Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе. Тема: «Осенние месяцы»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Новикова Полина Борисовна

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе.

Тема: «Осенние месяцы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_novikova_p_konspekt.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Новикова П.Б.

ГБОУ Школа№ 1474

ОДП по адресу: Зеленоградская 29 а

Города Москвы

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе.

Тема: «Осенние месяцы»

Москва 2014-2015

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей. 

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу. Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе.

Тема: «Осенние месяцы»

Программное содержание.

Главные общеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи

Данного занятия заключается в том, чтобы:

- познакомить детей с названиями осенних месяцев;

- расширять активный словарь детей за счёт имён существительных (листопад, лужи, непогода,), глаголов (облетать, шуршать, желтеть);

- способствовать развитию зрительного и слухового внимания, фонематического слуха;

- закрепить в памяти названия основных цветов;

- формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: - глухие, звонкие, отрабатываем произношение Ш и Ж в поговорках, стишках;

- учить детей составлять короткий рассказ по наглядному материалу (сюжетные картинки).

Оборудование: иллюстрации с изображением осенних месяцев, вырезанные из бумаги осенние листочки, магнитофон, запись звуков дождя.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке деревьев, листьев, кустарника; чтение художественной литературы на осеннюю тему.

Образовательная деятельность:

Дети сидят на ковре полукругом, лицом к воспитателю. Педагог включает запись звука дождя.

- Ребята, что вы слышите? (Ответы детей.)

- Скажите, а вы знаете в какое время года чаще всего идёт дождь? (Ответы детей.)

- Послушайте стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели

Если в край далёкий птицы улетели

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года осенью зовётся.

- Недавно была сухая, тёплая погода, было лето. А теперь на улице какая чаще всего погода? Как она изменилась? (Ответы детей).

- Правильно. Опадают листья, стало холоднее, небо хмурое. Ветер стал холодным, сильно дует. Наступила Осень.

Воспитатель раздаёт детям листочки из бумаги.

- Давайте подуем на листочки, как дует ветерок.

Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики, носом делают вдох, а ртом – резкий выдох.

- А как листья шуршат? Шур – шур – шур. Все вместе.

Воспитатель вместе с детьми читает стихотворенье, выделяя звуки Ш и Ж:

Под ногами в листопад, листья жёлтые летят.

Листья жёлтые летят, а под листьями лежат

Шурш,Шуршиха и Шуршонок,

Папа, мама и ребёнок.

- Пошуршим ещё. Шур - шур – шур. Молодцы!

Педагог показывает сюжетную картинку с изображением сбора урожая, грибов.

- Вы уже знаете, что сейчас Осень. Но каждое время года делится на три месяца, и сейчас я вас с ними познакомлю.

Пришёл Сентябрь с красками

Коснулся листьев ласково.

И деревцо простое, вдруг стало золотое.

- Посмотрите что нарисовано на картинке? Все листья зелёные?

- Появились жёлтые листочки? Что ещё вы видите на картинке? Собирают яблоки, грибы? (Ответы детей). Молодцы, это первый месяц осени -Сентябрь.

- В Сентябре собирают урожай: яблоки, сливы, грибы и многое другое.

- Слушайте дальше. (Воспитатель показывает следующую картинку.)

Улыбается Октябрь, и уже щекочет нос

Утром тихим, утром ранним

Самый маленький мороз!

- Посмотрите, что изменилось? Листьев на деревьях стало совсем мало, и они почти все жёлтые? На дорожках лежит опавшая листва? (Ответы детей).

- Правильно это второй месяц осени- Октябрь.

Следующая картинка.

Дождик льёт как из ведра,

Сидит дома детвора.

Весь Ноябрь хмурится,

Холодно на улице.

- Посмотрите как изменилась природа.

- Что случилось с деревьями? Они совсем без листвы? На земле лежит первый снежок? (Ответы детей)

- Молодцы. Это последний, самый холодный осенний месяц- Ноябрь.

- Чаще идёт дождик, выпадает первый снег. Деревья и кусты сбрасывают последнюю листву.

- А сейчас мы с вами представим, что гуляем в осеннем лесу.

Физкультминутка «Прогулка в осенний лес».

Мы в лесок пойдём (дети шагают высоко поднимая колени)

Мы грибок найдём (наклоны в одну и другую сторону)

В шапочке нарядной (руки вверх)

Светло-шоколадной (руки опустили)

Ты не прячь грибок (приседания)

Под листок свой бок.

Ты ребятам нужен к вечеру на ужин! (Выдох)

Дети возвращаются на свои места.

- Молодцы мои ребята! Сегодня вы узнали много нового об осени. Давайте повторим названия всех осенних месяцев.

Воспитатель вместе с детьми повторяет названия месяцев.

- А дома вы расскажите родителям про осень, и что нового вы сегодня узнали. Занятие окончено.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ «ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ «ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группе Тема: «В гостях у Варвары».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по  «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группеТема: «В гостях у Варвары»....

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Данный материал будет интересен для воспитателей дошкольных групп общеразвивающей направленности, а так же для воспитателей,  работающих с детьми с нарушением речевого развития.  Содержание ...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи "Подарки от волшебницы Зимы".

Образовательная деятеьность охватывает все образовательные области. Дети обобщают и систематизируют знания о зиме, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Учатся составлять рассказы по м...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе "Как дети Петушка спасали"

Цель: научить детей составлять описательный рассказ о лисе.Программные задачи:Знакомить детей с образом жизни лисицы, ее повадками.Обучать детей составлению описательного рассказа. Учить их давать пол...