НОД по развитию речи в старшей группе "В музее С. Я. Маршака"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Волкова Наталия Владимировна

В конспекте представлены разные методы работы на закрепление знаний о творчестве и опроизведениях С. Я. Маршака.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 6»,

г. Кунгур

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

Для детей старшего дошкольного возраста

«В музее С.Я. Маршака»

Составила:

 Волкова Наталия Владимировна,

воспитатель

1 квалификационная категория

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

  1. Тема: «В музее С.Я. Маршака»
  2. Группа: старшая
  3. Направление: речевое развитие
  4. Раздел программы: Ребенок и окружающий мир
  5. Тип организованной деятельности: завершающий
  6.  Место: музыкальный зал
  7. Цель: систематизация ранее приобретенных знаний  о творчестве и произведениях С.Я. Маршака.
  8. Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях С.Я. Маршака. Учить отгадывать загадки. Узнавать и называть произведение писателя по обложке книги.

Развивающие: Развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь. Побуждать к участию в инсценировках. Развивать творческое воображение. Закрепить видовые понятия. Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, чтению книг, желание познакомиться с новыми произведениями  писателя. Формировать бережное отношение к книге. 

  1. .Оборудование и материал:

для педагога: Проектор, экран. Презентация. Портрет С. Я. Маршака. Выставка книг С. Я. Маршака. Игрушки, изображающие животных, из произведений «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Кошкин дом». Картинки посуды и одежды. Шапочки для инсценировки «Сказка о глупом мышонке», маска воробья.

 для детей: Листы бумаги, карандаши, краски, фломастеры. Книги С.Я. Маршака в подарок детям.

  1.  Подготовительная  работа:

  • чтение произведений С. Я. Маршака;
  • оформление выставки рисунков по произведениям С. Я. Маршака.
  • заучивание отрывков из произведений С. Я. Маршака, стихов.
  • НОД по рисованию «Разные дома», НОД по конструированию «Домик для игрушек»

Этап  занятия

Содержание

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

  1. Организационно – мотивационный

момент

  1. Организационный момент
  2. Беседа с детьми

(целеполагание)

Воспитатель обращается к детям:

-Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости в музей к писателю, чтобы вспомнить его произведения, узнать о его творчестве. Хотите?

- Тогда мы садимся на «поезд» и отправляемся в путь.

Зал оформлен в виде музея: книги С.Я. Маршака, его портрет, игрушки животных из произведений.

-Вот мы и в музее. Может быть, вы узнали, в «музей» какого писателя мы с вами сегодня прибыли?

 - Наше путешествие будет по страницам сказок Самуила Яковлевича Маршака. А что вы знаете о творчестве С. Я. Маршака?

-А что писал С. Я. Маршак?

-А еще, ребята, С. Я. Маршак был переводчиком. А вы знаете, кто такой переводчик?

- Ребята, а какие произведения С. Я. Маршака вы знаете?

Предполагаемый ответ:

Хотим.

Дети «садятся» в поезд друг за другом за воспитателем, и «едут» в зал.

Предполагаемый ответ:

Самуил Яковлевич Маршак

Предполагаемый ответ: С. Я. Маршак детский писатель. Он писал не только для детей, но и для взрослых.

Он написал много сказок, рассказов, пьес, загадок  и стихов. 

Предполагаемый ответ: Это человек, который переводит с одного языка на другой

Предполагаемый ответ: «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке»,  «Сказка об умном мышонке», «Вот какой рассеянный» и др.

Мотивирует детей на дальнейшую деятельность, задает вопросы и организует дальнейшую деятельность.

Показывает портрет С.Я. Маршака

Организационный момент проходит в группе

Зал оформлен в виде музея.

  1. Основная часть

2.1 Рассматривание слайдов. Беседа.

2.2. Практическая деятельность (игра)

2.3. Рассказ ребенка

2.4. Физминутка

2.5. Практическая деятельность

2.6. Инсценировка сказки

Детей встречает Почтальон:

-Здравствуйте, ребята!

-Зачем вы сюда пришли?

 

Почтальон:

- Ну что же, я очень рад. Я живу в этом

музее, и с удовольствием для вас проведу экскурсию.

-А знаете ли вы, из какого произведения я?

Почтальон:

- Молодцы!

- Тогда давайте  поиграем с вами в игру: «Угадай героя произведения С. Я. Маршака».

Я буду вам загадывать загадки, и если вы правильно отгадаете, на экране появится отгадка. Согласны?

- Тогда внимательно слушайте:

1. Кто пел: «Нет, твой голос не хорош,
Слишком громко  ты поёшь

  1.  В гости он пришёл ко мне
    С толстой сумкой на ремне,
    С цифрой 5 на  медной бляшке,
    В синей форменной фуражке


3. Сел он утром на кровать,

    Стал рубашку надевать,
    В рукава просунул руки
   Оказалось, это брюки.


4. Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати


5.  Кто совсем не хочет мыться.
   Убегает от корытца
   А в углу за сундуком
   Моет лапу языком


6. Приказала их принцесса
Принести зимой из леса.
Принести зимой цветы!
А какие? Помнишь ты?
 

Почтальон:

-Молодцы, вижу, и героев произведений С.Я. Маршака знаете.

- А сможете ли вы назвать произведение по обложке книги?

Игра «Узнай произведение по обложке»

-Молодцы! И книги вы узнаете, много читали.

-А вот здесь живет один чудак.

Я вам про него прочту отрывок из произведения, а вы угадайте,  как его зовут:

Жил человек на улице Бассейной.

Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать, в рукава просунул руки, оказалось это брюки.

Он все путает, делает неправильно, или наоборот. Может быть, вы ему поможете выбрать те предметы, которые надо одевать, и скажете, как они называются?

- Молодцы, и с этим заданием справились.

Почтальон:

- А здесь у нас настоящий зоопарк. Как вы думаете, почему?

-Звери очень любят стихи слушать.

- А вы знаете стихи С.Я. Маршака?

- Расскажите их животным.        

1 ребенок:

Мой весёлый, звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый,  голубой ,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал
Ты скакал и звонко хлопал.

2 ребенок:

Эй, не стойте слишком близко
Я тигрёнок, а не киска!
 
3 ребенок:

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну -
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре!»

 4 ребенок:

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей.

 Пообедал я сперва

 За решеткою у льва.

 Подкрепился у лисицы.

 У моржа попил водицы.

 Ел морковку у слона.

 С журавлем поел пшена.

 Погостил у носорога,

 Отрубей поел немного.

  5  ребенок:

Побывал я на пиру

 У хвостатых кенгуру.

 Был на праздничном обеде

 У мохнатого медведя.

 А зубастый крокодил

 Чуть меня не проглотил.

Почтальон:

- Какие, вы молодцы! Как много знаете стихов! Порадовали зверей.

- Вот воробей, который в зоопарке бывал, всех животных видал, и многое узнал! Хотите с ним поиграть?

Проводится подвижная игра “Расскажи-ка, воробей”.

- Вставайте все в кружок.

Ход игры: Ведущий берёт на себя роль водящего. Игроки идут по кругу, говоря слова: “Расскажи-ка, воробей, расскажи-ка воробей, как … ходят”. Воробей называет, какое-либо животное, а игроки имитируют движения этого животного.

Почтальон:

- Молодцы! А знаете ли вы, из какого произведения эта грустная кошка?

- А почему она такая грустная?

-Может быть,  вы согласитесь помочь кошке в беде и нарисуете ей красивый дом?

Почтальон:

- Подарите свои дома Кошке. А она выберет, какой ей больше всего понравится.

-Уважаемый Почтальон! А наши дети умеют инсценировать сказки. Хотите, они вам покажут «Сказку о глупом мышонке»?

Почтальон:

-С большим удовольствием посмотрю!

Предполагаемый ответ:

Здравствуй, почтальон.

Предполагаемый ответ: чтобы вспомнить произведения С.Я. Маршака, узнать о его творчестве

Предполагаемый ответ:

«Почта»

Предполагаемый ответ:  да

Предполагаемый ответ: глупый мышонок 

Предполагаемые ответы: почтальон

Предполагаемые ответы: Рассеянный

Предполагаемые ответы: 

неизвестный герой

Предполагаемые ответы: 

котёнок полосатый

Предполагаемые ответы: 

Подснежники

Предполагаемые ответы: 

сможем

Предполагаемые ответы:

Рассеянный 

Предполагаемые ответы:

Поможем.

Дети подходят к столам и раскладывают картинки: одежду в шкаф, посуду в буфет.

Предполагаемые ответы: здесь живут животные из разных произведений С.Я. Маршака.

Предполагаемые ответы: да

Дети рассказывают стихи. 

Предполагаемые ответы: хотим 

Выполняют игровые действия, соблюдая правила 

Предполагаемый ответ: Кошкин дом

Предполагаемый ответ:

У нее сгорел дом

Предполагаемый ответ:

Нарисуем.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Дарят свои рисунки кошке.

Дети инсценируют сказку о глупом мышонке.

Почтальон показывает детям книгу, дети называют произведение («Детки в клетке», «Усатый полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», и др)

Воспитатель раздает детям картинки с предметами одежды и посуды.

Оказывает при необходимости помощь  в рассказывании.

Готовит  оборудование для следующей деятельности.

Оказывает при необходимости помощь.

Выходит взрослый, одетый в почтальона.

Оборудование:

Проектор, экран

1 слайд презентации

2-6 слайды презентации

Оборудование:

Игрушки, изображающие животных

Оборудование:

Маска воробья

Оборудование:

Листы бумаги, карандаши, краски, фломастеры (на выбор детей)

Оборудование:

Шапочки - маски животных.

  1. Заключительная часть
  1. Итог.

Почтальон:

-На этом наша с вами экскурсия по музею  С.Я. Маршака подошла к концу.

-Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

- Ребята, о чём писал С. Я. Маршак?          

- Ребята, а чему учат произведения С. Я. Маршака?

Все произведения С. Я. Маршака посвящены самому важному, незабываемому и весёлому периоду в жизни человека - детству. Ваше детство пролетит, вы вырастите и будете вспоминать наше занятие о С. Я. Маршаке.

- Мне сегодня очень понравилось, как вы отгадывали загадки,  играли, рассказывали стихи, инсценировали сказку, и  хочется вам сделать подарок.

 

-У меня есть сумка. В ней лежат книги С.Я. Маршака. Я вам их дарю. Читайте их. Рассказывайте родителям, друзьям.

-А знаете ли вы, где должны хранится книги?

-А как надо обращаться с книгой, чтобы она долго хранилась, оставалась красивой?

Почтальон:

-До свидания, ребята, до новых встреч!

Предполагаемый ответ: отгадывать загадки, подбирать предметы для Рассеянного, играть с воробьем, читать стихи, рисовать домик для кошки, инсценировать сказку.

Предполагаемый ответ: о дружбе, о подвигах, о храбрых людях, о героях, смешные истории, стихи, рассказы о доброте. Предполагаемый ответ: быть умнее, любознательнее, доброте, дружбе, уважать взрослых, ценить дружбу, помогать людям, почтительно относиться к пожилым людям.

Предполагаемый ответ: на книжной полке, в шкафу

Предполагаемый ответ: не гнуть, не мять и не загибать листы, не рвать,  всегда убирать на место.

Почтальон дарит детям книги.

Оборудование:

Книги С.Я. Маршака


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в музей природы. Осень»

Конспект  занятия  по развитию речи  в  старшей группе«Путешествие в музей природы. Осень»...

НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Маршака "Весенняя песенка"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Маршака "Весенняя песенка" с использованием технологии "Мнемотехника"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака»...

НОД по развитию речи в старшей группе "Музей Корнея Чуковского"

Сценарий открытого занятия "Музей Корнея Чуковского" в старшей группе ДОУ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Экскурсия в музей транспорта».

Самоделкин пригласил детей посетить выставку в  музее. Там дети могли не только рассмотреть экспонаты, но и выполнит интересные задания....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения С. Маршака «Весна»

Задачи: Выявить:- знания детей о приметах весны;- умение отвечать на вопросы полным предложением;- умение запомнить стихотворение, используя опорные картинки;-  умение подбирать определения ...