Конспект проведения викторины Тема «Моя страна - бескрайняя Россия».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Демихова Галина Петровна

 

Задачи:

-формировать у детей гражданскую позицию через систематизацию знаний о родной стране России, её государственных символах (гербе, флаге, гимне).

(о.о. социализация, познание)

-совершенствовать связную речь детей при составлении рассказов  о столице страны Москве, северной столице – Санкт - Петербурге, их достопримечательностях.(о.о. коммуникация, познание)

-приобщать детей к искусству русского народа, расширяя представления о государственных праздниках (8 марта, 23 февраля, 1 мая, 9 мая) и народных символах (берёзка, каравай, самовар, матрёшка) (о.о. познание, музыка)

 

Материал и оборудование: герб, флаг, гимн, карта России; герб, флаг Москвы и Санкт-Петербурга, иллюстрации достопримечательностей этих городов (Кремль, Красная площадь, Спасская башня, Зимний Дворец, Петропавловская крепость, Разводные мосты), картинки с изображением матрёшки, самовара; портреты знаменитых людей: Пётр Первый, Георгий Константинович Жуков, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Немов, Виктор  Николаевич Поляков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_strana_91.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения викторины

Тема «Моя страна  - бескрайняя Россия».

Задачи:

-формировать у детей гражданскую позицию через систематизацию знаний о родной стране России, её государственных символах (гербе, флаге, гимне).

(о.о. социализация, познание)

-совершенствовать связную речь детей при составлении рассказов  о столице страны Москве, северной столице – Санкт - Петербурге, их достопримечательностях.(о.о. коммуникация, познание)

-приобщать детей к искусству русского народа, расширяя представления о государственных праздниках (8 марта, 23 февраля, 1 мая, 9 мая) и народных символах (берёзка, каравай, самовар, матрёшка) (о.о. познание, музыка)

Материал и оборудование: герб, флаг, гимн, карта России; герб, флаг Москвы и Санкт-Петербурга, иллюстрации достопримечательностей этих городов (Кремль, Красная площадь, Спасская башня, Зимний Дворец, Петропавловская крепость, Разводные мосты), картинки с изображением матрёшки, самовара; портреты знаменитых людей: Пётр Первый, Георгий Константинович Жуков, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Немов, Виктор  Николаевич Поляков.

Ход.

Под музыку  . «Моя Россия» слова Н. Соловьёвой, музыка Г. Струве.

дети командами входят в зал и строятся возле своих эмблем. «Моя Россия» слова Н. Соловьёвой, музыка Г. Струве.

Ведущий: - Мы живём в самой большой и прекрасной стране на земле. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя-Россия. И сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине на тему «Бескрайняя Россия»,

Где вы покажите свои знания о России, посоревнуетесь в смекалке, у кого будут самые подробные и верные ответы на вопросы, тот и станет победителем.

Воспитатель представляет жюри.

Ведущий: - прошу капитанов представить свои команды.

1 команда «Родные просторы»

Девиз: - Озёра, реки и поля

              Леса и степь и горы,

              Как велика наша страна,

              Как широки её просторы.

2 команда «Раздолье»

Девиз: - Россия, как песни слово.

              Берёзок юная листва,

              Кругом леса, поля и реки

              Раздолье – русская душа.

Ведущий: – молодцы, капитаны, достойно представили свои команды.

1 конкурс «Разминка»

Команды должны показать свои знания о России. (звучит гонг)

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

1.«Родные просторы»: - Что такое Родина?

Дети:  - Родина, значит родная, как мать и отец; Родина – это место, где мы родились, страна, в которой мы живём. Родина у каждого человека одна.

Ведущий: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей: моя семья, мой дом, мой город, мой край, моя страна, моя Родина – Россия.

2.«Раздолье»:- А как много места занимает территория нашей страны? Покажите на глобусе.

Дети: - территория нашей страны самая огромная, по сравнению с другими странами. Она расположена в двух частях света - в Европе и в Азии (показ на глобусе).

3. «Родные просторы»: - Назовите водные пространства, которые омывают нашу страну? Назовите их характерные особенности. Покажите на карте.

Дети: - Нашу страну омывают Северный Ледовитый – самый маленький по площади океан, самый мелководный из всех океанов. Там сплошной лёд, мало тепла, суровый климат.

 Тихий  - самый крупный и глубокий океан на земле. Животный мир тихого океана самый разнообразный по сравнению с другими океанами. Магеллан сильно ошибся с названием, он совсем не тихий, здесь зарождаются самые свирепые цунами и тайфуны.

 Атлантический – второй по величине океан. На дне много водных вулканов. Животный мир разнообразен, особенно много крупных морских зверей (киты, тюлени, котики) и океанические птицы. (показ океанов на карте)

4.»Раздолье»– Это морские границы нашей страны с Японией и США (Америкой). А по суше, с какими странами граничит Россия?

Дети: - Россия по суше граничит со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея. (Сколько смогут назвать, необязательно все)

Ведущий – Правильно много стран вы назвали. Россия граничит с 18 государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей. И со всеми мы живём дружно, не допуская войн. Каждая страна имеет свои государственные символы. О чём рассказывают государственные символы России? Капитаны, возьмите задание (на карточке: 1.что изображено на гербе России; 2. что представляет собой флаг России) как только гонг прозвучит все должны быть готовы к ответу

Дети: - На гербе нашей страны изображён золотой двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья, со скипетром и державой. На щите изображён серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он копьём поражает змея. Герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость, сильная власть и защита государства.

Дети: - это трёхцветное полотнище. Обозначение цветов: белый – чистота, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.

Ведущий: - а где его можно увидеть?

Дети: - на зданиях, самолётах, кораблях.

 Ведущий: - всё верно рассказали. Что такое государственный гимн?

Дети: - главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях.

Слушать её надо стоя, проявляя уважение. (слушание, стоя)

Но не только торжественные песни исполняются у нас в стране, но и весёлые, народные – шуточные. Давайте поиграем да повеселимся, в удальстве посоревнуемся.

Двигательная пауза: народная игра  «СКОК    - ПОСКОК»

Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага. Снятие умственного и мышечного напряжения,

вызов положительных эмоций у детей.

Ход игры: Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга - птичка (ребёнок, которого выбрали по считалочке)

Скок, скок - поскок         продвигаются вперед    

Молодой дроздок,           прыжками

По водичку пошел,          идут мягким пружинным

Молодичку нашел.          шагом

Молодиченька,                сужают круг

Невеличенька,

Сама с вершок,               присаживаются

Голова с горшок.              прикладывают ладони к щекам,  покачивают        

                                              головой

Методические рекомендации: Текст игры произноситься не спеша, ритмично. На  слова «сама с вершок» - интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.

Воспитатель: Славно повеселились, но пора за дело браться, продолжаем викторину.

Ведущий: в нашей стране более 1000 городов, «Родные просторы» назовите столицу России.

Дети: -Москва

« Раздолье» назовите северную столицу?

Дети: Санкт – Петербург

2 конкурс «Рассказы о Москве и Санкт-Петербурге» (звучит гонг)

Ведущий: - Что вы знаете об этих городах? Перечислите достопримечательности, чем отличается герб и флаг этого города. Какая самая большая река там протекает. В помощь  возьмите иллюстрации об этих городах. (дети тянут жребий)

Команда «Родные просторы» рассказывает о Москве, а команда «Раздолье» рассказывает о Санкт - Петербурге.(Дети разбирают соответствующие картинки нужного города  и помещают у себя на столах.)

Дети: - Москва начиналась со строительства кремля. В Кремле работают президент России и правительство. Достопримечательности Москвы: Спасская башня (показывают). На ней расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны - кремлёвские куранты.

Красная площадь (показывают). Здесь проходят парады, салюты, выступления артистов.

 На гербе Москвы изображен всадник — Святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии, на коне, поражающий золотым копьем черного Змея.

  Флаг города Москвы представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с двусторонним изображением в центре Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змея.

В Москве протекает самая крупная – Москва-река.

 команда «Раздолье» рассказывает о Санкт - Петербурге:

Дети: Санкт - Петербург построен на реке Неве. Основал его царь Пётр Первый. Его построили раньше, чем Москву. Пётр Первый хотел сделать Санкт – Петербург столицей России, но потом передумал. Поэтому сейчас Санкт - Петербург называют второй столицей России, или Северной столицей России.

К достопримечательностям Санкт – Петербурга относятся Зимний Дворец, Петропавловская крепость, разводные мосты (показывают и кратко описывают).

Герб Санкт-Петербурга (цветное изображение) представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского и речного, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом.

Щит увенчан императорской короной с двумя выходящими из неё Андреевскими лазоревыми лентами. За щитом два положенных накрест золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, соединённых Андреевской лазоревой лентой.

Флаг Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого изображены два перевернутых белых якоря — морской и речной, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом.

Сейчас Санкт – Петербург считается одним из красивейших городов мира.

Ведущий: - Всё верно рассказали о двух главных городах России.

3 конкурс  «Собери сувенир» (гонг)

А какие народные символы характеризуют Россию? С какими предметами, растениями гости России ассоциируют её?  Когда приезжают иностранцы к нам в страну, какие сувениры они хотят приобрести?

Дети: матрёшка, самовар, берёзка, каравай.

Ведущий: - выбирайте конверты, доставайте пазлы. Кто быстрее соберёт сувенир для иностранцев!

(дети на столах собирают, кому – что досталось: самовар, матрёшка.) Рассказывают о сувенире.

 Краткое описание:

Матрёшка – это тепло и уют в доме. Матрёшка – она мать, которая символизирует собой семью. А в ней – мелкие матрёшки – это дети разного возраста, и даже внуки. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно точно исполниться.

Самовар – символ застолья, щедрого, душевного, с обилием пирогов и чая. Чем больше чая, тем лучше. Народ придумал пословицу: гость в дом – самовар на стол. Таковы русские традиции. Сей час самовар – сувенир.

Ведущий: - Ну, молодцы, справились с заданием, собрали сувениры, я думаю, гости нашей страны будут вам благодарны.

Наш народ тоже восхваляет свою страну и сложил много пословиц о Родине, а какие вы назвали, если бы сами приехали зарубеж? (дети по очереди называют пословицы)

- Да, ребята, в народе с давних времён любовь к Родине выжалась не только в пословицах, но и делом.

4 конкурс «Знаменитые люди России» (звучит гонг)

Ведущий: - В нашей стране люди живут дружно, они приветливы, добры, сильны духом.

Есть много замечательных людей, которые своими делами, поступками прославили нашу Родину. Внимание, вопрос!

 -Вам нужно назвать имя человека, и рассказать чем он прославил Россию?

 «Родные просторы»1)Пётр Первый

-это первый русский царь. Он прославил Россию тем, что построил первый флот и разгромил врагов, которые хотели захватить Россию.

«Раздолье»2)Георгий Константинович Жуков

 - это  маршал Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны, он многое сделал, чтобы наша армия победила. Он руководил захватом Берлина, под его командованием наша армия одержала победу 9 мая 1945 года

«Родные просторы»3)Юрий Гагарин

-первый космонавт не только нашей страны, это первый человек, полетевший в космос.

«Раздолье»4)Валентина Терешкова

-это лётчица повторила подвиг Юрия Гагарина. Первый космонавт – женщина.

«Родные просторы»5)Александр Немов.

Это четырёхкратный чемпион мира по спортивной гимнастике. Начинал карьеру в Тольятти. Является Почётным гражданином города Тольятти.

«Раздолье»6)Виктор Николаевич Поляков

Это первый директор ВАЗа. Почётный гражданин Тольятти. Под руководством В.Н.Полякова в короткие сроки был создан наш завод. Он поднял наш город. Одна из новых улиц нашего города названа в честь В.Н. Полякова.

Ведущий: - Я очень рада, что вы знаете знаменитых людей, которыми можно гордиться.

5 конкурс «Государственные праздники»

Ведущий: - наш народ славен и добрыми делами и умением повеселиться. Давайте вспомним народные праздники. Это было ваше домашнее задание.

Команды загадывают друг другу загадки по очереди

Начинает «Родные просторы», вам слово.

Идёт парад, гремит салют,

Звучит оркестр там и тут,

Не только прадеды и деды

Встречают славный….(День Победы)

 Продолжает команда «Раздолье».

Чтоб на всей большой земле

Мир настал для человечества,

отмечаем в феврале

день…(Защитника отечества)

«Родные просторы»

Музыка, флаги, шары и цветы,

Столько весенней вокруг красоты

Первого мая отметим всегда

Радостный праздник…(Весны и труда)

«Раздолье»

Если нам куда - то надо, путь найти поможет карта

Если нам нужны награды, быстрый бег начнём со старта…

А весной мы встретить рады женский день…(8 марта)

6 конкурс завершающий. (гонг)

Ведущий: - да, много праздников у русского народа. Любит он и танцевать, и петь.

Давайте тоже споём! На лучшее исполнение музыкальных произведений. (команды по очереди исполняют песни о Родине).

«Родные просторы» - «Край Родной» слова и музыка Е. Гомоновой

«Раздолье» - «Это Родина наша» слова И. Мазина, музыка А. Абрамова.

Слово жюри.

Ведущий: - будущее нашей страны во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё

сделать , когда станете взрослыми людьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в первой старшей группе. «Россия - моя бескрайняя Родина».

Конспект занятия в первой старшей группе. «Россия - моя бескрайняя Родина»....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект проведения спортивного досуга на День России «Моя Родина- Россия»

Старший возраст. Сценарий спортивного досуга на День России «Моя Родина- Россия»Цель: Создать праздничное настроение. Расширять и закреплять знания о символах России, о значении всенародного праз...

«Моя страна - бескрайняя Россия» конспект викторины с детьми подготовительной к школе группы

Развлечение с закреплением двух столиц нашей России, её символики....

Конспект Творческого отчета "Родина моя - бескрайняя Россия"

Конспект творческого отчета в конце года для родителей....