Районное методическое объединение по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Михайлюк Надежда Александровна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для  РМО на тему: "К бабушке Варварушке в гости на оладушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_dlya_rmo_21.02.13g.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация: формировать интонационную выразительность речи, активизировать словарь детей, совершенствовать звукопроизношение.

Познание: продолжать знакомить детей с предметами быта в избе, с их назначением (ухват, печка, миска, самовар, скалка).

Художественное творчество: закреплять навыки лепки (скатывание и расплющивание), развивать мелкую моторику пальцев рук.

Труд: воспитывать желание трудиться, чувство радости от совместного труда, чувство  коллективизма.

Чтение художественной литературы: познакомить детей с новой потешкой про Кота «Как у нашего Кота», повторить потешки «Кисонька – Мурысонька», «Ходил Котик на Торжок», «Вот идет черный Кот», «Киска, брысь», повторить слова «Каравай».

Музыка: закреплять умение выполнять движения в определенном ритме, синхронно образовывать хоровод, идти в хороводе друг за другом, менять направление хода.

Безопасность: соблюдать правила работы со слоеным тестом.


Предшествующая работа:

  1. Разучивание русского народного хоровода «Каравай». Разучивание загадок, потешек, песен. Чтение русских народных сказок.
  2. Экскурсия в комнату русского быта.
  3. Рассматривание атрибутов «Русской избы», сделанных из дерева, глины, ткани, металла.
  4. Рассматривание иллюстраций с деревянными постройками, поделками из дерева.
  5. В непосредственно-образовательной деятельности изготовление аппликаций с матрешками, рисунков с матрешками, мисками.
  6. Фотографирование группой для подарка внучке Кати после непосредственно-образовательной деятельности, развлечения.
  7. Во время группового чаепития, описание вкуса чая (крепкий, ароматный, горячий, полезный).
  8. Изготовление «звучащей картинки» (с котиками (музыкальными), столом, тарелками).

Материал к непосредственно-образовательной деятельности:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность проводятся в группе, оборудование ее в русском народном стиле.
  2. Одежда детей (у девочек сарафаны, платочки, бусы, у мальчиков – рубашки, пояски). Одежда бабушки (русский народный сарафан).
  3. Кукла Катя в русском народном костюме.
  4. Печка, сделанная из модулей.
  5. Лавки, половики.
  6. Мелкие предметы народного быта: свистульки, ложки, салфетки, деревянные игрушки, скалочка, глиняная посуда, ухват, чугунная сковорода, клубки ниток со спицами.
  7. Мягкая игрушка котик (музыкальный).
  8. Магнитофон с мелодиями русских народных песен (в записи).
  9. Фотографии детей в русских народных костюмах в фотоальбомах, готовые аппликации.
  10. Чай, чашки с блюдцами, стол.
  11. Оладушки, пряники, печение (для угощения), соленое тесто (для лепки).
  12. Миска со сметаной (для котика).
  13. Пригласительная открытка (для детей).
  14. Вязаные и сшитые платья (для куклы Кати).
  15. Красивая коробочка (для подарков).
  16. «Звучащая картинка - заготовка» с изображением котиков, стола, тарелочек, скатерти.
  17. Влажные салфетки, доски (для лепки).

Словарная работа:

Кочерга, чугунок, лавка, скалка, ухват, печка, миска, половики, горница, изба, горенка, светелка, самовар, котя-коток, котенька.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Одна из воспитательниц (бабушка):

Дети:

Бабушка:

Дети:

Бабушка:

Дети:

Все:

Кукла Катя:

Бабушка:

Кукла Катя:

Дети:

Кукла Катя

Бабушка:

Котик:

Бабушка:

Дети:

Бабушка

Котик:

Ребенок:

Ребенок:

Ребенок:

Котик:

Бабушка:

Ребенок:

Ребенок:

Бабушка:

Ребенок:

Бабушка:

Дети:

Бабушка:

Дети:

Бабушка:

Дети:

Бабушка:

Дети:

Бабушка:

Ребенок:

Бабушка:

- Из деревни пришла пригласительная открытка от бабушки Варварушки, в которой говориться, что у внучки Кати День рождения, и она всех приглашает к себе в гости на чаепитие. Ребята, подумайте, в какой одежде ходят в гости?

-ответы детей (в  красивой, нарядной, с подарками)

- Вот и мы с вами оделись красиво, готовы идти в гости?

-Да.

- Тогда в путь.

(Бабушка и внучка Катя встречают гостей)

- Здравствуйте, гости дорогие! Рады вас видеть! Проходите, пожалуйста, детки милые, красивые, да рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на лавки). Скажите, как называется мое жилище?

- Горница, изба, горенка, светелка.

- Молодцы, знаете, как правильно называется. Запомнили. Посмотрите, как у меня красиво (рассматривание горницы). Какие вы молодцы, что откликнулись на наше приглашение. Ведь у нас сегодня не простой день, у нас сегодня праздник – моя внучка Катя именинница.

Помните, я просила вас вернуть мне скалочку?! Так вот, она мне очень пригодилась, с ее помощью я приготовила вкусное угощение – сладкие прянички, печение.

Ой, а вот у меня и толстый, пузатый стоит и пыхтит! Что это?

- Самовар.

- Правильно! Самовар.

Мы сейчас поздравим Катю и будем угощаться (дети поздравляют Катю с Днем рождения, дарят подарки – фотографии, аппликации).

Ребятки, а вы не хотите для Кати спеть «Каравай»?

- Конечно хотим ее поздравить и спеть «Каравай»

(Проводится русский народный хоровод «Каравай» с участием внучки Кати. Дети строятся в круг, Катя в центре круга).

- Как на Катин День рожденья

Испекли мы каравай

Вот такой вышины

Вот такой нижины

Вот такой ужины

Вот такой ширины

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай

Из любых любую

Ленту голубую.

Я люблю конечно всех

Но, а (имя ребенка)

Больше всех.

(Дети, напевая мелодию «Калинка», хлопают в ладоши).

(Игра повторяется два раза. В конце дети говорят Кате свои пожелания).

- Спасибо вам, ребята, за ласковые слова. добрые пожелания, дорогие подарки.

- Я тоже, внучка, тебе подарок приготовила. Вот эти платья сшила и связала. Носи на здоровье. (Бабушка дает два платья внучке Кате)

- Спасибо, бабушка Варварушка!

Ребята, а вы хотите узнать, кто мой маленький друг? Узнаете, если отгадаете загадку: «Маленькие лапки, а в лапках – царапки».

(Ответ детей)

- Котик.

- Правильно, ребятки. А как его еще можно назвать? (Коток, котенька).

(С печи слышится мяуканье)

А вот и он. Все на печке лежит, греется.

-Я хочу вам рассказать потешку про Кота. (Берет котика на руки (котик мяукает) и начинает рассказывать потешку «Как у нашего Кота»). Слушайте внимательно.

- Как у нашего Кота

Шубка очень хороша (показ шубки, поглаживание)

Мягкая, пушистая

Серенькая, чистая.

Как у Котика усы (показ усов)

Удивительной красы,

Глазки смелые, (показ глаз)

Зубки белые (показ зубов).

 Повторим все вместе потешку. (повторяется два раза).

Какая у Котика шубка? (Хороша, мягкая, пушистая, серенькая, чистая).

Варя, а какие усы у Кота? (Удивительной красы)

Злата, а глазки какие? (Смелые).

А зубки у кота, Никита, какие? (Белые).

Котя – коток, а тебе понравилась потешка?

- Мяу – мяу – мяу!

- Конечно понравилось, котик даже замурлыкал. Как он мурлыкает?

- Мур – мур – муррр! (повторить несколько раз).

 - Он так вас благодарит.

Котик, а ребятки знают про тебя еще потешки, хочешь послушать?

- Мяу – мяу – мяу!!!

- Вот идет черный кот

Притаился, мышек ждет,

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет.

- Киска, киска, киска брысь.

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет

Через киску упадет.

- Кисонька – Мурысонька,

Ты где была?

- На мельнице.

-Кисонька-Мурысонька,

Что ты там делала?

-Муку молола.

- Кисонька – Мурысонька,

Зачем тебе мука?

- На прянички.

- Кисонька – Мурысонька,

С кем прянички будешь есть?

- Одна!

- Не ешь одна, не ешь одна,

Поделись с нами.

- Мяу – мяу – мяу!

-Ай-яй-яй, ну, и кисонька! А вот Котик говорит по другому.

(Подносит котика к уху)

 Котик говорит, что поделится с вами.

- Ходил Котик на торжок.

Купил Котик пирожок.

Пошел Котик на улочку,

Купил Котик булочку.

Самому ли съесть

Либо деткам снесть?

Я и сам укушу,

И ребяткам отнесу.

- Котя, Котя, Котя – Кошечка,

Не сиди ты на окошечке,

Приходи ты, Котя, в гости к нам,

Я тебе сметанки вкусной дам!

- А в чем ты, Ярослав, сметанку дашь?

- В глиняной миске (подает сметанку в миске, котик лижет сметанку).

- Угощай котика из глиняной миски. А еще, что любит котик?

- Колбаску, сосиски, мясо, рыбку, молочко, булочку, пирожок.

- А может быть мы с Вами для котика еще угощение приготовим?

- Да!

(Включается русская народная мелодия).

- Чем вы хотите угостить Кота? (ответы детей)

Вот вам тесто, можете, что-нибудь слепить (дети начинают лепить). Можно раскатать и сделать сосиску. А можно раскатать и расплющить-получится булочка или пряник.

Что у тебя получилось, Никитка? (Сосиска)

Что у тебя, Ульяна? (Булочка).

А у Ильи-пряничек.

Ой, сколько много угощения для котика, можно позвать еще и его друзей, чтобы всех угостить. (выдвигается стол с готовой «звучащей картинкой», иллюстрация на которой приклеены котики с музыкальными коробочками, стол со скатертью, тарелочки на каждого котика. Дети дополняют картину новыми элементами: изделиями из теста (булочку, сосиски, прянички), положив их на тарелочки из бумаги).

Вот и котиков угостили. Пора и нам угощаться.

Ой, а что это:

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

- Печка.

- Ребята, посмотрим, что там в печке? Возьмем ухват и достанем сковороду с теплыми оладушками.

Как это называется? Повторите.

- Ухват.

- А Никитка знает загадку про ухват.

- Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

- Правильно – ухват! Как вы понимаете эту загадку? (ответы детей).

Кто мне поможет оладушки достать из печи? (Дети помогают)

А вот и самовар у нас нагрелся, пора чай наливать да гостей угощать. А чай-то у нас крепкий, ароматный, полезный с лесными ягодками да травами, сама собирала на зиму запасала. Угощайтесь пряниками, печеньем, горячими оладушками.

(Дети угощаются, благодарят бабушку и прощаются с ней и Катей вежливыми словами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"

Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...

Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей"

Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей"...

Выступление на районном методическом объединении "Фантастическое трио: речь, музыка, движение"

Выступление на районном методическом объединении "Фантастическое трио: речь, музыка, движение"...

Районное методическое объединение Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» от 29.11.2022г.

Районное методическое объединение   Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...


 

Комментарии

Надежда Александровна! Спасибо за интересный и содержательный конспект. Проведена большая предшествующая работа. В ходе НОД используется много художественного слова. Детям на таких занятиях очень нравится!