Главные вкладки

    Роль сказки в речевом развитии детей
    методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

    Агапова Валентина Ивановна

    Сказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствие будет строиться его речь и фантазия. Восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_skazki_v_rechevom_razvitii_detey.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль сказки в речевом развитии детей

     

    Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

    Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.

    Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.

    Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников мною были использованы русские сказки.

    ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму в разделе 2.6.«Содержание Программы» речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область и включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение актив-ного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.

    Данная проблема определила цель углубленной работы: развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.

    Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

    - создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок;

    - формировать устойчивый интерес к слушанью сказок и их инсценировкам;

    - способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;

    - развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

    - осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

    Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме я строила свою работу в данном направлении с опорой на театрально - игровую деятельность.

    В 2012 году был организован кружок «В гостях у сказки», разработала рабочую программу «В гостях у сказки» целью которой являлось развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.

    Работа в кружке осуществлялась с учётом интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:

    - обучать искусству общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных) ;

    - работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;

    - обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

    - развивать у детей мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость;

    - воспитывать умение анализировать поведение сказочных героев, соотносить события, развивающиеся в сказке с реальностью, отличать сказочные ситуации от реальных. ;

    Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна

    Приступая к работе по данной теме я следовала определённым требованиям:

    - педагогу необходимо стремиться к максимальной естественности и раскованности в общении и движениях, как своих, так и детей;

    - речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной;

    - при рассказывании, чтении, в театрализованных играх и упражнениях педагог должен быть примером в использовании уместных средств выразительности;

    - педагог должен слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

    - необходимо пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

    Реализация программы осуществлялась по трём основным направлениям:

    -ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками –иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям)

    - сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды, психогимнастика) ;

    - театрализация, проигрывание эпизодов сказок (логоритмические игры и упражнения, упражнения на ритмитизацию, пантомимические этюды)

    Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

    Играя в сказку с детьми используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

    Работая на группе «Звёздочка» основным воспитателем у меня была заведена такая традиция - включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбирались с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.

    Дети очень активно включаются в игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок; игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов - «А если бы зайка поступил так… », «А если бы лиса пригласила… »- позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра.

    Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

    Для определения результативности моей углубленной работы я использовала мониторинг развития детей в речевой деятельности. Проводила итоговую НОД, сравнительный анализ речевого развития в разные периоды. Итоговый мониторинг уровня качества речевого развития детей показал высокий уровень.

    Вывод:

    Основной вывод данной работы состоит в том, что сказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствие будет строиться его речь и фантазия.

    Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Роль сказки в речевом развитии дошкольников"

    Воспитательные возможности сказки широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, а...

    Роль сказки в речевом развитии детей

    Роль сказки в речевом развитии детей...

    Презентация - Роль сказки в речевом развитии детей

    Презентация - Роль сказки в речевом развитии детей...

    Описание опыта работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»

    Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»...

    Роль сказки в речевом развитии детей

    Для родителей, воспитателей...

    Роль сказки в речевом развитии детей раннего возраста.

    Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить....

    Консультация для родителей « Роль сказки в речевом развитии детей 4-5 лет»

    В представленном материале дано описание приемов и методов работы со сказкой,  используя ее в развитии речи детей4-5 лет....