Занятие в старшей группе "Литературная викторина"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шкредова Анна Викторовна

Цель: вызвать интерес к художественной литературе, подвести детей к пониманию нравственного смысла произведений. Задачи: уточнить знания детей в определении жанра произведения ( сказка, рассказ); вспомнить фамилии писателей; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения; подвести детей к пониманию нравственного смысла сказок, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев; закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; эмоциональное чтение стихотворения. Предварительная работа: чтение сказок – «Цветик-Семицветик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Соловей-разбойник», «Айболит», разучивание стихотворения «Разгром» с тремя детьми, чтение стихотворения А.С. Пушкина «Кораблик». Материалы: сундучок, карта, иллюстрации к «Cказке о рыбаке и рыбке», домик, деревья, цветок, кораблик, запись со звуками моря, портреты писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературная викторина35 КБ

Предварительный просмотр:

             Открытое занятие в старшей группе.

                    « Литературная викторина».

Цель: вызвать интерес к художественной литературе, подвести детей к пониманию нравственного смысла произведений.

Задачи: уточнить знания детей в определении жанра произведения ( сказка,

рассказ); вспомнить фамилии писателей; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения; подвести детей к пониманию нравственного смысла сказок, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев; закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; эмоциональное чтение стихотворения.

Предварительная работа: чтение сказок – «Цветик-Семицветик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Соловей-разбойник», «Айболит», разучивание стихотворения «Разгром» с тремя детьми, чтение стихотворения А.С. Пушкина «Кораблик».

Материалы: сундучок, карта, иллюстрации к «Cказке о рыбаке и рыбке», домик, деревья, цветок, кораблик, запись со звуками моря, портреты писателей.

                                             

                                            Ход занятия.

Ребята, у меня есть волшебный сундучок с замком, который передал мне Оле-Лукойе, а в нём мир сказок!  

                          Много сказок есть на свете,

                          Сказки очень любят дети.

                          Все хотят в них побывать

                          И немножко поиграть.

А для того, чтобы замочек открыть, вам нужно отгадать загадки, которые Оле-Лукойе написал на сундучке.

Загадки.

1).Не куст, а с листочками,                         2).Ждали маму с молоком,

    Не рубашка, а сшита,                                   А пустили волка в дом.

    Не человек, а рассказывает.                                                  ( Козлята)

                                      (Книга)  

               

3).И зайчонок и волчица,                            4).Он разбойник, он злодей,

    Все бегут к нему лечиться.                          Свистом он пугал людей.

                   (Доктор Айболит)                                  (Соловей-разбойник)

5).Вот совсем нетрудный,

    Коротенький вопрос,

    Кто в чернилку сунул

    Деревянный нос?

                         (Буратино)

Замок мы в сказку отворяем, в мир волшебный попадаем… Смотрите, Оле-Лукойе положил сюда карту, на которую мы с вами будем ориентироваться. Пойдёмте за мной!

                   

                       

                            Ходят волны на просторе,

                            А на берегу избушка,

                            Рядом с ней сидит старушка,

                            Посмотрите, как сердита,

                            Смотрит хмуро на корыто.

(Смотрят на иллюстрации к сказке).

   Ребята, в какую сказку мы попали? Кто написал эту сказку? Подумайте, чем отличаются сказки Пушкина от других сказок? Как они написаны? Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику? Какие желания старухи выполнила золотая рыбка? С чем осталась старуха в конце сказки? Почему? Каким вам показался старик? Как вы это поняли? Каких людей высмеивает в своих сказках Пушкин?

   Молодцы ребята, на все вопросы ответили. Дальше наша карта указывает на домик в лесу. Пойдёмте! Посмотрите, под деревом растёт цветок. Интересно, из какой он сказки? (Цветик-Семицветик). Кто написал эту сказку? Кто главный герой сказки? Как появился у девочки Жени цветок? Что вы можете сказать о старушке, какая она была? Какие желания загадала Женя? Какие слова она говорила? Какое из желаний было самым главным,

самым хорошим? Ребята,а мне не понравилось желание Жени, когда она загадала много игрушек, жадное какое-то желание. Подумайте, как его можно было бы изменить, чтобы оно стало добрым. А вы бы какие желания загадали? Молодцы!

      Ребята, давайте вспомним, какими словами начинаются сказки? А какими заканчиваются? А чем отличаются сказки от рассказов?

    А теперь карта указывает на кораблик. (Подходят к кораблю).

Повторяйте за мной!

                     

          Ветер по морю гуляет,   (руки вверху, качаются в разные стороны)

          И кораблик подгоняет,   (машут руками)

          Он бежит себе в волнах, (бегут на месте)

          На раздутых парусах. (руки в стороны)

          Мимо острова крутого,(присели)

          Мимо города большого, (встали)

          Пушки с пристани палят, (хлоп)

           Кораблю пристать велят! (топ)

Давайте посмотрим на карту, она указывает на книгу. (Дети садятся на стульчики). Здесь нас ждёт интересное стихотворение Э. Успенского разгром ( три человека читают стихотворение по ролям). Интересное было стихотворение? Давайте ещё раз повторим, кто автор произведения и посмотрим на его портрет.

      Ребята, а здесь ещё лежит книга нашего любимого автора Н. Носова, мы с вами много рассказов из неё прочитали, а сегодня прочитаем рассказ, который называется «Затейники».

     Интересный был рассказ? Какую сказку прочитали дети? Что и из чего строили дети? Кого боялись ребята? Как вы думаете, что может быть опасного в этой игре? Молодцы!  

    Теперь давайте сядем за столы и нарисуем ваших любимых персонажей.

А Оле-Лукойе принёс вам за ваши старания угощения!

         

 

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Викторина по сказкам

Занятие формирует звуковую выразительность речи, развивает дикцию и фонематическое восприятие...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина «Умные непоседы»

Цель:  Показать результаты занятий детей по развитию речи.Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышл...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Викторина «Умники и умницы».

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Викторина «Посуда» с использованием ИКТ

Занятие построено в форме викторины, В ходе занятия дети закрепляют виды посуды, ее назначение, упражняются в серивировке стола....

Занятие для старшего возраста "Викторина по сказкам В.В.Бианки"

Материал представлен, как итоговое занятие по сказкам и рассказам В.В.Бианки....