел сел на стул. Во дворе лаял пёс. По реке плыл плот. Котёнок лакал молоко. Павел пригладил волосы. Нил получил письмо от Михаила. Нил сам выгладил полотенце и платки. Я нашёл и положил в банку много червей. Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.

***

Солдат доложил, что выполнил задание. Я молотил зерно и работал на веялке. Петя сломал, а потом наладил велосипед. Володя забыл, куда положил пенал. Во дворе полаял и замолк пёс. Кот ловил мышку, но не поймал – мышка убежала. Кол около стола, стол около кола. Вот весёлый колобок покатился, как клубок. Лапти из лыка.

Повторять и заучивать стихи, загадки:

Белое одеяло

Землю одевало.

Солнце напекло,

Одеяло потекло.

Зима.

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все – на лыжи и коньки!

Солдатик.

Солдатик оловянный жил.

Он пел, шутил и не тужил.

Он воевал, не уставал.

И падал сам, и сам вставал.

И помнил он всегда в бою

Свою солдатскую семью,

Где был за всех

И за него стояли все до одного!  

Ёлка.

Ёлка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Белый цвет.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

.

Заяц белый.

- Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

- Я не бегал, я скакал.

                                                      ***

Убежало, убежало,

Убежало молоко.

Я с трудом его поймала.

Быть хозяйкой нелегко.

                                                      ***

Посадил дед лук,

Отрастил лук чуб.

Увидал лук внук,

Оборвал луку чуб.

                        ***

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осёл.

Мама Милу с мылом мыла,

В глаз попало Миле мыло.

                                     

                                      ***

Веник пол подметал.

Веник очень устал,

Он чихнул, он зевнул

И тихонько лёг под стул.

                                                           ***

Жил-был Забыл.

- Где жил? – Забыл!

- Где был? – Забыл!

- Что ел? – Забыл!

- Что пил? – Забыл!

                                                ***
                                         
Прыгало, прыгало,

Пугало, пугало

На одной ножке

В лес по дорожке.

Не доскакало –

Ворону увидало.

Испугалось, растерялось,

Да так стоять и осталось.

                                              ***

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.  (ёжик)

Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

Зимнее стекло весной потекло. (Лёд)

В воде купался, а сух остался. (Гусь)

Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж)

Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

                                 ***

                                    Я землю копала, ничуть не устала.

А кто мной копал, тот и устал.

***

Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт – Белого найдёт.

               

                  ***

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы. А ты?

***

Стало тихо – тихо,

Спит в углу моя слониха.

Головой кивает слон –

Он слонихе шлёт поклон

 ***                          

 Плыла на лодке лайка,

  У лайки балалайка.

 Долго пела лайка мне

 О погоде, о луне.

 ***

Мила вымыла ладони,

Мила сделала салат.

Маме помогала Мила.

Мама Милу похвалила

          Произносить (повторять  отражённо)  скороговорки.

Повторять и заучивать скороговорки:

  • В зимний холод всякий молод.
  • Галка сидит на палке.
  • Метил в лукошко, а попал в окошко.
  • Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
  • Ловит волк, да ловят и волка.
  • Павка на лавке плётёт лапти Клавке.
  • Есть не ел, а за столом посидел.
  • Иван – болван молоко взболтал, да не выболтал.
  • Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки. Волк выл.

  • Маланья - болтунья молоко болтала – болтала, да не выболтала.
  • Куклу Милу Клава мыла, с куклы грязи не отмыла.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • На лодке плыл Михаил.
  • Искала белка дуб с дуплом; дупло у белок – это дом.
  • Ёлочка, ёлка, колкая иголка.
  • Что лживо, то и гнило.
  • Шила, мыла, гладила, катала и пряла – да всё языком.

  • Произносить (повторять  отражённо) , пересказывать тексты.

Кот

Наш кот любил поспать. Вот он вошёл и пошёл под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

За ягодами.

Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил, встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Белка увидела его, испугалась и ускакала.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Автоматизация звука [Р]

Произносить  слоги.

тра – тро                                      тры – тра

тро – тры                                     тру – тро

тра – тру                                      тро – тру

тру – тры                                     тры – тро

ар – ор – ур – ыр                         ыр – ур – ор – ар

ер – ир – юр – ер                          ар – яр – ор – ёр

ыр – ир – яр – ар                         ер – ор – юр – ур

ер – ор – ыр – яр                         ёр – ер – ир – юр

ра – ро – ру – ры                        ры – ру – ро – ра

ро – ры – ру – ра                        ру – ра – ро – ры

ра – ру – ро – ры                        ро – ра – ры – ру

ру – ры – ра – ро                        ры – ру – ра – ро

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.

атр – отр – утр                      ытр – атр – отр

отр – ытр – утр                      атр – утр – ытр

ятр – ётр – ютр                      ютр – ётр – ятр

итр – етр – ятр                       етр – итр – ютр

ётр – етр – ятр                       итр – ютр – етр

Повторять  слова.

Травы, трап, трасса, травка, трос, тройка, тропик, трогать, труд, трубка, трусики, трудный, трава, трамвай, трамплин, траншея, тропа, Трофим, тростник, труба, трусы, Трунов, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, струя, струна, стружка.

Матрац, тетрадь, матрос, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры, утро, хитрость, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать, завтра, завтрак, острая, быстрая, быстро, острый, пёстрый, центры, костры, министры, театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр, кадр, кедр, пёстр, быстр, гетры.

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дронов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга, пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

Вар, дар, жар, пар, шар, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, удар, угар, товар, отвар, бор, сор, хор, двор, набор, мотор, помидор, забор, мухомор, топор, бур, шнур, сыр, абажур, Таймыр, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, пионер, офицер, узор, мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир.

Карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, борщ, корм, морж, порт, сорт, торт, горка, орден, корка, зоркий, норка, форма, урна, горный, тормоз, форточка, бурка, бурный, куртка, ярче, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, дырка, фыркать, дырчатый.

Ярко, дояра, ёрш, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный, юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, бирка, ширма, мирный.

Повар, сахар, веер, ветер, вечер, катер, мастер, арба, инженер, арбуз, артист, Барбос, барсук, карман, картон, мартышка, картошка, гармонь, партизан, огурцы, шнурки, пурга, кирка, кирпич, зерно, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернила, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Рак, рама, радио, радуга, равный, радость, раковина, рано, ранний, рот, роль, ролик, ров, ровно, рожь, робот, рота, Рома, роза, роща, рóжки, родина, робкий, ровный, рослый, розовый, руки, ручка, рубка, русый, русский, рубль, рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, рыть, рыцарь.

Ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, баранка, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, беру, дыру, нору, жару, Маруся, орудие, кукуруза, дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто.

Работа, ракета, раскат, рассказ, расчёска, разъезд, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, рубка, ружьё, румяный, рубанок, рукавица, рубин, рубильник, рыбаки, руда, рысак, рыдание, рычаг, рывок.

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, ураган, фара, муравей, барабан, карандаш, пирамида, горы, куры, парус, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шофёры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, сыры, помидоры, самовары, пёрышко.

Груз, груша, группа, груда, грубый, грудь, грузди, круг, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, крыша, брак, браслет, бронза, брод, брысь, прогулка, Крым, закрыть, прыгать, прыжок.

Простор, разгар, размер, разговор, раствор, мрамор, квартира, квартирант, квартиросъёмщик, разворачивать, маршрут, кругозор, оркестр, проверка, развернуть, разорвать, проворный, сортировать, прорубь, прорыть, аэродром, дроворуб, литература, шаровары, экскаватор, трактор, троллейбус, трамвай, космодром.

Ракетоноситель, пробраться, разбирать, раскрывать, разгружать, раздразнить, раздробить, распороть, рояль, аэрофлот, экскурсия, экскурсовод, сортировщик, фарфор, дровосек, калькулятор, конструктор, кондуктор, руководитель, эксперимент.

Брат, браво, врач, враг, град, грач, гранит, грамота, гаранта, граница, графин, край, кран, крабы, краска, красный, крапива, красавица, правда, направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде, гром, грохот, грозы, громко, кровь, крот, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, срок, Фрося, фронт, брусника.

Повторять предложения и тексты

 

На траве дрова, на траве дрова. У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трое трубачей трубили в трубы. Один за другим матросы идет по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с водой. У метро кинотеатр для детей. Будь руг, да не вдруг.

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ним идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки – по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

Пёс Барбос и кошка Мурка. Егор у портного. Фёдор метёт двор. Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. На стене карта. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. У Германа мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку

Егор едет на дежурство. Захар дёргает за шнур. Фёдор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. На опушке порхают яркие бабочки. Зернистый снег темнеет в марте. На тёрке трут морковь. Захар держит топор. Чисти для борща картофель. Взял Егор в углу топор. Дальше в спор – больше слов.

Утро.

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается

Юра на огороде. У грача подбито крыло. Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. У Ромы фарфоровая чашка. Ира пасёт корову. Рома идёт на урок. У Тамары красный карандаш. Барабанщик громко барабанит. Тропинка обрывается у оврага. Жора и Юра собирают рыжики. В руках у дяди Фёдора рубанок и топор.

       

На рынке продают разные фрукты. В саду дорожка заросла травой. С горы бежит ручей проворный. У Фёдора квартира на втором этаже. Зимой мы черпаем воду из проруби. В порту разгружают пароходы. Рома порвал рукав рубашки. Разноцветная радуга в небе. У Веры розовый и красный карандаш. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Проворонила ворона воронёнка.

На чужой сторонушке рад родной воронушке. Тот герой, кто за Родину стоит горой. Трое трубачей трубили в трубы. На горе Арарат растёт крупный виноград. В гору бегом, а с горы кувырком. Труд кормит, а лень портит. Стар козёл, да крепки рога. Гром, греми по горам, подними тарарам. За комаром не с топором! Все бобры добры до своих бобрят. Грамота – второй язык.

Доброму везде добро. Рыбака сеть кормит. Родной куст и зайцу дорог. Доброму – добрая память. Русский человек добро помнит. Рад бы до неба достать, а руки коротки. На траве тропка, травка на тропке. Гусь да гагара – два сапога пара. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. На чужой стороне и орёл ворона.

Хорош пирожок, внутри творожок.

 У Аграфены и Арины растут георгины.

До города в гору, от города с горы.

У нас в печурочке золотые чурочки.

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

 Дроворубы рубили дубы.

 Тары – бары, растабары, у Варвары куры стары! Пётр Петру пёк пирог.

Отвори, Увар ворота, у двора на траве дрова.

Краб крабу сделал грабли.

 Борона боронила неборонованное поле.

Тропке порка не впрок, Тропке коврижка впрок.

Петр Петрович по прозванию Петров.

Привёз Пров Егору во двор дров гору.

 Роет землю старый крот, разрывает огород.

 В тетради Кондрат начертил квадрат.

Заучиваем загадки, стихи и скороговорки.

Жарким летом по горам в шубе бегает… (Баран)

- Как бы мне пошла кор-рона! Важно каркает…(Ворона)

Чёрный, проворный, кричит «Кр - рак» - червякам враг "(Грач)

До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит! (Паровоз)

Из земли вырастаю, весь мир одеваю…(Лён)

Без рук, без ног, а ворота открывает… (Ветер)

За пнём – бугорок, а в нём – городок. (Муравейник)

По горам, горам, горам ходит шуба да кафтан. (Баран)

К нам во двор забрался крот.

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот.

(Экскаватор)

Радуга.

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

*Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

*Дни и ночи напролёт

Роет крот подземный ход.

Что же надо там кроту?

Потемнее темноту.

*Во дворе стоит гора.

Мы катаемся с утра.

Снеговик – бедняжка злится,

Что не может прокатиться.

***

Ружье, заряженное пробкой,

Ёрш подарил рыбёшке робкой.

С тех пор драчливый чёрный рак

Не затевает с нею драк.

***

В яркой шапке мухомор

Гордо влез на косогор.

Нам не нужен мухомор,

Не пойдём на косогор.

                                      ***

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

На горе, на горке

Герой наш Егорка.

                                       ***

За окошками забор,

За забором старый бор.

Я забор уберу,

Чтобы дом стоял в бору!

***

Мой подарок я вручила,

То есть радость получила,

То есть радостно и мне,

То есть радостно вдвойне.

От подарка моего

Стало два из одного.

                              ***

Ромка и Егорка покупали тёрку.

- Ну и тёрка, - шепчет брат, - Будем брать!

- Не будем брать, - возражает Ромка. –

Тёрка дырковата!

Мы по городу пойдём,

Может целую найдем.

       

***

Держись дорожных правил строго.

Не торопись, как на пожар,

И помни: транспорту – дорога,

А пешеходам – тротуар.

***

   Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставил бы пятёрки!

***

Пришёл Прокоп – кипит укроп,

Ушёл Прокоп – кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

          ***

Чёрной ночью

Чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота.

***

Морж спросил у Кенгуру:

- Как выносишь ты жару?

- Я от холода дрожу! –

Кенгуру сказал Моржу.

Радость.

Рады, рады, рады светлые берёзы,

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады тёмные осины,

И на них от радости растут апельсины.

То не дождь прошёл из облака и не град,

То просыпался из облака виноград.

Норка у норки.

Норка вылезла из норки              Если в норке нету норки,

И пошла к знакомой норке.  Может, норка – возле норки?

В норку норкину вошла,            Нет нигде. Пропал и след.

Норку в норке не нашла.       Норка – здесь, а норки – нет!

Выучить  скороговорки:

*  Жили – были раки, раки – забияки.

 Жили раки шумно, затевали драки

           Летала гагара над амбаром,

           А в амбаре сидела другая гагара.

           Дал Макар Роману карамель,

            А Роман Макару карандаш.

***

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

***

Привёз Пров Егору

Во двор дров гору.

***

Носорог бодает рогом!

Не шутите с носорогом!

***

Землекопы роют ров.

Скоро будет он готов.

***

Хорош пирожок -внутри творожок.

***

Три сороки на воротах, три вороны на заборе.

***

До города дорога в гору, а от города дорога  с горы.

***

Деревянный Буратино Карабаса победил,

Дверь в каморке под картиной золотым ключом открыл.

***

Говорил крокодил крокодилу :

" Я красивый и страшно милый,

 а когда я кого-то глотаю,

долго плачу потом и рыдаю"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...