Статья "Аудиовизуальный глобально-структуральный метод в реабилитации дошкольников с нарушенным слухом"
статья по развитию речи на тему

Савицкая Наталья Анатольевна

Важнейшей проблемой при обучении родному языку детей со сниженным слухом является развитие устной речи.

Аудиовизуальный метод  - это интегральная часть верботонального метода, авторами которого являются П. Губерина (Загреб, Хорватия) и профессор П. Ривенс (Париж).

При использовании аудиовизуального метода дети сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения речи. Занятие всегда имеет основу диалогической речи через ситуацию в окружающей жизни. Целью всего аудиовизуального курса является перенос аудиовизуального речевого материала в самостоятельную речь. При соблюдении физиологических, биологических законов усвоения речи и активном сотрудничестве ребенка, можно добиться положительных результатов.Аудиовизуальный метод и глобально-структуральный подход к усвоению языка с успехом применяется в реабилитации детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_avk.docx50.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Аудиовизуальный глобально-структуральный метод в реабилитации дошкольников с нарушениями слуха и речи».

Савицкая Наталья Анатольевна,

учитель - дефектолог

по групповой реабилитации.

Важнейшей проблемой при обучении родному языку детей со сниженным слухом является развитие устной речи.

Аудиовизуальный метод (далее АВМ)  - это интегральная часть верботонального метода, авторами которого являются П. Губерина (Загреб, Хорватия) и профессор П. Ривенс (Париж).

Особенности АВМ.

В основу метода легли современные результаты лингвистических исследований и выдвигаемые жизнью требования овладения иностранными языками. Это была новая  оригинальная лингвистическая теория, которая выросла на традициях структурализма, изучающая речь и все части речи. АВМ – это результат специфической верботональной обработки речи и языка, т.е., общая коммуникация.

Язык развивается из устной речи, а речь – общественное явление. Если человек хочет что-то выразить, используется устная речь. Значение речи передается лингвистическими элементами,  слуховыми и визуальными информациями, которые присутствуют в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряжении и жестах говорящего. Говорящий воспроизводит и воспринимает речь. С изменением восприятия меняется и речь. Когда мы исправляем речь, мы исправляем и восприятие.

АВМ содержит в себе все теоретические положения лингвистики и речи, понимания языка и коммуникации. Язык, как и человеческий мозг, функционирует в структурах, которые формируются в процессе коммуникаций. Грамматику тоже можно изучать в структуре. Ребенок слушает и усваивает  легче и быстрее грамматические структуры – через картинку – контекст. Это дает возможность развивать самостоятельную речь.

            При использовании аудиовизуального метода дети сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения речи. Занятие всегда имеет основу диалогической речи через ситуацию в окружающей жизни.

        Целью всего аудиовизуального курса является перенос аудиовизуального речевого материала в самостоятельную речь. При соблюдении физиологических, биологических законов усвоения речи и активном сотрудничестве ребенка, можно добиться положительных результатов.

        Аудиовизуальный метод и глобально-структуральный подход к усвоению языка с успехом применяется в реабилитации детей старшего дошкольного возраста.

        Включение детей более раннего возраста в систему реабилитационно-обучающей работы с применением аудиовизуального курса (далее – АВК) дает им возможность легче и быстрее развивать самостоятельную речь. Диалогическая форма речи, которая используется в аудиовизуальной методике, естественна, это ежедневная форма коммуникации.

Для развития слухового восприятия, ритма, динамики, интонации и речи младших дошкольников с нарушенным слухом необходимо придерживаться следующих направлений в реабилитационной работе:

        1.Развитие акустико-сенсорных возможностей детей с помощью вибрационной доски.

        2.Развитие речевого ритма, интонации, выражающие различные эмоциональные состояния.

        3.Помочь развить детям хорошие устные навыки общения, которые позволят им контактировать с нормально слышащими  детьми.

        

Исследования, проведенные в Поликлинике «СУВАГ» г. Загреба (Хорватия), показали тесную связь между вестибулярной функцией, детской моторикой и речевыми способностями. Поэтому в самом начале исследовательской работы занятия по развитию слушания и речи проводились на вибростоле, подключенном к вибратору аппарата «СУВАГ-1».

На занятиях используются  материалы методики, разработанной Л.Бороша, М.Ловричем Поликлиники «СУВАГ» г.Загреб (Хорватия).

Задачи подготовительного этапа реабилитационной работы:

- стимуляция и привыкание детей к восприятию звукового сигнала, производимого каким-то предметом или голосом. Необходимо заинтересовать ребёнка этим звуком, чтобы сам ребёнок пробовал повторить (произнести) его;        

- стимуляция ребёнка к восприятию своего голоса и открытие своих новых способностей;

- вызывание природного голоса без напряжения, усиления, нормального по силе, высоте, тембру и его закрепление;

- развитие у ребёнка эмоционально-окрашенного голоса, поощрение его к голосованию;

- стимуляция детей к играм, которые имеют ритм;

- поощрение ребёнка к ритмическим движениям и голосованию,

- поощрение     ребёнка     к     драматизации     различных     ситуаций, выражениям, которые имеют аффективно-интонационную форму;

- поощрение ребёнка к регуляции усиления звукового подражания и выбору своего полисенсорного оптимала;

- вызывание у ребёнка желания играть, которое начинается макродвижением и невербальным реагированием, а заканчивается микродвижением и реагированием голосом;

- предварять имитирование звука и движения символическим знаком, который что-то выражает и который можно понять;

- поощрение внимания детей к фонетическому знаку, его понимание и употребление.

В начале реабилитации ведется  работа по адаптации ребенка к речевому и слуховому статусу. Эта работа зависит от уровня психофизического развития ребенка и его возможностей. Было необходимым установление социально-эмоционального контакта с ребенком, вызывание интереса к коммуникативной игре, сотрудничеству, развитие способности концентрации, внимания и поощрение других психомоторных способностей.

Ребёнок, имеющий тяжёлое нарушение слуха, плохо концентрируется и запоминает, поэтому важно постепенно включать его в работу и добиваться усвоения данного материала до конца. Детям, имеющим сложную структуру дефекта, материал занятий предлагается  очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствующих названиям предметов, движениям, ритмам, определённым аффективным ситуациям, выражению лица или жесту.

Целесообразно детей объединять  в подгруппы группы по степени их нарушений. На данном  этапе работы добиваемся  усвоения ими фонетической формы, соотнесения её с:

•             людьми, животными или предметами,

•             игрушками,

•             первыми действиями,

•             движениями,

•             ритмами,

•             аффективной ситуацией и реакцией на неё,

•             выражением лица или жестом.

Постепенно заменяем игрушку или предмет картинкой, показывая её при усвоении определённой фонетической структуры:

  • соотносим её с конкретной игрушкой, действием или ритмическим движением;
  • используем картинку при аффективной ситуации и учим реагировать на неё;
  • заменяем картинкой некоторые игрушки, предметы и людей.

Таким  образом, каждый раз,  активизируя  восприятие,  постепенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и кинестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определённой догадке, слухо-зрительное, слуховое. Через 3 месяца систематической реабилитации дети    более заинтересованы в игре и сотрудничестве, у них вызван голос, они фиксируют взгляд на лице говорящего, пробуют опознавать, их произношение формируется и осознается.

Начиная с 4-го месяца пребывания детей  в группе первого года обучения, повторяются  усвоенные ими дифференцированные ритмы, длительное произнесение гласных, непрерывные  бормотания (повторения), устные вибрации, различение на слух знакомых звуков и слогов.

Требования к аудиовизуальным урокам:

        Ведя с детьми занятия с использованием аудиовизуального курса, необходимо руководствоваться следующими положениями:

  • картинки, предъявляемые детям, должны быть графически грамотными и ни на одной из

 своих деталей не искажать действительности;

  • своим содержанием картинки должны психологически соответствовать возрасту ребенка,

а потому картинки должны предлагаться детям в соответствующей последовательности;

  • число картинок, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано;
  • воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно

 ограничиваться использованием одних картинок;

  • занятия с использованием АВК достигают всех связанных с ними целей только при

участии в них речи;

  • картинки, предлагаемые детям, выставляются на доске или мольберте против света. Дети

усаживаются полукругом. Для показа необходимо использование указки;

  • участвуя в игре или занятии, педагог своим речевым образцом стимулирует детей к

 желательным речевым реакциям;

  • для усвоения речевого материала лучше всего использовать не отвлеченные картинки,

а фотографии детей, выполняющих определенные действия. Этот материал детям ближе, конкретнее и поэтому лучше воспринимается и усваивается. (Приложение 3).

В работе с детьми на начальном этапе обучения можно использовать книгу Л.Бороша "Проговори-1".Материалы учебника варьируются; можно составлять  собственные аудиовизуальные уроки (на уровне понимания ребенком их содержания).

Так как у детей речь на уровне вокала, лепетных слов, используются  гласные звуки, которые есть у детей. Они произносятся с той интонацией, которая близка к переживаемым чувствам героев, изображенных на картинке, голосом и выражением лица передают чувства героев картинки. Работа проводится  в следующей последовательности:

                - Пересказ текста взрослым. Например,

                1 картинка. Машина едет, гудит: УУУУ

(Ребенок смотрит на картинку, слушает, что говорит взрослый.)

                2 картинка. Машина перевернулась: ООО! (произносится с чувством сожаления).

                3 картинка. Зайка плачет: АААА!

                4. Зайке больно: ОООО (с чувством жалости).

                5. Жалеем зайку: МММАА, МММАА (успокаивающая интонация).

        Во время пересказа ребенок внимательно смотрит на картинку, слушает, что говорит взрослый. Затем:

  • Ребенок пытается пересказать содержание рассказа последовательно, от первой картинки

 до последней. При необходимости, детям оказывается  помощь в подборе словаря, если они в этом нуждаются. Стремиться к тому, чтобы ребенок улавливал интонацию взрослого и старался передать ее в своей речи.

  • Проводится  слуховая работа - различение картинок по содержанию фраз:

                - ребенок с индивидуальным аппаратом на вибростоле. Закрываем лицо экраном до

 уровня глаз, произносим какую-то фразу из урока. Ребенок находит картинку, показывает ее и повторяет услышанное с использованием интонации. Ребенок должен понять смысл фразы, вспомнить интонацию взрослого, показать соответствующую картинку. И так проводится работа по всему тексту.

                - Работа проводится на голое ухо, без индивидуального аппарата. Речевой материал

 - материал рассказа.

  • Инсценируем рассказ: определяем роли.
  • Затем рассматриваем с ребенком первую картинку еще раз: машина едет, гудит. Даем

ребенку машину, говорим: "Играй." Проигрываем рассказ от начала до конца.

                Перечисленное выше способствует более точному осмыслению словаря, развитию речевой памяти, голоса, формирует навык правильного составления фраз, способствует восприятию и развитию эмоциональной разговорной речи, автоматизации поставленных звуков.

                Аналогичная работа проводится  по  всем картинным рассказам, предусмотренным

 учебным планом. Можно обыгрывать ситуации из жизни, фантазировать, имитировать движения животных, птиц. Важно научить детей свободно двигаться в пространстве, каждое движение,  выражая голосом.                             

                Дети постепенно усваивают произношения первых  слогов, отличающихся по

 восприятию, что служилит солидной основой в дальнейшей работе. Слог на этом этапе работы наименьшая единица восприятия и речи – молекула для дальнейшего структурирования.

                К концу 1-го года обучения  при систематической работе педагогов и родителей,

дети были готовы к:

  • усвоению односложных и двусложных слов, приближенное  произношение, понимание и

запоминание которых развивает способность  самостоятельного обозначения (называния);

  • структурированию первых двусложных выражений, первых двусложных фраз детского

 языка, которые несут морфологическое формирование или дают предугадать (почувствовать) тему и контекст, структуру будущих предложений;

  • усвоению ритма двусложных слов (мама, баба, папа), которые произносятся с ударением

на первом слоге.

                На протяжении второго года обучения  для усвоения детьми новых фонетических структур слов и выражений используются  различные приемы:

        -фотографии членов семьи и детей,

        -картинки из игры «Лото»,

        -домино с картинками,

        -детские рисунки.

        Игрушки и картинки представляются  им в занимательной игре, в которой они прячутся, искали, неожиданно появляются, зовут детей, укладывают спать и т.п.

        Чтобы дети легче усваивали новые слова, выражения, их используют  длительное время в похожих ситуациях, предваряя  телесным выражением. С этими словами составляются и вопросы:

        ЛЯЛЯ ТУТ? – где кукла?

        АВТО БУМ? – машина ударилась?

        ЛЯЛЯ А-А-А? – кукла спит?

        Так формируются и первые двусложные предложения.

        Затем приступают  к усвоению первых глаголов и грамматически правильных словосочетаний с глаголами: СПИТ, ИДЕТ, БОБО(БОЛИТ), ПАЛА, (УПАЛА) Эти слова, употребляемые в определенном значении, в первых двучленах имеют свое значение. Они помогают в составлении диалога.

        Ребенок учится понимать разные вопросы и ответы на них, самостоятельно их составлять и употреблять. При этом часто в вопросе, который мы задаем, заключается помощь для ответа на него.         Усвоение способности восприятия и воспроизведения, произношения и понимания   - основа для дальнейшей работы с неслышащими детьми,  развития речи и  их слуховых возможностей.         

 Третий год обучения - это этап, на котором необходимо научить детей употреблять речевые выражения – морфологически и синтетически правильно строить предложения.

        В начале работы на третьем году обучения используются  знакомые серии картинок, которые иллюстрируют серию знакомых предложений.

        Это служит упражнением в речи, понимании и тренировкой в слуховом восприятии детей, когда они имеют перед собой несколько рисунков, иллюстрирующих предложения, которые нужно понять и услышать

Занимательный, простой рассказ используем, когда ребенок может воспринять красивую картинку и наш живой рассказ привлекает детское внимание, побуждает его к занятиям. Но мы ему рассказываем не для того, чтобы забавлять его, а учим некоторым новым словам и выражениям, чтобы он усвоил их и в дальнейшем  использовал.

Находить картинки, соответствующие уровню речевого развития,  на этом этапе работы подобрать сложно, поэтому вначале ксерокопируем, используем отдельные картинки из книг, а чаще сами рисуем ; придумываем рассказы и иллюстрируем их.

Вот пример использования одного набора картинок для детей разного уровня речевой подготовки. Рассказ «Как Мишка упал в воду».

        Для упражнений в постановке вопросов используем картинки, на которых субъект, объект или действие могут быть закрыты.

        Так, для вопроса «Кто спит?» используем картинку, на которой под одеялом может быть закрыт человек, который спит, видны только его ноги. А для вопросов «Кто едет?», «Кто стучит?», «Кто идет?» и т.п. картинки, на которых закрыто лицо субъекта. Для упражнения в вопросах «Что у …?» или «У кого …?» использовали картинку, на которой разные люди держат в руке корзину с разрезом, в который вставляются разные предметы.

        В своей работе не следует торопиться  требовать от детей самостоятельных ответов на краткие вопросы или правильно строить развернутые предложения, т. к. мысль может быть выражена не только одним развернутым, но и несколькими простыми предложениями.

        Важно развить спонтанную речь, а в начале реабилитации она не может быть богатой. Дети постепенно овладевают определенным словарем, понимают речь, отвечают на вопросы, самостоятельно их ставят, начинают спонтанно устно говорить.

        Более сложно в конце третьего года обучения для  детей проходят следующие дифференциации:

        В восприятии:

        - понимание морфологических и синтаксических структур предложений односоставных и двухсоставных и более;

        - понимание некоторых вопросов и поручений;

         -быстрое и легкое понимание детьми артикуляции речи в небольшом диалоге.

        В воспроизведении:

        - способность детей повторить за педагогом понятные им предложения;

        - дополнить предложение, глядя на картинку;

        - самостоятельно составить предложение по картинке;

        - использовать речевое выражение при драматизации, при ответе на вопрос, просьбу, выражение мысли и желания, постановке вопроса, описании и т.д.

        - при похожих ситуациях самостоятельно использовать усвоенные речевые формы, соединение их между собой для грамматически правильного высказывания.

        На протяжении четвертого и пятого годов обучения на групповых занятиях с использованием АВК проводяться такие виды работ, как грамматические упражнения, считалки, стихи, песни, игры, драматизация.

Последовательность работы над аудиовизуальными курсами :

        В работе над аудиовизуальными курсами придерживаются такой последовательности:

        1. Педагог последовательно рассказывает весь урок по картинкам.

        2. Уточняется понимание ребенком отдельных слов. Для этого слово повторяется еще раз, ребенку предлагалось показать «Кто это?», педагог молча показывает действие и спрашивает : «Что я делаю?».

3.Работа над каждой картинкой. В ходе этого слова, которые у ребенка вызвали затруднения, отрабатывается через ритм или через небольшую структуру – рифму.

  1. Обязательно соблюдается ударение  в словах и смысловая интонация в  фразе
  2. Дети  отраженно повторяют за педагогом фразу и соотносят ее с картинкой.
  3. После того как дети «взяли» урок, предлагаем ответить на вопросы, составить предложение с использованием местоимений, упражнения  на закрепление падежных окончаний.
  4. Используя грамматическую основу урока, детям предлагаем для закрепления

следующие виды работы:

- игра на уроке,

- инсценировка вместе с педагогом или другими детьми,

-родителям дается задание домой, чтобы была создана ситуация для использования

грамматических форм.

8. Для творчества ребенка использовалась игра «Маленький учитель».

9. Расширение словаря детей идет не только в объеме упражнения, но и предлагаются

разные установки: скажи по-другому, повтори, ответь, расскажи, спроси у меня.

       10.В процессе всей работы обязательно ведется работа по развитию слухового восприятия:  

- детям предлагаются фразы урока 1:1,

- изменяется последовательность слов в фразе,

- предлагается речевой материал из предыдущих уроков,

- фразы из обиходно-разговорной речи.

Далее детям могут предлагаться  следующие задания:

а) восстановить последовательность АВК по памяти. Детям нужно запомнить последовательность картинок, которая затем меняется. Дается  задание восстановить ее;

б) отобрать среди других картинок те, которые имеют отношение к рассказу на заданную тему;

 в) определить место «выпавшей» картинки среди других;

г)  расположить картинки в определенной последовательности,

д.) определить ошибку в последовательности картинок АВК после рассказа педагога;

е) найти лишнюю картинку в АВК;

ж) найти ошибку в рассказе педагога, сравнивая его с предлагаемыми картинками;

з) придумать предполагаемый диалог по описательному рассказу.

        Вот пример. Речь идет о красивой сказке о маленьком медвежонке. Детям предлагался такой описательный рассказ:

        «Пришла весна в лес. Выглянуло солнце, появились первые подснежники. Проснулся  маленький медвежонок. Выглянул из своей берлоги. Вспомнил  медвежонок, что у него сегодня день рождения. Решил пригласить к себе друзей: Бельчонка, Лисенка, Зайчонка. Пришли друзья, принесли подарки. Бельчонок подарил Мишутке орехи. Лисенок подарил мед. А  Зайчонок принес ягоды. Весело играли друзья на празднике.»

        Дети придумывают предполагаемый диалог, предполагаемые места встречи  зверей с медвежонком. После отработки  диалога на занятии по развитию речи детям предлагается поиграть. На занятиях по изобразительной деятельности ребята  сами изготавливают атрибуты к предстоящей игре по придуманной сказке, элементы костюмов персонажей, задействованных в игре. Результатом этой работы может стать проведение комплексная игра «День рождения Мишутки» (Приложение 1).

        В результате проведенной работы:

- дети быстрее и качественнее запоминают  речевой материал тем с использованием  АВК,

- улучшается развитие слухового восприятия, а речь детей становится  интонационно более окрашенной,

- дети применяют в самостоятельной речи предложения со сложной конструкцией

- активно используют материал АВК в повседневной жизни. Здесь большую роль играет его окружение: родители, родственники и воспитатели в детском саду и в школе. Они всегда должны знать, какой аудиовизуальный курс сейчас проходится, какие фразы должен использовать ребёнок, помогать ему закрепить эти фразы в быту, создавая искусственные ситуации и используя естественные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Методические рекомендации Вибротактильная фаза в реабилитации детей с нарушениями слуха

Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положени...

Конференция "Совместная работа педагога и родителей по слухоречевой реабилитации дошкольников с нарушенным слухом"

Создание слухоречевой среды -  важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога....

Физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки

Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки....

Консультация для педагогов и родителей «Нетрадиционные формы оздоровления и реабилитации дошкольников с нарушением ОДА»

Данная консультация полезна для педагогов и родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. А также ее можно использовать для профилактики нарушений ОДА...

Роль музыкальных занятий в реабилитации детей с нарушением слуха.

На музыкальных занятиях слабослышащие дети учатся слушать и различать музыкально-шумовые  звуки, вслушиваться в их звучание, тембральную окраску, учатся сопоставлять их с картинками. Обучаются иг...