"Учимся по сказке"
презентация по развитию речи на тему

Дихтяренко Юлия Александровна

Использование мнемотаблиц при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_po_skazke.pptx1.2 МБ
Файл skazka_i_mnemotehnika.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся по сказке. Использование приемов мнемотехники для развития речи детей раннего возраста. Подготовила : Дихтяренко Юлия Александровна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №62»

Слайд 2

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»

Слайд 3

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,сказки , сохранения и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Слайд 4

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, вся сказка(стихотворение, пословица, загадка) зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами коллег, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Слайд 5

Как любая работа, мнемотехника, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам . Содержание мнемотаблицы – это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям( Соответственно возрасту).

Слайд 6

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные, четкие, понятные мнемотаблицы , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная и т.д. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга) , медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не от влекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 7

При ознакомлении с художественной литературой (а именно со сказками) я широко использую мнемотехнику. В самом начале я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты , благодаря им дети усвоили , что каждый предмет или герой сказки имеет название, научились рассматривать эти изображения, называть их последовательно и сравнивать.

Слайд 10

Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща .

Слайд 13

Для детей более старшего возраста, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о животных, овощах, фруктах и т.д., рассказов о временах года, правилах поведения, мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения материала; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранной сказке.

Слайд 17

.

Слайд 18

Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры , рассказывать знакомые сказки и придумывать свои, учить стихи, отгадывать загадки и т.д. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: -модель должна отображать обобщённый образ предмета; -раскрывать существенное в объекте; -замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Слайд 19

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

 1 Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.»                                                                                                                                                                Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. На появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Развитие речи невозможно без развития памяти. У детей  память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания  необходимо использовать определенные приемы. В этом помогает мнемотехника.                                                                           2Мнемотехника – это  система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации(искусство запоминания).

Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).                                                      Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа

3 Суть  мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение (сказка, пословица, загадка) зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком. 

Вспомним себе в детстве, ведь приведенная книга вызывала интерес только благодаря красочным иллюстрациям. Малыши и сами не понимают, что рассматривая картинки в азбуке, они автоматически запоминают алфавит! А привычные картинки на детских шкафчиках?  Это ведь тоже  пример мнемотехники, применяемая в стенах детских садов очень давно. Малыш запоминает, что именно на его шкафчике нарисована машинка, кукла, мяч или зайчик и со временем автоматически находит вещи самостоятельно, без помощи взрослых. 

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами коллег, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

4  Как любая работа, мнемотехника, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

 Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям(Соответственно возрасту).                                                                                                                                5   Для детей младшего  дошкольного возраста необходимо давать цветные, четкие, понятные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная и т.д.

Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

6   При ознакомлении с художественной литературой (а именно со сказками) я  также широко использую мнемотехнику.                                                   В самом начале я  включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили , что каждый предмет или герой сказки имеет название, научились рассматривать эти изображения, называть их последовательно и сравнивать.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. Я считаю, что на начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

7   Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

8      Для детей более старшего возраста, я разработала мнемотаблицы для составления  описательных рассказов о животных, овощах, фруктах и т.д., рассказов о временах года, правилах поведения, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.                                                                                                         Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения материала; обогащают словарный запас детей.                                                                                        Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

9  Мнемотехника многофункциональна.                                                                                                                              На её основе  можно создать разнообразные дидактические игры(Например, исключив одно звено из мнемотаблицы, дать возможность детям отгадать какое иненно убрали звено ,или самим по порядку разложить мнемоквадраты в правильной последовательности),можно пересказывать сказки, сочинять их самим, учить стихи, отгадывать загадки и тд

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

-Рассказывание сказки превращается в игру, которая очень нравится детям.

-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Чему учит нас сказка"

Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добр...

Учимся по сказке

консультация для педагогов...

Цикл занятий "Учимся по сказке"

"Я и мои эмоции", "Учимся по сказке"...

Учимся сочинять сказку!

Рекомендации по сочинению детьми сказок....

Мастер - класс для родителей "Учимся у сказки"

формы работы по развитию интереса у дошкольников к чтению сказок....

Учимся рассказывать сказки

Педагогический проект "Учимся рассказывать сказки " Cоставила:  воспитатель Муркина О.В.Cтаршая группаДоброта должна стать таким жеобычным состоянием человека, как мышление.Она должна в...

Учимся по сказке для детей подготовительного возраста

Дети знакомятся с оружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка-неизменный спутник детства -играет особую роль в жизни ребенка. ...