Учимся по сказке
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Скуридина Марина Александровна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_po_skazke.docx90.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: «Учимся по сказке»

(работа с мнемотаблицей)

Воспитатель: Скуридина М.А.

Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказок. Ему легче устанавливать ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

Через сказку можно не только знакомить детей с окружающим миром, но и обучать правильному звукопроизношению, выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Для того, чтобы дети хорошо пересказывали сказки, рассказывали о временах года, необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника – «искусство запоминания» - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с менмотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование (информации) из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом вопроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Колобок». Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляются так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например:  - домик,             - крыша,               - медведь,

                       - хвост пушистый у лисы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемобтаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки, основной упор делается на изображение главных героев. Детям задаются вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице?», «Про кого эта сказка?». Для детей младшего и среднего возраста мнемобтаблицы необходимо давать цветные, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное, теплое и другие образы.

Что является опорным в таблице.

Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержание, которое завязано вокруг ее главных героев.

Что можно изобразить в таблице.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку про «Курочку Рябу», возможно изображение курицы вот так         , стрелками можно показать действие «бил-бил не разбил»            , слезы – маленькими точками…….

Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожками можно используя приемы наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Поставив перед собой цель – ознакомить детей с характерными особенностями времен года, следует научить детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы через составление сюжетной сказки (с помощью воспитателя).

                                                       

                                                    - Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы.

В работе с мнемотаблицами рекомендуется вводить следующие цветовые и буквенный обозначения времен года: осень – желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая буква «З», весна – зеленая «В», лето – красная «Л». При этом устанавливаются следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года:

Дождь

Ветер

Снег

Туча

Тепло

Почки

Трава

Цветы

Тает снег

Прилетели птицы (улетели)

Солнце светит мало

Деревья без листьев и т.п.

Используя такие условные обозначения, можно составить мнемотаблицу о весне и рассказать о ее признаках. Буква «В» - символ весны.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Чему учит нас сказка"

Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добр...

Цикл занятий "Учимся по сказке"

"Я и мои эмоции", "Учимся по сказке"...

Учимся сочинять сказку!

Рекомендации по сочинению детьми сказок....

Мастер - класс для родителей "Учимся у сказки"

формы работы по развитию интереса у дошкольников к чтению сказок....

Учимся рассказывать сказки

Педагогический проект "Учимся рассказывать сказки " Cоставила:  воспитатель Муркина О.В.Cтаршая группаДоброта должна стать таким жеобычным состоянием человека, как мышление.Она должна в...

Учимся по сказке для детей подготовительного возраста

Дети знакомятся с оружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка-неизменный спутник детства -играет особую роль в жизни ребенка. ...

"Учимся по сказке"

Использование мнемотаблиц при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой....