«Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 Фёдорова Галина Николаевна

Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx979.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Зима»

Цель. Обобщить , систематизировать  и расширить  знания детей о зиме.

Задачи:

  • Закрепить знания о зимующих птицах, диких животных.
  • Учить составлять короткий рассказ с помощью  мнемотаблицы.
  • Воспитывать в детях любовь к природе, уметь видеть красоту окружающего мира.
  • Активизировать словарь по теме.
  • Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Оборудование: ИКТ по теме «Здравствуй, зимушка-зима», мнемотаблица, музыкальное произведение «Зима» А, Вивальди. Листы для рисования, восковые мелки, акварельные краски, кисточки для рисования, цветная бумага, ножницы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите, о каком времени года эта загадка.

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня …

(Зима)

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном и загадочном времени года – зиме.

Беседа с показом слайдов.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво!

- Ребята, скажите, пожалуйста, какая зима?

Ответы детей (холодная, красивая, веселая, пушистая, белая, серебристая, морозная, снежная…)

Воспитатель: Да, ребята, зима бывает разная. Есть много стран, в которых никогда не бывает снега .А мы с вами в какой стране живем?

Да, ребята, у нас тоже зима бывает разная. Она бывает и трескучими морозами, и с оттепелью, с метелями (показ слайдов)

У каждого времени года есть свои три месяца. Послушайте загадки и назовите зимние месяцы.

Назовите-ка,  ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

По счету первым он идет,

С него начнется новый год,

Открой скорее календарь,

Читай, Написано - …

(Январь)

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - …

(Февраль)

Воспитатель: Назовите все зимние месяцы.

Правильно, молодцы!

Ребята, какие изменения происходят зимой в природе?

( Дни короткие, солнце не греет. Реки и озера покрываются льдом, земля снегом …)

Воспитатель: Каких птиц вы видите?

Как одним словом можно назвать птиц? (Зимующие)

Как мы можем помочь птицам  пережить холодную зиму?(надо их кормить)

Воспитатель: Ребята, а куда спрятались звери? (показ слайдов)

Как зимуют дикие животные?

(Зайцы и белки меняют шубки на зимние, белки на серый цвет, а зайцы на белый)

А зачем они меняют шубки? (Так им легче спрятаться от врагов)

Чем  белка питается зимой? (Орехами, грибами)

А лиса чем питается?

Что делают медведи и ежики зимой?

Воспитатель: Ребята, вы любите играть?

Во что вы любите играть зимой?  (кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки …)

Показ слайдов зимних забав.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже выйдем и слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,                                             Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.                               «Лепят»,меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий                         Показывают круг, сжимают ладони

                                                                   вместе, гладят одной ладонью другую.

                                                                                   

  И  совсем-совсем не сладкий.                                  Грозят пальчиком.

Раз – подбросим.                                                             Подбрасывают воображаемый снежок,

                                                                                               смотрят вверх.

Два – поймаем,                                                             Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три -  уроним.                                                                Встают, роняют воображаемый снежок.

И … сломаем.                                                                  Топают.

Воспитатель: Ребята, давайте представим какой этот  снежок  на ощупь?

(Ответы детей: снежок холодный, белый, твердый, мягкий, пушистый, липкий …)

А что будет со снежинкой, которая упадет нам на ладошку?

(снежинка растает и превратится в воду)

Воспитатель: Да, ребята, снежинка превратится  в капельку воды.  А почему?

(снежинка состоит из воды. Когда на улице холодно, вода замерзает и превращается в снежинку, а в тепле она тает и превращается в воду)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме? ( дети рассказывают 2-3 стихотворения)

А кто из вас знает загадки о зиме? (загадывание загадок)

Воспитатель: Ребята, а теперь мы будем составлять рассказ о зиме.

Дети составляют рассказ опираясь на мнемотаблицу.

F:\DCIM\100OLYMP\PC081787.JPG

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо  составляли рассказы о зиме

Воспитатель: Ребята, вам нравится зима?

(дети: да)

Тогда давайте встанем в круг и покажем как мы любим зимушку-зиму.

Хоровод «Зимушка-зима»

А теперь давайте поиграем в игру  

«Кто быстрее соберет  снеговика»

Ребята, зима – волшебница! Она околдовала природу, очаровала  нас с вами.

Послушайте еще одну загадку:

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

(Морозный узор)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку и я вам предлагаю нарисовать

«Морозные узоры»

Под произведение «Зима» А.Вивальди дети рисуют узоры восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивают лист акварелью в один или несколько цветов. Из бумаги вырезают  и приклеивают контур  окна.

А теперь разложим готовые работы. Посмотрите какие красивые у вас получились узоры.

Молодцы!  А о чем мы еще говорили на занятии? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....