Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сенцова Марина Васильевна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы»

Цели: познакомить детей с названиями домашних птиц, внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека домашних птиц, их детенышами; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить правильно называть детенышей домашних птиц; образовывать множественное число существительных; подбирать синонимы; развивать мышление детей.

Задачи: Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности; Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом; Учить образовывать сложные прилагательные; Развивать логическое мышление, память и внимание; Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: проектор, ноутбук, мяч, картинки и игрушки домашних птиц, цветные карандаши.

Речевой материал: домашние птицы, петух, курица, цыплята, утка, селезень, утята, гусак, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, куриная семья, утиная семья, гусиная семья, индюшиная семья, ферма, курятник, кукарекает, кудахчет, пищит, крякает, гогочет и др.

1. Разгадывание загадок

Хвост с узорами,

сапоги со шпорами,

Беленькие пёрышки,

красный гребешок.

Кто это на колышке? (Петя-петушок)

Водит за собой цыплят,

Словно няня в детский сад (Курица)

Жёлтые пищат комочки,

Это всё сыны и дочки

Квохчет мама: Ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Не играйте с мамой в прятки.

Детки кто её? … (Цыплятки)

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? - (утка)

Пушистый матросик,

Лопаточкой носик.

На ножках коротеньких -

Красные ботинки. (утенок)

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

Как зовут его – (индюк) .

2. Работа с картинками

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

- Как можно назвать их одним словом?

- Как вы думаете, что есть только у птиц?

- Какие это птицы? (Домашние.) Почему?

- Кто здесь изображен?

- Назовите тех, кто изображен рядом.

- Кто как голос подает?

- Что есть у курицы? Гуся? Индюка? Голубя? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв)

- Где она (они) живет?

- Чем питается (питаются?

- Какую пользу приносит (приносят?

3. Ознакомление с названиями детенышей домашних птиц.

Показать картинки с изображением цыплят, утят, индюшат, гусят и называет их. Затем показать картинки по одной, а дети называют, что на них изображено. Также к картинкам с детенышами дети подбирают картинки со «взрослыми» птицами.

курица – петух – цыпленок

утка – селезень – утёнок

гусыня – гусь – гусенок

цесарка – индюк – индюшонок

4. Знакомство с птичьими семьями:

– петух, курица, цыплята – куриная семья;

– селезень, утка, утята – утиная семья;

– гусак, гусыня, гусята – гусиная семья;

– индюк, индюшка, индюшата – индюшиная семья.

5. Физминутка «Перелётные птицы»

Птицы в небе тают, тают (машем руками)

Птицы к югу улетают (козырёк)

Всё растаяли вдали (руки над головой)

Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем)

6. Дидактические игры.

И г р а «Кто как разговаривает? ».

Петух – кукарекает, курица – квохчет (кудахчет, цыпленок – пищит, утки – крякают, гуси – гогочут, индюки – болбочут.

И г р а «Один – много» (с мячом) .

Педагог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе. Например: селезень – селезни, петух – петухи и т. д.

И г р а "Назови ласково" (с мячом) .

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

Образец: птенец – птенчик,

петух – петушок,

курица – курочка,

гусь – гусик,

утка – уточка,

цыпленок – цыпленочек,

голубь – голубочек,

индюшка – индюшечка,

индюшонок – индюшоночек.

И г р а «У кого кто? » (ед. и мн. число) .

У курицы – цыпленок, цыплята и т. д.

7. Разукрашивание петушка.

8. Итог:

О ком мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что делали? (Краткие рассказы деток о домашних птицах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domptits.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы»

Цели: познакомить детей с названиями домашних птиц, внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека домашних птиц, их детенышами; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить правильно называть детенышей домашних птиц; образовывать множественное число существительных; подбирать синонимы; развивать мышление детей.

     Задачи: Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности; Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом; Учить образовывать сложные прилагательные; Развивать логическое мышление, память и внимание; Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование:  проектор, ноутбук, мяч, картинки и игрушки домашних птиц, цветные карандаши.

Речевой материал: домашние птицы, петух, курица, цыплята, утка, селезень, утята, гусак, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, куриная семья, утиная семья, гусиная семья, индюшиная семья, ферма, курятник, кукарекает, кудахчет, пищит, крякает, гогочет и др.

  1. Разгадывание загадок

Хвост с узорами, 
сапоги со шпорами, 
Беленькие пёрышки, 
красный гребешок. 
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

Водит за собой цыплят,

Словно няня в детский сад (Курица)

Жёлтые пищат комочки,  
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплятки)

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - (утка)

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких -
Красные ботинки. (утенок)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его – (индюк).

  1. Работа с картинками

(КАРТИНКИ)

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? 
- Как можно назвать их одним словом? 
- Как вы думаете, что есть только у птиц? 
- Какие это птицы? (Домашние.) Почему? 
- Кто здесь изображен? 
- Назовите тех, кто изображен рядом. 
- Кто как голос подает? 
- Что есть у курицы? Гуся? Индюка? Голубя? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв…) 
- Где она (они) живет? 
- Чем питается (питаются)? 
- Какую пользу приносит (приносят)? 

3.  Ознакомление с названиями детенышей домашних птиц.

Показать картинки с изображением цыплят, утят, индюшат, гусят и называет их. Затем показать картинки по одной, а дети называют, что на них изображено. Также к картинкам с детенышами дети подбирают картинки  со «взрослыми» птицами.

курица – петух – цыпленок

утка – селезень – утёнок

гусыня – гусь – гусенок

цесарка – индюк – индюшонок

  1. Знакомство с птичьими семьями:

– петух, курица, цыплята – куриная семья;

– селезень, утка, утята – утиная семья;

– гусак, гусыня, гусята – гусиная семья;

– индюк, индюшка, индюшата – индюшиная семья.

5.  Физминутка «Перелётные птицы»

Птицы в небе тают, тают (машем руками)

Птицы к югу улетают (козырёк)

Всё растаяли вдали (руки над головой)

Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем)

6. Дидактические игры.

И г р а  «Кто как разговаривает?».

Петух – кукарекает, курица – квохчет (кудахчет), цыпленок – пищит, утки – крякают, гуси – гогочут, индюки – болбочут.

И г р а  «Один – много» (с мячом).

Педагог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе. Например: селезень – селезни, петух – петухи и т. д.

И г р а "Назови ласково" (с мячом).

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

Образец: птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

И г р а «У кого кто?» (ед. и мн. число).

У курицы – цыпленок, цыплята и т. д.

7.  Разукрашивание петушка.

8.   Итог:

О ком мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что делали?  (Краткие рассказы деток о домашних птицах)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"

Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду.  В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе : «Домашние животные»

Закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные"....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Домашние птицы"

Занятие обогащает представления детей об окружающем мире, знакомит с домашними птицами, их повадками....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Домашние птицы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад общеразвивающего вида №81»  Конспект занятия по развитию речидля детей старшей  группы "Д...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы»

Познакомить с названиями домашних птиц,внешним видом,поведением и значением для человека домашних птиц,их детенышами....