Партнёрство логопеда и семьи в работе логопункта.
консультация по развитию речи на тему

Захарова Татьяна Юрьевна

раскрываются особенности взаимодействия  работы  логопункта и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

детей, посещающих логопункт ДОУ

на тему:

«Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

                                               

Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
               Задачи родителей:
- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.
          Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
           Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.

Можно использовать различные формы работы:
- выступления на родительских собраниях;
- индивидуальные консультации;
- занятия-практикумы;
- организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий.
        Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на первом организационном собрании в сентябре. Логопед обозначает цели и задачи совместной работы, рассказывает о системе логопедических занятий (ежедневные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи. До сведения родителей доводятся результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Логопед объясняет, что недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи. Далее логопед проводит практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что и взрослым это не легко. Поэтому организуется совместная работа родителей и детей по выполнению домашних логопедических заданий. В заключение первой встречи родители заполняют небольшие анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие ребенка. Перед собранием необходимо подобрать книги, изучение которых может помочь родителям в данной проблеме. После собрания им предлагается просмотреть эту литературу.
   В работе с родителями широко используются вспомогательные средства:
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- тематические выставки книг.
      В приёмной группы  размещается полезная информация, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Эту информацию рекомендуется оформить интересно, необычно (например, в виде веселого кораблика с прозрачными окошками для статей и советов).
      В качестве справочного материала вывешиваются статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, конкретные советы и рекомендации по развитию речи, которые заменяются каждые две недели.
       В этой же приёмной  можно оформить стенд «Артикуляционная гимнастика» с рекомендациями по развитию артикуляционной моторики (например, в виде человечка-язычка, выглядывающего из своего домика-рта), рисунками и описаниями упражнений для языка, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д. Также важна информация о том, как, а главное, зачем нужно этим заниматься. Ведь, по мнению родителей, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать, если он и так «без костей» – неясно.
        Поэтому логопед объясняет, что язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм,  постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». С ребенком нужно заниматься ежедневно по 5-10 мин. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
      Рекомендации о том, как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиями и т.д.) также можно поместить на стенд «Несколько советов родителям».
     Для удобства родителей логопед работает и в вечернее время. Взрослые приглашаются на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над  чем еще поработать.
        Рекомендуется в течение года проводить в детском саду «День открытых дверей», чтобы родители посетили все режимные моменты и занятия, в том числе и логопедическое. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие-праздник, на котором их дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.
     Рассматривание результатов своего труда радует и детей, и, конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь при создании картин, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось выше, безотказно действуют на дошкольников.

             Семья для ребенка — одновременно и среда обитания,  и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
                Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
            Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий.
          Во-первых, родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.
         Во-вторых, родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
              Для создания благотворной почвы для развития речи своего малыша родителям необходимо следить за своей речью, хвалить ребенка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, прогулок помогает родителям лучше узнать детей.
            «Педагогическая культура родителей оказывает большое влияние на правильность воспитания ребенка. Познать педагогику, овладеть секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от ... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.А. Сухомлинский.
       К сожалению, многие родители плохо представляют, как можно помочь своему ребенку исправить недостатки раз вития речи. Обеспокоенные его речевым развитием, они обращаются к разным источникам информации: читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.
Кроме разных форм работы с родителями (собрания, индивидуальные консультации, посещения занятий), может возникнуть  необходимость организовать «Логопедические практикумы для родителей», задачей которых является  получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков и  оказание помощи в правильной организации логопедических занятия дома.

            Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только паны и мамы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сестры — словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.
         На занятиях родители не только получают теоретические знания, они обязательно учатся применять их на практике: выполняют артикуляционные упражнения, составляют схемы слов и т.д., т.е. все те задания, которые предстоит выполнять их ребенку. Эти навыки помогают родителям проконтролировать правильность выполнения ребенком задания и не позволяют исправлять правильное на неправильное (как показывает практика, это иногда случается: ребенок, оправдываясь перед логопедом за ошибку, поясняет: «Я говорил маме, что звук стоит в середине, а она говорит, что в конце»). Помимо этого, родители получают рекомендации о том, каким играм, книгам отдать предпочтение, как правильно общаться с ребенком.


             Посещая занятия и приобретая необходимые знания и умения, родители видят, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителя, педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ: "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе" ( Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Материал консультации знакомит родителей с офсновными формами коррекционно-л...

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Перспективный план работы учителя - логопеда Рыжковой Евгении Тимофеевны на логопункте МДОУ Детский сад №3 «Дюймовочка» на 2015 – 2016 учебный год

Уважаемые коллеги, вы можете ознакомиться с перспекивным планированием на год в логопункте! Надеюсь разработанный мною материал поможет Вам в будущем!...

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи на логопункте ДОУ

Из опыта работы. Создание условий для речевой активности ребенка, распостранение логопедических знаний в среде родителей.Приобщение  родителей к кокоррекционной работе поможет им увидеть актуальн...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУпо логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопунктана 2017-2018 учебный год...