Осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим нарушения развития в условиях ДОУ
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется от однообразной деятельности, легко возбуждается. Внимание становится более устойчивым, но остается непроизвольным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественною слова в развитии речи детей раннего возраста.

В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется от однообразной деятельности, легко возбуждается. Внимание становится более устойчивым, но остается непроизвольным.

Совершенствуется память. Через слово возникают воспоминания. Дети очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят. Благодаря непроизвольной памяти, они запоминают буквально всё, даже не желая этого. Поэтому нельзя упустить это время для развития речи детей. В силу того, что родители всегда заняты ребёнок почти не слышит из уст мамы сказок, рассказов, потешек. Речь детей отличается своей бедностью, у них недостаточный словарный запас, они не могут грамотно сформулировать вопрос, построить монологи, обосновать просьбу, у многих плохая дикция. Необходимо систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе занимает художественная литература: потешки, рассказы, сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки. Именно через художественную литературу дети познают окружающий мир, а её малые жанры можно активно использовать не только на занятиях, но и во всех режимных процессах.

А) Колыбельные песни, потешки позволяют ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, обогащают словарь ребенка, расширяют его кругозор.

Повторяющиеся фразы, звукоподражании развивают фонетический слух. Колыбельные песенки можно использовать и при укладывании детей на сон час, и при игре с игрушками, предлагая им показать действия руками.

Например:

«Люли, люли, люленьки

I]прилетели гуленьки (показывать руками взмахи) Прилетели гуленьки Сели возле люленьки

Стати люленьку качать (показывать руками как покачивают люленьку) Стали малышку усыплять Баю, баю, баиньки» Для тех, кто плохо засыпает можно спеть такую колыбельную песенку: «Катенька, баю, баю, бай! 11е ложись на самый край- Придет серенький волчок, Схватит Катю за бочок Баю, баю, баю, бай... Усни»

Если на завтрак или полдник - оладушки, можно использовать слова из народной песни «Ладушки».

«Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Испекла нам бабушка Вкусные оладушки», и т.д.

Или:

«На моей тарелочке Рыженькая белочка Чтоб была она видна. Всё съедаю я до дна». После многократного повторения текста дети, запоминают слова, содержание, затем используют в своей речи.

В утренние часы я часто использую потешки. Например, «Сидит белка на тележке»:

«Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок. Кому в зобок, Кому в лапочку».

После чтения надо побеседовать с детьми: где сидит белка? Что она делает? Кому она приносит орешки? И т.д. Героев потешки можно рассмотреть на ярких картинках. Предложить детям рассказать о ком-нибудь. Побуждать детей к связной речи, помогая наводящими вопросами: какого цвета...? Как называют зайку? Почему? и т.д.

Для устранения некоторых речевых проблем я активно использую:

б)        поговорки и скороговорки. Например:

«Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока» и т.д. Скороговорку надо произносить, выделяя отчетливо повторяющийся звук. Для формирования грамотной образной речи я использую:

в)        считалки:

Е. Благинина «Петушок, петушок

Покажи свой кожушок! Кожушок горит огнём Сколько перышек на нем? I, 2, 3, 4, 5, невозможно сосчитать!»

Или считалку И. Пивоварова: «Едет, едет солнце В золотой карете, Видит - видит солнце Сверху всё на свете: И овцу и петуха, И козу с рогами - И как Петя Иванов Машет кулаками!

После выразительного чтения беседую с детьми. Как передвигается по небу солнце? Что она видит сверху? Каких животных? Что делает Петя И.? Такие вопросы развивают у детей не только речь, но и мышление.

г) Большое значение для развития речи, мышления играют загадки. Они расширяют детский кругозор, знакомят с природой, развивают навыки описательной речи, учат правильно выражать свою мысль, рассуждать, доказывать.

Загадки бывают народные и литературные. Литературные загадки - это целые рассказы в стихах. Это загадки С.Я. Маршака, К.И. Чуковского. Я использую чаще всего краткие народные загадки, доступные детям по содержанию и требующие отыскания слова-загадки:

  1. Чик-чирик!        3) Встаёт на заре, К зернышкам прыг! Поёт во дворе, Клюв не робей! На голове гребешок

(Воробей)        Кто же это?

(Петушок)

  1. Беленькие перышки        4) Шипит, гогочет, Красный гребешок Ущипнуть меня хочет.

Кто это на колышке?        Я иду, не боюсь. Кто же это?

(Петя-петушок)        (Гусь)

Дети любяг загадки о животных, птицах, они способны доказать правильность отгадки, используя свой опыт. Ку-ка-ре-ку! - кричит (петух). «Мягкие лапки, а в лапках царапки» (кошка). «Мычит Му-у! Кто это? Не пойму» (корова). «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт» (кошка). Яркие характерные признаки внешнего вида животных, предметов помогают детям быстро отгадывать загадки.

«Вагончики зеленые Бегут, бегут, бегут, Л круглые колесики Всё тук, да тук, да тук»

(Паровоз)

Используя загадки, надо помнить, что детей нельзя торопить с ответом, нельзя сразу самой говорить отгадку. Надо учить отгадывать загадки: понимать их содержимое, находить пути решений логической загадки, знакомить с приёмами отгадывания, учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

Есть дети, которые не хотят ходить в садик, утром плачут. Я советую родителям, чтобы ребенка в детский сад тот, к кому он чуточку меньше привязан. Тогда не такой трагедией будет каждое утреннее расставание. Порой использую потешки для плачущего малыша: 1) «Дома нашей Вале        2) «Горо_шен_ки

Плакать не давали:         Непро-шин-ки

У - мы - вали.        Откуда вы взялись?

О - де - вали,        Трамваем или поездом

В садик привели -        До Маши добрались?

Слёзы потекли!»        Нет

Портить настроение Никто вас не просил! А может мы не плакали А дождик моросил?»

Некоторые дети не любят мыть руки, не используя мыло. И здесь мне помогают потешки и поговорки, строчки из стихов. Например:

«Чище мойся, воды не бойся»;

«Руки надо чаще мыть, рукава нельзя мочить»;

«Кран откройся, нос умойся»;

«Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А не чистым трубочистам Стыд и срам».

Также я использую художественное слово на занятиях и на утренней гимнастике. Быть ребёнком - трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа - расти: открывать мир, узнавать людей, учиться любить. Многие наши беды с детьми от того, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности. И часто оставляем их один на один с огромным миром, который они ещё не успели понять. Наш долг помочь детям правильно расти и развиваться.   Используя различные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Для получения  обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии  воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здо...

Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры

Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверст...

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут бы...

Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.

Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....

Обычные семьи, особые дети. Особенности взаимодействия с родителями детей, имеющих нарушения развития.

В статье описан опыт взаимодействия с семьями детей, имеющих проблемы в развитии. Озвучены цели и задачи взаимодействия, приведены примеры некоторых  методов и форм работы....

«Осуществление дифференцированного подхода к часто болеющим и ослабленным детям на физкультурных занятиях.»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профес...