Использование приемов мнемотехники при работе с детьми ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Система методов и приемов облегчающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОНР.

(Воспитатель логопедической группы Масленникова И.А.)

  «Давай выучим стишок к празднику!» – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребёнку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают.

Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.

Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память).

Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания)

(мнемоте́хника) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.

Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  • кодирование в образы,
  • запоминание (соединение двух образов),
  • запоминание последовательности,
  • закрепление в памяти.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

        Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

        Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

        Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.

Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности:

  • запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание;
  • заучивание стихов, потешек развивает слуховую память;
  • обыгрывание сказки – память и мышление.

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

        

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

        Задачи:

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Предлагаемая модель обучения рассказыванию с использованием

мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

  • использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий;
  • решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
  • специальную организацию пространственно-развивающей среды;
  • развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
  • взаимодействие специалистов - участников образовательного процесса (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель и др.).

Принцип формирования функциональной системы в обход   пострадавшего звена.

Формирование связной речи у ребёнка с общим недоразвитием речи в нашей группе осуществляется как в процессе разнообразной деятельности (игры, прогулки, режимные моменты), так и на специальных коррекционных занятиях. На коррекционных занятиях происходит сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций.

В своей практике отмечаю, что у детей с различными нарушениями речи наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий).

Технология использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с нарушениями речи предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительный контроль. 

Методические требования к мнемотаблицам

   

  • Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
  • Цвет: нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» - «форма».
  • Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
  • Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».
  • Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).
  • Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей.
  • Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

В нашу  группу дети поступают с диагнозом «общее недоразвитие речи», как показывает опыт, наибольшие затруднения возникают в самостоятельном определении при рассматривании предмета его главных свойств и признаков, установлении последовательности изложения выявленных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотехники заметно облегчает детям с выраженным речевым недоразвитием овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о основных мнемотехнических приемах, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. А также ассоциативный тренинг, он является важной частью подготовки к ус...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...

Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике.   Мнемотехника -  иск...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста (Материалы по самообразованию)

Мнемотехника  - искусство запоминания, совокупность  приемов   и способов,   облегчающих   запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти путе...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР...

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...