Технологическая карта работы со словом - доминантой "ПОСУДА совместной образовательной деятельности в подготовительной группе ОО "Развитие речи"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шевырёва Майя Ивановна

В совместной деятельности используется ТОЛЗ ( Технология обогащения лексического запаса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_posuda.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Технологическая  карта  работы со словом – доминантой.

«Посуда»

                          Этапы

Деятельность педагога

            Деятельность детей

1 Этап

Мотивационный

 

 Сообщает детям о том, что в группу пришло письмо.   Побуждает к высказываниям (от кого) и принятию решения.

 Принимают игровую ситуацию

Рассматривают конверт с изображением Федоры из сказки «Федорино горе», высказывают свои предположения.

Читают текст письма.

Здравствуйте, ребята.

Мне очень нужна новая посуда.

Помогите мне ее выбрать.

Бабушка Федора.

Принимают решение помочь Федоре.

2 Этап

Ознакомления

 Предлагает детям отгадать загадки о посуде.

По моей  тарелке лодочка плывет

Лодочку с едою отправляю в рот.

(ложка)

В домике том, что на кухне стоит

Черненький хлеб и батончик гостит.

(хлебница)

В ней варят щи, компот и кашу

На всю семью большую нашу.

(кастрюля)

Им можно хлебушек порезать

И колбасу на бутерброд,

И маслом булочку помазать.

Хорош для многих он работ!

(нож)

Помогает нам готовить
Утром: кофе или чай.
Ты узнал тот кипятильник?
Ну-ка быстро отвечай!

(чайник)

Задаёт вопросы:

Что такое посуда?

Обобщает, дает словесное объяснение слова-доминанты «посуда».

Посуда -  общее название предметов кухонной утвари, используемые для приготовления пищи,  хранения продуктов и для сервировки стола, чтобы принимать пищу.

Читает стихотворение  

 «Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Дети дают ответы на загадки.

Сообщают имеющиеся знания, представления о слове – доминанте.

Принимают и осмысливают понятийное содержание слова – доминанты.

Закрепляют представления о посуде,  через прослушивание стихотворения.

3 Этап

 Осмысления

 

Вид отношений: часть - целое

Сообщает, что Федора прислала фотографии своей посуды. Предлагает рассмотреть и рассказать о ней в игре «Чего не хватает?»

 (Интерактивная технология «Карусель»)

Организует деление на пары (по желанию). Предлагает договориться, кто сначала будет во внутреннем круге, а кто во внешнем и взять картинки с изображением предмета посуды детям внутреннего круга.

Подаёт сигнал. Осуществляет контроль, помощь во время игры. 

Делятся на пары, договариваются. Встают парами по кругу спиной в круг. Ребёнок внутреннего круга выбирает и держит картинку. По сигналу дети внутреннего круга задают вопрос «Что у (называют предмет посуды) целое, а что откололось». Дети внешнего круга отвечают «У (предмета на картинке) целая крышка, ручка, а носик откололся» По сигналу дети переходят к другому ребёнку по кругу. А затем меняются кругами. Те дети, которые отвечали, теперь задают вопрос, взяв другую картинку.

 

4 Этап

Основной

 

Вид отношений – родовидовые отношения.

Организует игру «Центр посуды». (Интерактивная технология «Цепочка»)

Предлагает детям «зайти в магазин». Демонстрирует картинку «витрины магазина».

Но перед тем как помогать Федоре выбрать новую посуду,   нужно назвать посуду, которая есть в магазине и для чего она нужна,

    Задает вопрос о кастрюле, о тарелке: «Где кастрюля встречается чаще – в столовой или на кухне?»

Воспитатель подводит детей к умозаключению: «Если посуда находится на кухне, значит, ее можно называть – «кухонная посуда», а если в столовой – «столовая».

Включаются в игру. По «цепочке» называют виды посуды, представленные на витринах.

В ходе рассматривания, называния предметов посуды и обсуждения для чего она нужна, отвечают на вопрос: «Где этот предмет встречается чаще – в столовой или на кухне?»

Делают вывод: «Если посуда находится на кухне, значит, ее можно называть – «кухонная посуда», а если в столовой – «столовая».

 

   

 

Вид отношений – отношения качества.

Предлагает детям, поиграть в игру

«Из чего сделана посуда?»  выяснить из какого материала, ответив на вопрос какая?  

 Побуждает также образовать относительные прилагательные, основываясь на знании свойств материалов – выявить и другие качества посуды, подбирая определения. Предлагает встать в круг.В игре использует мяч (бросает ребёнку : посуда из стекла - …; стеклянная посуда-какая? - …, и т. д.).

Активизируют знания,  называют слова, бросая мяч воспитателю.

(из стекла – стеклянная, из фарфора – фарфоровая, из керамики – керамическая , из глины – глиняная, из фаянса – фаянсовая, из металла – металлическая,  из пластика – пластиковая);

 (хрупкая, бьющаяся, прочная, тяжелая, легкая, широкая, узкая, большая, маленькая, острая и др.)

Вид отношений -   отношения  действия

Организует словесную игру «Кто больше?» Предлагает назвать слова - действия к слову – доминанте. Что может произойти с посудой? Даёт фишку за названное слово.

Оценивает результат.

 Стоят в кругу. Активизируют знания,  называют слова (разбиться, испачкаться, треснуть, блестеть, потускнеть, заржаветь,  лопнуть,  расколоться и т. д.), получают фишку. Оценивают результат.

Вид отношений – отношения функциональности

 Организует игру

 «Расставь по полочкам?»

(Информационная технология «Работа с интерактивной доской», Интерактивная технология «Цепочка»)

Предлагает расставить посуду на полочки по её использованию (для приготовления пищи, для хранения продуктов, для сервировки стола)

 Сообщает, что теперь, когда посуда расставлена, можно помочь Федоре выбрать посуду. Будем это делать   разбившись на пары (тройки).

 Предлагает подойти к витрине с посудой и выбрать  по одному предмету кухонной утвари, который, по   мнению детей, очень  пригодиться Федоре.

Включаются в игру.

На доске изображены: набор посуды, три полочки с условными обозначениями.

Дети по «цепочке» выбирают предмет посуды, передвигают на полочку с соответствующим обозначением и комментируют свои действия (кастрюля нужна для приготовления пищи, и т. д.)

Разбиваются на пары.

Подходят к витрине с посудой, выбирают, ставят на стол.

5 Этап

Итоговый

 ( рефлексивный)

  

Предлагает детям рассказать Федоре о посуде, которую выбрали для неё. Оценивает.

Обещает детям отправить посуду Федоре, посылкой.

Обговаривают в парах выбранную посуду. Предлагает договориться, кто расскажет для чего Федоре она будет нужна.

(Это сковорода. Она нужна для приготовления пищи.)