НОД ознакомление с окружающим миром на тему «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ознакомление с окружающим миром на тему «Осень»

Средняя группа «Ромашка» МБДОУ д/сад № 7 «Аленушка»  

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках осени.

Задачи: - закрепить знания о приметах  времен года (осень, зима).  Уточнить приспособление птиц и животных  в условиях данного сезона;

- Закрепить знания об овощах и фруктах и местах их роста;

 - развивать речь, обогатить и активизировать словарь по теме;

- Развивать память,  внимание, логическое мышление, временные представления, умение  классифицировать;

- закреплять умение пользоваться сенсорными эталонами;

- развивать внимание, быстроту, ловкость, умение действовать по сигналу.

- воспитывать  эстетические чувства,  эмоциональную отзывчивость детей.

Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение стихотворений ; рассматривание картин и иллюстраций; отгадывание загадок, рисование, аппликация, лепка на осеннюю тематику.

Ход  занятия:  Воспитатель собирает детей вокруг себя, давайте ребята станем в круг и поприветствуем друг друга  (дети становятся в круг и произносят слова ).

Ты мой друг и я твой друг,

Все мы вместе встали в круг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Какие у вас красивые улыбки, ясные, умные и любопытные глазки.

 Какого человека можно назвать любопытным, любознательным?   ( того, кто хочет  все знать).

А вы  любознательны?  

Воспитатель: Ребята вот уже  осень подходит к концу и скоро ей на смену придет другое время года. Кто знает,  какое  наступит  время года?  (зима)

Осень проходит, а много ли вы о ней  знаете?  (ответы детей)

Давайте  сейчас это проверим. У меня есть чудесная коробочка,  в которой на карточках  (схематически) нарисованы приметы двух времен года. Но они перемешались между собой, помогите мне,  пожалуйста,  их разложить каждое время года отдельно. 

 Дидактическая игра «Осенние приметы»

Задачи: закреплять знания о приметах  времен года (осень, зима) . Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, умение  классифицировать.

Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и приметами  зимы (5-6 штук), на доске разделенной пополам  нарисованы символы  осенний лист и снежинка.

Ход игры: Дети берут картинку, называют примету  изображенную на ней и кладут к соответствующему значку.

Воспитатель:  Какие вы молодцы, а скажите вам нравиться осень? Чем?  (ответы детей)

Кто из вас знает пословицы об осени? (дети называют пословицы)

Осень - время собирать урожай.  Осень — перемен восемь.  Осень идет и за собою дождь ведет. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Ребенок читает стихотворение:   Туча небо кроет, солнце не блестит,

                  Ветер в поле воет, дождик моросит.

              Воды зашумели быстрого ручья,

              Птицы улетели в теплые края.

Воспитатель: Отгадайте-ка мои загадки.

Кто из животных  на зиму меняет  свою старую  шубку,  на новую?  ( заяц, белка)

Кто осенью  много ест  и  толстеет,  чтобы  всю зиму не есть?   (медведь, ежик)

Почему медведь и ежик зимой не едят?   (потому, что они спят)

Кто  осенью сушит грибочки на деревьях?  (белочка)

Воспитатель: ребята, вы говорили, что осенью птицы улетают на юг. Они все улетят,  и зимой мы не увидим птиц? (ответы детей)

Вот посмотрите какую красивую кормушку я приготовила для птиц ( изображение кормушки).  Подойдите пожалуйста  к столу, на котором разложены картинки с изображением птиц и выберете тех, которые  будут с нами зимовать, и  отнесете их к кормушке. (дети выполняют задание)

Пальчиковая игра : «Снегирек»

Сел на ветку снегирек,

Дождик брызнул, он промок.

Ветерок подуй слегка,

                                                           Обсуши нам снегирька.

Воспитатель: А  какой урожай собирают осенью.  (Ответы детей).

Воспитатель:   Правильно ребята, все лето они растут, а осенью приходит время собирать урожай. Посмотрите ребята, сколько овощей и фруктов я  приготовила для вас.                     (Проводится подвижная игра) .

Подвижная игра  «Овощи — фрукты»

Задачи: развивать внимание, быстроту, ловкость, умение действовать по сигналу. Учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду,  классифицировать.

Атрибуты: муляжи  овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат  муляжи  овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — предмет любой бери! » Дети берут любой предмет, по команде «Растет»  ребята у которых в руке фрукты поднимают руки в верх,  те у кого овощи присаживаются. По команде «Собрали» ребята кладут овощи в корзину, а фрукты в вазу.

Воспитатель интересуется у некоторых детей,  где именно росла морковь и как ее убирали. ( морковь копали на грядке; яблоки рвали с дерева и т. д.)

Воспитатель: у меня есть еще загадки для вас. Слушайте внимательно.

1. Листья желтые летят, падают, кружатся,

И под ноги просто так,   как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?  Это  просто… (листопад)

Воспитатель: Ребята я собрала  для вас немного осенних листочков. Посмотрите,  какие.

( перед детьми   две корзинки  с осенними листьями,  в одной корзинке  листья сухие  в другой  влажные).

 Как вы думаете, листья в корзинках  одинаковые или разные. (ответы детей)  как вы это узнали? Чем они отличаются? Почему одни сухие, а другие влажные?   Какая погода сегодня на улице?

 Какие листики я собрала раньше, а какие позже?  Почему вы так решили?

Воспитатель:  А вот еще одна загадка.

2. Рыжий Егорка упал на озерко,

Сам не утонул и воды не всколыхнул.    (осенний лист)

Воспитатель: давайте проверим, действительно ли листики не тонут в воде как говорится в загадке.  (опыт)   Почему листики не утонули?  (они легкие)

Воспитатель: Молодцы, какие вы внимательные и наблюдательные. Осенние листочки действительно делают осень красивой и разноцветной. Давайте с вами  сделаем для осени в подарок венок из красивых  бумажных  листочков. Что такое венок?  (украшение ) Какой он по форме? (круглый)  Из чего  плетут венки? Нужно  сплести венок так, чтобы два одинаковых листика не лежали рядом, а чередовались между собой.

(дети собирают венок их разноцветных бумажных листьев, чередуя  два цвета ,красный и желтый).

Воспитатель: Ребята,  скажите, чем мы сегодня занимались. Вам понравилось. А что понравилось больше всего?  Посмотрите,  у меня есть волшебный мешочек,  в нем тоже лежит урожай. ( в мешочке зерна  пшеницы, кукурузы, подсолнечника).

Я убедилась в том, что вы очень любознательные, поэтому хочу дать вам  эти  зернышки, а вы отнесете их домой и спросите у своих родителей, что они знают о них.  А потом расскажете всем нам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему "Осень"

Данное занятие предназначенно для обобщения,закрепления знаний у детей старшего дошкольного возвраста по теме "Осень"...

Конспект итогового занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень» с использованием технологии «Лэпбук»

Конспект итогового занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень» с использованием технологии «Лэпбук»...

Презентация к итоговому занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень» с использованием технологии «Лэпбук»

Презентацияк итоговому занятиюв средней группепо ознакомлению с окружающим миромна тему «Осень»с использованием технологии «Лэпбук»...

конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему "Осень"

Закрепление знаний детей об осенних изменениях в природе, приметах и месяцах осени....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень» с использованием технологии «Лэпбук»

Цель: - обобщить знания детей по теме: «Осень» используя технологию «Лэпбук» Задачи: - расширять представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления детей...

Конспект итогового занятия в старшей группе по Ознакомлению с окружающим миром по теме осень.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе. 2 Закрепить навык образования прилагате...