Конспект итогового занятия по теме "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ломовцева Оксана Владимировна

Конпект занятия по развитию лексико-грамматические категорий у детей с ОНР в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon итоговое занятие по теме "Осень"61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осень

Цели занятия:

Коррекционно-образователъная:

—        учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

 -  развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

 - уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

 - закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

 - совершенствовать навыки образования относительных прилагательных.

 - тренировать фонематический слух, звуковой анализ и синтез

 - развивать мелкую моторику и координацию движений.

 - развивать память, мышление.

 - упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитателъная:

 - воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

  - формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); компьютер, мультимедийное учебное пособие «Осень», игра «Разноцветные круги».

Ход занятия.

  1. Орг момент отгадывание загадки (про какое время года говорится в загадке)

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестя,

И летят, летят, летят.

Как вы догадались, что про осень? Давайте ещё все вместе расскажем, что бывает осенью.

Физкультминутка «Осенью». Выполнение движений по тексту стихотворения под аудиозапись ветра, дождя, пения птиц.

        

  1. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

  1. Вводная беседа.

 - Но перед тем как мы начнём выполнять сложные задания, королева Осень сама расскажет вам о себе. Она прислала электронное видео письмо.

Компьютерная презентация «Осень».

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

 - Спасибо, дорогая осень за красочный рассказ о себе.

А вот и первое задание осени.

         Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.

 Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы. И т.д.

Логопед: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Компьютерная презентация)

 Игра «Узнай по описанию». Логопед предлагает детям ответить на вопросы.

Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) —    ... (Солнце.)

 Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) —... (Облака.)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) — ... (Дождь.)

Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) —... (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) — ... (Листья.)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

 Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».

Осень (какая?) — ... (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)

Логопед:  Королева осень, хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай. Посмотрите внимательно на картинки, что там изображено? (овощи, пшеница, фрукты). А теперь закончите мои предложения.

В поле собирают урожай (чего?) – …(Пшеницы)

В огороде собирают урожай (чего?) - ….(овощей)

В саду собирают урожай (чего?) - ….(фруктов)

  1. - Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями осени. А теперь я предлагаю вам совершить прогулку в осенний лес.

  • Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять,                               Дети маршируют

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём                                  Ходят «змейкой» между «кочками»

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали                                          Бегут на носках

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,                                  Ходят высоким шагом,

На кочки мы не наступаем.                            Перешагивая через «кочки».

И снова по дорожке                                         Маршируют.

Мы весело шагаем

Дети попадают на лесную поляну.

 - Какие деревья вы увидели в лесу?

Дети. Елки, ели.

Логопед. А что у елок на веточках вместо листочков?

Дети. Иголки.

Логопед. Как по-другому можно назвать иголки?

Дети. Хвоинки.

Логоритмическая разминка «Меж больших еловых лап»

Меж больших еловых лап дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох, вырос мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его друзья?  - Я, Я, Я.

Логопед. Но это не просто хвойный лес, здесь можно увидеть и другие деревья. Рябята, какие деревья можно ещё увидеть в лесу? (берёзки, клёны, рябинки)

А что могут деревья рассказать о своих листочках?

Дети

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Кленовый: «Ааа».

Рябиновый: «Иии».

Березовый: «Ооо».

Дубовый: «Ууу».

Называя листочки, логопед обращает внимание детей на мольберт с картинками, где изображены эти листья, а под ними картинки-символы звуков, которые произносят листочки [а], [и], [о], [у].

Логопед. Дети, скажите, какой листочек пел песенку «Ааа»?

Дети. Кленовый.

Логопед. Какой листочек пел песенку «Иии»?

Дети. Рябиновый.

Логопед. Песенку «Ооо»?

Дети. Березовый.

Логопед. А песенку «Ууу»?

Дети. Дубовый.

Логопед. Давайте присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними громко скажем: «а-и-о-у» (потом тихо, потом почти шёпотом).

 - Мы попрощались с осенними листочками, ещё немного отдохнём на полянке, сделаем себе массаж.

Дождик, дожди, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нос не замочи.

Зря в окошко не стучи.

(поглаживание, постукивание, поглаживание)

  1. - А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Разноцветные круги»

Выберите по одному кругу. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.

Белый круг — зима. Зимой все белое. Желтый крут — осень. Осенью желтые трава и листья. Красный круг — лето. Лето называют красным. Зеленый круг — весна. Весной появляются зеленые травка и листики.

Логопед. Мне очень понравились ваши объяснения. А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете признаки времен года.

Логопед раскладывает на столе по две картинки, на которых нарисованы характерные признаки разных сезонов.

Логопед. Рассмотрите эти картинки. Сейчас вы должны будете подобрать по два признака того времени года, которое вы выбрали. Как только я зазвучит музыка, вы возьмете по две картинки и положите их на свой круг.

Дети выбирают картинки и кладут их на круги.

Логопед. Посмотрите на картинки своих соседей. Все ли выполнили задание правильно? (Если были допущены ошибки, дети помогают друг другу исправить их.) Расскажите, какие картинки вы выбрали.

Л о г о п е д. Ну что же, я очень рада, что вы не допустили ошибок и хорошо знаете признаки времен года.

  1. Итог. В чьём царстве мы побывали сегодня? Какая она, королева осень? И конечно же, королева осень не забыла про угощения для ребят. Подходите и угощайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Математическое королевство»

Программное содержание:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; реш...

Конспект итогового занятия по образовательной области «Художественное творчество» Тема занятия: «Бабочки на поляне».

Цель занятия:Выявить знания детей о временах года и природных явлениях, насекомых. Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала н...

Конспект итогового занятия по образовательной области «Коммуникация» Тема занятия: «Сюрприз от домовят».

Программное содержание:Выявить уровень знания детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Составлять предложения по схеме с заданным знакам в конце.Составление рассказа по карти...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...