Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе. Тема: «Осенние месяцы»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе.
Тема: «Осенние месяцы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Новикова П.Б. ГБОУ Школа№ 1474 ОДП по адресу: Зеленоградская 29 а Города Москвы Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе. Тема: «Осенние месяцы» |
Москва 2014-2015
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу. Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.
Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе.
Тема: «Осенние месяцы»
Программное содержание.
Главные общеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи
Данного занятия заключается в том, чтобы:
- познакомить детей с названиями осенних месяцев;
- расширять активный словарь детей за счёт имён существительных (листопад, лужи, непогода,), глаголов (облетать, шуршать, желтеть);
- способствовать развитию зрительного и слухового внимания, фонематического слуха;
- закрепить в памяти названия основных цветов;
- формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: - глухие, звонкие, отрабатываем произношение Ш и Ж в поговорках, стишках;
- учить детей составлять короткий рассказ по наглядному материалу (сюжетные картинки).
Оборудование: иллюстрации с изображением осенних месяцев, вырезанные из бумаги осенние листочки, магнитофон, запись звуков дождя.
Предварительная работа: рассматривание на прогулке деревьев, листьев, кустарника; чтение художественной литературы на осеннюю тему.
Образовательная деятельность:
Дети сидят на ковре полукругом, лицом к воспитателю. Педагог включает запись звука дождя.
- Ребята, что вы слышите? (Ответы детей.)
- Скажите, а вы знаете в какое время года чаще всего идёт дождь? (Ответы детей.)
- Послушайте стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далёкий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года осенью зовётся.
- Недавно была сухая, тёплая погода, было лето. А теперь на улице какая чаще всего погода? Как она изменилась? (Ответы детей).
- Правильно. Опадают листья, стало холоднее, небо хмурое. Ветер стал холодным, сильно дует. Наступила Осень.
Воспитатель раздаёт детям листочки из бумаги.
- Давайте подуем на листочки, как дует ветерок.
Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики, носом делают вдох, а ртом – резкий выдох.
- А как листья шуршат? Шур – шур – шур. Все вместе.
Воспитатель вместе с детьми читает стихотворенье, выделяя звуки Ш и Ж:
Под ногами в листопад, листья жёлтые летят.
Листья жёлтые летят, а под листьями лежат
Шурш,Шуршиха и Шуршонок,
Папа, мама и ребёнок.
- Пошуршим ещё. Шур - шур – шур. Молодцы!
Педагог показывает сюжетную картинку с изображением сбора урожая, грибов.
- Вы уже знаете, что сейчас Осень. Но каждое время года делится на три месяца, и сейчас я вас с ними познакомлю.
Пришёл Сентябрь с красками
Коснулся листьев ласково.
И деревцо простое, вдруг стало золотое.
- Посмотрите что нарисовано на картинке? Все листья зелёные?
- Появились жёлтые листочки? Что ещё вы видите на картинке? Собирают яблоки, грибы? (Ответы детей). Молодцы, это первый месяц осени -Сентябрь.
- В Сентябре собирают урожай: яблоки, сливы, грибы и многое другое.
- Слушайте дальше. (Воспитатель показывает следующую картинку.)
Улыбается Октябрь, и уже щекочет нос
Утром тихим, утром ранним
Самый маленький мороз!
- Посмотрите, что изменилось? Листьев на деревьях стало совсем мало, и они почти все жёлтые? На дорожках лежит опавшая листва? (Ответы детей).
- Правильно это второй месяц осени- Октябрь.
Следующая картинка.
Дождик льёт как из ведра,
Сидит дома детвора.
Весь Ноябрь хмурится,
Холодно на улице.
- Посмотрите как изменилась природа.
- Что случилось с деревьями? Они совсем без листвы? На земле лежит первый снежок? (Ответы детей)
- Молодцы. Это последний, самый холодный осенний месяц- Ноябрь.
- Чаще идёт дождик, выпадает первый снег. Деревья и кусты сбрасывают последнюю листву.
- А сейчас мы с вами представим, что гуляем в осеннем лесу.
Физкультминутка «Прогулка в осенний лес».
Мы в лесок пойдём (дети шагают высоко поднимая колени)
Мы грибок найдём (наклоны в одну и другую сторону)
В шапочке нарядной (руки вверх)
Светло-шоколадной (руки опустили)
Ты не прячь грибок (приседания)
Под листок свой бок.
Ты ребятам нужен к вечеру на ужин! (Выдох)
Дети возвращаются на свои места.
- Молодцы мои ребята! Сегодня вы узнали много нового об осени. Давайте повторим названия всех осенних месяцев.
Воспитатель вместе с детьми повторяет названия месяцев.
- А дома вы расскажите родителям про осень, и что нового вы сегодня узнали. Занятие окончено.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в игровой форме во второй младшей группе Тема:« Небольшое увлекательное путешествие»
Проводя НОД в игровой форме мы не только вовлекаем детей в образовательный процесс, но и становимся ближе к ним....
Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»
Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ «ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ «ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группе Тема: «В гостях у Варвары».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группеТема: «В гостях у Варвары»....

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»
Данный материал будет интересен для воспитателей дошкольных групп общеразвивающей направленности, а так же для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речевого развития. Содержание ...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи "Подарки от волшебницы Зимы".
Образовательная деятеьность охватывает все образовательные области. Дети обобщают и систематизируют знания о зиме, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Учатся составлять рассказы по м...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе "Как дети Петушка спасали"
Цель: научить детей составлять описательный рассказ о лисе.Программные задачи:Знакомить детей с образом жизни лисицы, ее повадками.Обучать детей составлению описательного рассказа. Учить их давать пол...