Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Домашние птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx425.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия № 18

Тема недели.  Домашние птицы.

Тема занятия. Гусиная семья.

Цель: формировать знания о домашних птицах; учить четко произносить звук [г] в звукоподражаниях; учить образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме; развивать речь (активизировать слова гусыня, гусенок, гусиное семейство, гогочат); формировать основы системного мышления; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; развивать логическое мышление; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; воспитывать заботливое отношение к домашним птицам, самостоятельность.

Оборудование: системный оператор; картинки: гусь, гусыня, гусенок, маленькие картинки для системного оператора; магнитная доска.

№ п/п

Этапы  занятия и временная реализация

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Мотивационный  этап

Организационная игра «Комплименты»

(развитие навыков социального поведения; повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности)

Мотивация.

Беседа с детьми о домашних птицах.

(формировать умение вести диалог с педагогом)

Педагог приглашает детей стать в круг и взяться за руки.

Педагог предлагает детям, глядя в глаза соседу, сказать ему  несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплимент своему соседу.

Тем детям, которые не могут придумать комплимент, педагог оказывает помощь . Можно вместо похвалы разрешить сказать "вкусное, цветочное, молочное" слово. Если ребёнок затрудняется сделать комплимент, педагог не ждет, когда загрустит его сосед, а говорит комплимент сам.

- Молодцы ребята, вы очень вежливые дети.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о домашних птицах.  Вы знаете, почему некоторые птицы называются домашними? Домашние они потому, что их приручил человек, они живут с человеком и приносят ему пользу? Каких домашних птиц вы знаете? Какую пользу они приносят? (Мясо, пух, перья, яйца).

Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят соседу комплимент.

Дети ведут диалог с педагогом.

II этап

Деятельностный этап

Упражнение «Отгадай загадку»

(развитие логического мышления, речи)

Упражнение «Кто как кричит»

(учить четко произносить звук [г] в звукоподражаниях)

 

- Отгадайте загадку и узнаете, с кем мы сегодня поближе познакомимся.

Шеи вытянув шипят.
Ущипнуть тебя хотят.
        Громко крикнут: Га-га-га!
Не боимся мы врага.
 Сытно птице у бабуси
     Эти серенькие … «Гуси»

- Правильно гуси! Давайте познакомимся с гусиным семейством. Какое семейство? Папа – гусь, мама – гусыня, а как называют их детеныша? Правильно, гусенок.

Педагог выставляет картинки.

- Какие звуки издаёт гусь? Предлагаю вам превратиться в гусей:

Покружились, покружились и в гусей превратились.

- Идет важно папа-гусь и гогочет громко: ГА-ГА-ГА. Что папа делает? Как он гогочет? За ним идет мама-гусыня и тоже гогочет, но тише: Га-Га-Га, и сзади мелкими шажками идет гусенок и совсем тихо гогочет: га-га-га. Что делает гусенок?

Упражнение повторяется 2 раза.

 Дети отгадывают загадку.

Идут важно как гусь и произносят звукоподражание громко, затем как мама-гусыня и произносят тише, потом как гусенок и произносят шепотом.

Работа с «Системным оператором. «Расскажу о гусенке»

(формирование основ системного мышления)

Дидактическая игра «Части тела. Назови ласково»

(учить образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме)

- Поможет нам познакомиться поближе с домашними птицами «Волшебный экран». В нашем волшебном домике кто-то поселился.

                                                    Явился в желтой шубке,

                                                    Прощайте, две скорлупки!

Педагог переворачивает картинку с гусенком, которая находится в центре системного оператора.

https://media.gettyimages.com/photos/white-duck-picture-id182053394?b=1&k=6&m=182053394&s=612x612&w=0&h=yguyF1ZPykZtYpvlV1zEyxr1sih74OPcbM-_1lfC8yg=

https://kotofeev.ru/wp-content/uploads/2017/10/gusuny_i_gusenok.jpg

http://kinderwoman.ru/wp-content/uploads/2016/03/dom-ptiz.jpg

http://krol96.ru/image/cache/data/menu/gastro/%D0%AF%D0%B9%D1%86%D0%BE-880x720.jpg

http://cdn01.ru/files/users/images/50/60/5060a04fb7128e397eada05f537c8cb5.jpg

http://ramki-photoshop.ru/pticy/ptici13.pnghttps://ot2do6.ru/uploads/posts/2016-03/1457649756_5.jpg

http://weightlossdietwatch.com/wp-content/uploads/2015/02/egg-yolks.jpg

http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/83/111.jpg http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/83/111.jpghttp://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/83/111.jpghttp://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/83/111.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d5cdf272e395d668fd4a5751a98569ec&n=13http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/83/111.jpghttps://static6.depositphotos.com/1000938/637/i/950/depositphotos_6372550-stock-photo-a-young-goose.jpghttp://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/83/111.jpg   http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/83/111.jpg 

https://get.pxhere.com/photo/bird-wing-animal-seabird-wildlife-spring-beak-fauna-plumage-poultry-goose-vertebrate-domestic-goose-open-wings-h-cker-goose-818574.jpghttp://0lik.ru/uploads/posts/2014-06/1403164439_rugkzbicaizle1m.jpghttp://0lik.ru/uploads/posts/2014-06/1403164439_rugkzbicaizle1m.jpghttp://extreme-hunter.ru/userfiles/shop/large/13558_zapasnaya-lapa-baby-mojo-hw9106.jpghttp://extreme-hunter.ru/userfiles/shop/large/13558_zapasnaya-lapa-baby-mojo-hw9106.jpghttps://static6.depositphotos.com/1022150/653/i/950/depositphotos_6533201-stock-photo-goose-with-blue-eye-and.jpg https://static6.depositphotos.com/1022150/653/i/950/depositphotos_6533201-stock-photo-goose-with-blue-eye-and.jpghttp://fetmuzclips.ru/uploads/images/g/u/s/gusi_ga_ga_ga.jpghttp://mojo-market.ru/image/cache/data-mx-sku057084-image9-480x640.jpg

- Гусенок хочет посмотреть свой новый домик. Проведем его по комнатам. Он может двигаться назад, вперед, вверх и в низ. Давайте вернемся назад и подумаем, кем гусенок был раньше? (Яйцом).

Педагог показывает картинку с яйцом и вставляет ее в экран.

А кем он станет, когда вырастет? (Гусем или гусыней)

Педагог вставляет картинки в экран.

- Наш гусенок недавно родился и еще многого о себе не знает. Давайте поможем ему узнать о себе, своих частях тела и посмотрим, что у нас в нижней комнате. Какие части тела есть у гусенка?

- Я буду показывать вам картинки, а вы будите мне говорить, что на них изображено, и называть ласково (клюв-клювик, голова-головка, лапы-лапки, хвост-хвостик, крыло-крылышко, пух-пушок, тело-тельце, шея-шейка).

Педагог помещает картинки вниз, в среднюю комнату.

- Молодцы! Все назвали правильно. А сейчас пора отдохнуть.

Дети садятся на стульчики возле магнитной доски с системным оператором, принимают участие в путешествии по «волшебному экрану».

Физминутка «Гусак»

(развитие общей моторики)

Утром встал гусак на лапки, 

Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.

Приготовился к зарядке.

Рывки рук перед грудью.

Повернулся влево, вправо 

Повороты влево-вправо.

Приседанье сделал справно,

Приседания.

Клювиком почистил пух,

Наклоны головы влево-вправо.

Поскорее в воду — плюх!  

Присели.

Дети выполняют упражнение по показу педагога.

- Продолжаем наше путешествие по волшебному экрану. Если мы с вами сейчас переместимся в левую нижнюю комнату, то сможем узнать, из чего состоит яйцо. Как вы думаете? (Белок, желток, скорлупа).

Педагог помещает картинку в левую нижнюю часть системного оператора.

- Как вы думаете, когда наш гусенок вырастет и станет гусем или гусыней, у него изменятся части тела? Части тела у него будут те же, только они вырастут, а вместо пуха у него появятся перья.

Педагог помещает картинки в правую нижнюю часть системного оператора.

- Когда гусенок был еще яйцом, где он находился? (Он был в гнезде, где мама-гусыня высиживала яйца, согревала их)

Педагог помещает картинку в верхний левый угол.

- Когда он вылупился из яйца, и был уже гусенком, то продолжал находиться в гнезде с другими гусятами и мамой-гусыней. Они там подрастали. А что нужно для того, чтобы из гусенка получился взрослый, здоровый, крепкий гусь? (Кушать, гулять, купаться).

Педагог помещает картинку в верхнее среднее окошко.

- А вот когда он совсем вырастет, то будет находится на птичьем дворе, где живут все домашние птицы.

Педагог помещает соответствующую картинку в правый верхний угол.

- Какой замечательный «Волшебный экран», мы с вами так подробно познакомились с гусиным семейством, что теперь можем рассказать об этом своим родителям и всем друзьям.

Речевая игра «На птичьем дворе»

(закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение)

Педагог предлагает детям побывать на птичьем дворе и послушать новое стихотворение:

                                          Наши уточки с утра: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

                                          Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га!

                                          А индюк среди двора: Бал-бал-бал! Балды-балда!

                                          Наши гуленьки вверху: Грру-грру-у-грру-грру-у!

                                          Наши курочки в окно: Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!

                                          А как Петя-петушок

                                          Ранним-рано поутру

                                          Нам споет ку-ка-ре-ку!

                                          - Как кричат уточки?

Педагог уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз педагог делит всех детей на группы «уточки», «гуси», «индюки». «Наши уточки с утра», говорит педагог, а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

Дети повторяют звукоподражания.

III этап

Контрольный этап

- С какой семьей мы сегодня познакомились? Какие это птицы? Почему их называют домашними? Какая песенка у гуся, гусыни, гусенка? Где живет гусиное семейство? Какую пользу приносят людям домашние птицы? Что нам помогло подробно рассмотреть гусенка?

Дети отвечают на вопросы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Домашние животныеПрограммное содержание:1. Углубить знания детей о домашних животных, о пользе, приносимой людям.2. Продолжать учить детей правильно ...

Конспект заняти по развитию речи в средней группе "Домашние животные и ихдетеныши"

Закрепление с детьми названий домашних животных и их детенышей, развитие речи....

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Открытое занятие по развитию речи в средней группе«Домашние птицы»Цели:Образовательные:Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц. Расширение представлений детей о домашн...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Домашние птицы"

Занятие обогащает представления детей об окружающем мире, знакомит с домашними птицами, их повадками....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние птицы"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Домашние животные".

Цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»

Цели: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.Образовательные.-Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, з...