Творческо – коммуникативный проект по развитию речи « Посуда» для детей подготовительной группы с ОНР.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Комплекс мероприятий по работе с детьми по теме "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posuda.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Творческо – коммуникативный проект по развитию речи « Посуда» для детей подготовительной группы с ОНР.

Актуальность проекта:  актуальность темы определяется той важной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии дошкольников с нарушениями речи  – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Реализуя проект « Посуда» мы старались задействовать все виды речи детей и образовательные области программы « Из детства в отрочество».

 Тип  проекта:  открытый,  межгрупповой, исследовательский.

Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Цель:  реализация комплексного подхода к развитию речи ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного развития дошкольников посредством ознакомления с историей посуды, её разновидностями. Обучение составлению описательных рассказов с использованием опорных схем.

Задачи:

  • Составление описательных рассказов.
  • Обогащение словаря детей по теме.
  • Закрепить знания детей об использовании разной посуды.
  • Развивать речь детей, умение развёрнуто отвечать на вопросы, память, мышление, воображение.
  • Воспитывать любовь к художественной литературе.
  • Учить детей пользоваться посудой и правильно вести себя за столом.

Средства осуществления проекта:

  • Специально подобранный языковый материал;
  • Разучивание стихов, песен по теме.
  • Инсценировка сказок, стихов, песен;
  • Игры подвижные, дидактические, тематические, творческие.

Предполагаемый результат:

  • дети должны знать и называть посуду
  • Умеют пользоваться обобщающими понятиями
  • Бережно относятся к окружающим предметам
  • Умеют словами описать предмет

Этапы работы над проектом.

1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

  • Рассмотреть иллюстрации посуды в разные исторические времена.
  • Вопросы к детям:
  • Для чего нужна посуда.
  • Какая посуда была в давние времена
  • Из каких материалов изготавливали раньше посуду.
  • Из каких современных материалов изготавливают посуду. И т.д.

2 – этап: Разработка проекта.

Цель: довести до участников проекта важность данной темы.

  • Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
  • Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
  • Подобрать литературу и иллюстрации по теме.
  • Собрать коллекцию мелких изделий разной посуды.
  • Составить план мероприятий.
  • Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.

3 – этап: Реализация проекта.

Познавательное развитие.

Цель: Дать научно – достоверные знания об истории возникновения посуды.  Рассказать о динамике развития промышленности, а вместе в ней и развитии современной посуды.Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.

Формы работы: 

  • Просмотр фото, видеоматериалов о посуде.
  •  Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
  • Знакомство с разными профессиями для которых посуда является рабочим инструментом..
  • Посещение Конаковского краеведческого музея.
  • Пригласить повара для приготовления винегрета.

Речевое развитие.

Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.

Формы работы: 

  • Разучивание стихов , знакомство с пословицами и поговорками о посуде.
  • Пальчиковые игры: Будем мы варить компот, круглые тарелочки, в большой кастрюле.
  • Составление творческих рассказов.
  • Составление описательных рассказов о посуде.

Изодеятельность.

Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном . и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.

Формы работы:

  • Рисование по теме «Мой сервиз», « Моя чашка».
  • Коллективная аппликация способом посыпки крашеной крупой « Тарелочка для мамы».
  • Конструирование из строительного материала.
  • Выставка поделок, рисунков, фотографий.

Игровая деятельность.

Цель: Закрепить образные обороты речи.

Формы работы:

  • Дидактические и настольные игры: « Посуда».
  • Сюжетно ролевые игры: « Повара», «Магазин посуды».

Музыкально – театрализованная деятельность.

Цель: Развивать творческие способности детей.

Формы работы:

  • Разучивание песни «Самовар».
  • Прослушивание авторских песен .
  • Передача образов людей разных профессий.

Работа с родителями.

  • Привлечь родителей к мероприятиям проводимым в группе.
  • Подобрать пословицы о посуде и мебели
  • Загадки о посуде и мебели
  • Ширма «Посуда»
  • Консультация «Лечение маминой любовью»
  • Советы родителям Тема «Посуда»
  • Акция : Создание минимузея «Посуда нашего дома».

Формы работы:

  • Познакомить родителей с проектом « Посуда».
  • Попросить родителей посетить вместе с детьми Конаковский краеведческий музей.
  • Подбор интересных сведений о посуде
  • Попросить принести фотографии детей с любимой посудой.
  • Выполнение домашних творческих работ.

4 – этап: Анализ

  • Обработка и оформление материалов.
  • Оценка результатов работы всех участников проекта.

5 – этап: Презентация проекта.

  • Итоговое мероприятие « Приготовление винегрета».
  • Выставка работ по теме « Посуда нашего дома»

Список используемой литературы:

  1. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.

  1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

  1. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

  1. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.