Театра Рассказа: сказка В. Сутеева "Кто сказал мяу?"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Олейникова Наталья Енсоновна

Познакомить коллег с методикой работы над   сказкой В. Сутеева "Кто сказал мяу?" как новейшей технологией, способствующей развитию речи у детей раннего возраста - активизации речевой активности, обогащению пассивного и активного словаря. Показана конкретная модель внедрения литературного материала (сказки)  в образовательный процесс и взаимодействие педагога с детьми на партнёрском основании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_kto_skazal_myau.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по  сказке Сутеева В. «Кто сказал Мяу?»       учитель-дефектолог Олейникова Н.Е.

Конспект

комплексной коррекционной совместной деятельности

 с детьми по средствам технологии Театра рассказа с использованием  настольного театра

по сказке Сутеева

 «Кто сказал мяу?»

в  диагностической группе для детей раннего возраста

с тяжёлыми нарушениями речи

Из опыта работы

учителя-дефектолога

Олейниковой Н.Е.

Цель: вовлекать  детей в совместную деятельность с педагогом; развивать у детей интерес к различным видам деятельности, по средствам технологии Театра рассказа с использованием настольного театра; закрепление и обобщение с детьми пройденного материала по теме «Домашние животные».

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять  и обобщать  представления у детей о домашних животных и  их пользе для человека, разнообразии игрушек и игровых действий с ними.
  2. Закреплять у детей представления о сенсорных эталонах, умение осуществлять выбор предметов по цвету, форме, величине.
  3. Продолжать знакомить детей с признаками предметов: выделять основные части, совершенствовать  у детей умение  сравнивать и группировать предметы по внешним признакам, составлять целое из частей.
  4. Продолжать формировать у детей операционально-технические навыки, умения действовать по образцу, словесной инструкции.
  5. Развивать умение имитировать действиям животных (летать, бежать, плавать, ходить, спать, есть т), выполнять простейшие действия с игрушкой по словесной инструкции педагога.
  6. Приобщать  детей к участию  в коллективной деятельности.

Коррекционные:

  1. Развивать у детей мышление и речь – активизировать  и обогащать  пассивный и активный словарь, формировать навыки связной речи через сюжет сказки.
  2. Развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, целенаправленное внимание, слуховую  и зрительную  память, познавательной направленности на установление функциональных связей между объектами.
  3. Развивать у детей игровые навыки.
  4. Развивать  у детей моторику, зрительно-двигательную координацию.
  5. Развивать умение различать домашних животных по голосу (на слух, по подражанию).
  6. Развивать способность воспринимать и воспроизводить движения, показанные взрослым.

Воспитательные задачи:

  1. Развивать у детей  интерес к сюжетно-отобразительной деятельности по средствам технологии Театра рассказа на настольном театре.
  2. Формировать  и в дальнейшем развивать   у детей коммуникативное поведение: умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом,  развивать у детей эмоциональную отзывчивость на предлагаемый сюжет сказки.
  3. Продолжать формировать у детей положительный  интерес к познавательной, игровой видам деятельности.
  4. Развивать у детей заинтересованность в получении результата, умение радоваться успеху    своему и успеху  сверстников.
  5. Воспитывать позитивное эмоциональное отношение   домашним животным.
  6. Прививать любовь  и бережное отношение к животным.

В ходе проведения  занятия использованы современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии:

  • Динамические паузы: музыкально-игровое упражнение на имитацию действиям животных,  речь с движением   «Киска, киска брысь!».

Цель – развивать  у детей двигательную активность, интерес к деятельности.

  • Подвижные игры: «Повтори за мной»

Цель - развивать у детей двигательную активность, выдержку, внимание, умение согласовывать действия с текстом, умение брать на себя роль в подвижной игре.

  • Технологии музыкального воздействия: начало занятия, во время подвижных игр, упражнений, конец  занятия.
  • Технологии эстетической направленности.

Цель – развивать у детей умения замечать красоту в постановке сюжета в сказке, в окружающих предметах и явлениях.

  • Технологии коррекции поведения: по подражанию педагогу в пересказе и формирование правильных норм поведения, через сюжет сказки.

Цель – развивать у детей умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать общепринятые правила и нормы поведения, умение радоваться успеху, воспитание у детей выдержки, доброжелательности, стремления придти на помощь.

Игровые технологии:

  • Проблемно-игровая технология: проблемные и творческие ситуации через сюжет сказки, элемент исследовательской деятельности

Цель - развивать у детей познавательную направленность на установление функциональных связей между объектами.

  • Технология театрализованной игры с использованием звуковых образов (голоса животных), разворачивание сюжета на настольном театре по средствам технологии Театра рассказа.

Цель - развивать у детей интерес к театрализованной деятельности, организации различных видов деятельности с детьми,  опираясь на  разные  модальности в познании предметов.

Технология организации проектной деятельности:

Это занятие  является одним из этапов   в организации проектной деятельности по теме «Домашние животные».

Цель – формировать у детей представления о содержании сюжетно-отобразительной деятельности через сюжет сказки, её особенностях; о видах детской деятельности.

  • Технологии рефлексивного характера:

Цель – актуализировать  личный  опыт каждого участника образовательного процесса, деятельный подход к использованию диалогических форм речи, развитие поисковой активности через предметную деятельность.

Технология лично ориентированного обучения:

Цель – реализация педагогом модели «обучение через открытие» с учетом особенностей развития каждого ребёнка.


Конспект сказка Сутеева В. «Кто сказал Мяу?»              учитель-дефектолог Олейникова Н.Е.

Оборудование:

  • Игрушки для обыгрывания сказки: кошка, щенок, собака, петух,  собака, лягушка, пчела, рыба.
  • Муляжи – озеро, куст, ёлка, дом, коврик.
  • Магнитола с аудиозаписью песни «В гостях у сказки».
  • Корзина под игрушки.
  • Оборудованный стол для рассказывания сказки.

Предварительная работа:

  • Рассматривание с детьми картинного материала по темам: «Семья», «Домашние животные»  - Кошка и котята. Собака и щенки. Корова и телята. Скотный двор.
  • Беседы с детьми и чтение худ. литературы, работа на настольном театре по методике «Театр рассказа для самых маленьких» по темам «Семья», «Домашние животные».
  • Дидактические игры на развитие психических процессов.
  • Игры и упражнения направленные на развитие сенсорных представлений у детей: соотнесение и различение предметов и геометрических фигур по цвету, форме, величине; сравнение предметов по высоте, длине, ширине.
  • Игровые упражнения с детьми на развитие конструктивной деятельности, конструирование по пройденным темам из разного конструктивного материала.
  • Продуктивная деятельность с детьми по теме: «Домашние животные».
  • Подвижные игры, речь с движением, игровые упражнения с детьми на имитацию и звукоподражание по темам: «Семья», «Домашние животные».
  • Музыкальное сопровождение к различным игровым упражнениям и заданиям.
  • Развивающие игры и упражнения, направленные на развитие сенсорных представлений детей: соотнесение и различение предметов и геометрических фигур по цвету, форме и величине.
  • Консультация для родителей по темам: «Читать или рассказывать детям сказки?», «Особенности развития неговорящих детей раннего возраста»
  • Рекомендации родителям для чтения и рассказывания детям, пройденной сказки.
  • Практикумы для родителей по взаимодействию с детьми в процессе чтения и рассказывания, изученного литературного материала.

Конспект по сказке Сутеева «Кто сказал мяу?»                    учитель-дефектолог Олейникова Н.Е

Ход совместной деятельности педагога с детьми

I часть

Дети входят на занятие

По звуку колокольчика дети входят в кабинет, предварительно получив билет (геометрическую фигуру разной формы и цвета),  называют форму и цвет билетика и садятся на стульчики.

Педагог: Ребята, куда мы с Вами пришли? Правильно, на сказку... 

Знакомство с героями сказки

Педагог: Это сказка очень интересная и в ней участвует много животных.  

Педагог по очереди знакомит детей со всеми героями сказки. Дети рассматривают, ощупывают руками, произносят звукоподражания героев сказки, называют их,.

Педагог: Ребята, порадуем героев сказки и расскажем   стихи о них.

Потешки о животных - «Киска, киска брысь!» и «К нам пришла собачка»

Рассказывают дети вместе с педагогом.

Киска, киска, киска, брысь

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!


К нам пришла собачка,

К нам пришла собачка,
Умная собачка,
С детками играет,
Очень громко лает!
Гав! Гав!..
Н. Комиссарова

Подвижная игра «Повтори за мной»

Дети имитируют действия животных героев сказки, подражая действиям взрослого или самостоятельно.

Звучит мелодичная музыка – дети попадают в сказку

 

II часть

Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал мяу?

Рассказывает сказку педагог с использованием настольного театра, а дети в роли зрителей слушают сказку со своих мест.

Кто сказал "Мяу"? Владимир Сутеев

Щенок спал на коврике около дома.
Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:
- Мяу!
Щенок поднял голову, посмотрел - никого нет.
И тут кто-то опять сказал:
- Мяу!
- Кто там?
Вскочил щенок, обежал по двору. Видит: во дворе гуляет Петух.
"Вот кто не дал мне спать!" - подумал Щенок и подбежал к Петуху.
- Это ты сказал "мяу"? - спросил Щенок Петуха.
- Нет, я говорю... - Петух захлопал крыльями и закричал: Ку-ка-ре-ку-у-у!
- А больше ты ничего не умеешь говорить? - спросил Щенок.
- Нет, только "кукареку", - сказал Петух.
Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой...
        Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:
- Мяу!
Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашёл. В конуре кто-то зашевелился...
"Вот он! - сказал себе Щенок. - Сейчас я его поймаю..." Он подкрался поближе...
Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пёс.
- Р-р-р-р... - зарычал Пёс.
- Я... я хотел узнать...
- Р-р-р-р!
- Это вы сказали... "мяу"? - прошептал Щенок, поджимая хвостик.
- Я?! Ты смеёшься, Щенок!
Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом.
И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал:
- Мяу!
Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним на цветке сидела мохнатая Пчела.
"Вот кто сказал "мяу"!" - подумал Щенок и хотел схватить её зубами.
- З-з-з-з! - прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа.
Завизжал Щенок, побежал. Пчела за ним!
Летит и жужжит:
- Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!
Подбежал Щенок к пруду - и в воду!
Когда он вынырнул, Пчелы уже не было.
И тут опять кто-то сказал:
- Мяу!
- Это ты сказал "мяу"? - спросил мокрый Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него.
Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда.
- Ква-ква-ква! - засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии. - Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?
- А может быть, это ты сказала "мяу"? - спросил Щенок Лягушку.
- Ква-ква-ква! - засмеялась Лягушка. - Какой ты глупый! Лягушки только квакают.
И прыгнула в воду...
Пришёл Щенок домой, мокрый, с распухшим носом. Грустный, улёгся он на своём коврике. И вдруг услышал:
- Мяу!!!
Щенок вскочил - перед ним сидела пушистая полосатая Кошка.
- Мяу! - сказал Кошка.
- Ав-ав-ав! - залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал лохматый Пёс, и зарычал: - Р-р-р-р!
Кошка изогнулась, зашипела: "Ш-ш-ш!", зафыркала: "Фыр-фыр! Я хотела с тобой поиграть» -сказала кошка.  Щенок удивился – «Со мной поиграть? Мне ещё никто не предлагал играть. Хочу!»

        Так щенок и котёнок играли долго и после этого подружились. Теперь щенок знал, кто же говорит «мяу».

Подведение итога   о прослушанной сказке...

Как называется сказка? Каких героев сказки вы запомнили?

III часть

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это …
(кот)

У меня есть умный пёс –

Мокрой пуговкою нос.

Если в чём-то я не прав,

Он лает громко: …     (гав-гав-гав!)

Индивидуальный пересказ детей сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

Дети по очереди  рассказывают сказку с использование настольного театра.

Педагог берёт на себя  роль -  помощника в восстановлении сюжета сказки и вместе с ребёнком пересказывает содержание  до того момента,  пока ребёнок не научается выполнять  это самостоятельно.

Конспект по сказке Сутеева «Кто сказал мяу?»                    учитель-дефектолог Олейникова Н.Е

Подведение итога ...

Понравилась сказка? Кто из героев сказки тебе запомнился больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление для детей средней группы по сказке Сутеева «Кто сказал мяу?»

Театрализованное представление  для детей средней группы по сказке Сутеева  «Кто сказал мяу?»...

Инсценировка сказки Сутеева: Кто сказал «Мяу»? для детей 5-7 лет

Цель: воспитывать интерес детей к театру....

Инсценирование сказки Сутеева "Кто сказал "Мяу?"

Сценарий сказки Сутеева "Кто сказал "МЯУ?"...

Музыкальное театрализованное развлечения для детей средней группы по рассказу Владимира Сутеева "Кто сказал: "Мяу"?

Данный материал является сценарием  театрализованного развлечения, в котором представлены такие формы заимодействия с детьми, как подвижныая, пальчикова, музыкальная и познавательнаяы игра....

Лего проект по сказке Сутеева "Кто сказал мяу?" в старшей группе

Лего проект по сказке Сутеева "Кто сказал мяу?" в старшей группе...

Фотоотчёт о проведении мероприятия, посвящённого Дню театра. Инсценировка сказки "Кто сказал мяу"

Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формирует его личностн...

Театрализованное представление по рассказу В. Сутеева "Кто сказал " мяу"? "

Сценарий постановки сказки В. Сутеева "кто сказал " Мяу"? " В старшей группе...