Конспект занятия "В гостях у сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шибалина Ирина Анатольевна

Вашему вниманию предлагается конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Конспект

образовательной деятельности

с детьми старшей  группы

по развитию речи

Тема: «В гостях у сказки»

Цель занятия: 

Развитие  речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям,  по названию, по  набору игрушек. 
     

Задачи:

  • Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.
  • Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.
  • Закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги.
  • Продолжать учить детей  пересказывать по ролям  сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
  • Воспитывать умение понимать смысл пословиц

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением персонажей, игрушки, настольный театр) 
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление сказки) 
• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации) 
• Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие) 
• Игровой прием (считалка, игра-физминутка) ). 
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволило   сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. 

В ходе подготовки данного занятия проводилась предварительная работа с детьми:

  • Чтение, рассказывание русских народных сказок.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам
  • Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
  • Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.
  • Заучивание загадок.

 Оборудование: перфокарта, аудизапись, иллюстрации в форме слайдов, набор игрушек, настольный театр, телефон

Развитие понятийного словаря: путешественник, присказка, беззащитный.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня  я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.
-    Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – 
Снегурочка.
-     На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – 
Колобок.
-    Всех излечит, излечит, добрый доктор – 
Айболит.
-     Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
-   Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – 
Карлсон.
-     В сказках он всегда простак, все зовут его
дурак.
  -Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

  С

К

А

З

К

И

Звучит музыка.

Воспитатель:
Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. (
слайд N 3,4)
?  Кто живёт в сказках?
?  Как начинается сказка?
?  Какими словами заканчивается?
?  Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)
?  Ребята, а какие присказки вы знаете? (
слайд N7)
     «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; 
     «Сказано-сделано».
Воспитатель:
А вы много знаете сказок? Сейчас проверим: (
слайд N 8)

Загадывание загадок детьми.

?  Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
?  Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
?  По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.
?  Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
?  А дорога далека, а корзина нелегка.
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.
?  Колотил, да колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель:
Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.

Выставляется  иллюстрация  (слайд N9)

«Сказочная избушка»

Воспитатель:
У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

«Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.»

Ребёнок по  иллюстрации  составляет  сказку.

Воспитатель:
Молодец, хорошую  придумал сказку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА     -   «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают       
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят –руки вверх
Воспитатель:
Ну, а теперь  продолжаем дальше своё путешествие.

Выставляется иллюстрация леса  (слайд N10) и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель:
Надо придумать сказку по игрушкам.
«Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.»

Ребёнок составляет сказку по игрушкам.
Воспитатель:
Молодец.   Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку по теме: 
«Как лиса и заяц подружились». 
Давайте вспомним,  каким в сказках показан заяц? 
(Слайд N 11)

Дети: Трусливым, пугливым, беззащитным. 
(
Слайд N12)       
Воспитатель: -А  какая у нас лисичка в сказках?

Дети: Хитрая, плутовка, обманщица.

Дети придумывают сказку, используя сказочных персонажей настольного театра.
Воспитатель:
А  мы продолжаем наше путешествие по сказкам. Ребята, вы знаете много пословиц.    Давайте вспомним.

(слайд N 13)

      ? Хороша кашка, да мала чашка.
?  
Жить в соседях, быть в беседах.
?  
Умей в гости звать, умей и угощать.
?  
Что есть в печи, всё на стол мечи.
?  
Что посеешь, то и пожнёшь.
Воспитатель:
А теперь послушайте вот такую пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
 Как вы её понимаете? – ответы детей.  
Мы с вами читали русскую народную сказку: «Как аукнется, так и откликнется». 
Давайте вспомним эту сказку. (
слайд N 14-18)

Вопросы воспитателя:

  • О чём говорится в этой сказке?
  • Какою  вам представляется лиса в этой сказке.
  • Что вам понравилось в сказке?
  • Как вы понимаете выражение: «не солоно хлебавши»; «потчует», «стряпала», что они означают?
  • Почему так называется сказка?
  • Что означает выражение: «как аукнется, так и откликнется»?

Воспитатель:
А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку  своему другу по телефону. 
Вы должны постараться  правильно передать содержание сказки  по телефону, чтобы ваш друг понял  какая эта сказка и кто  в ней главные герои.

Пересказ  сказки по телефону

Воспитатель:
Наше путешествие в мир сказок заканчивается. 
слайд N 19)

  • Вспомните, какие сказки вы сегодня придумали?
  • Чья сказка понравилась больше всех?

(Слайд 20)

  • Назовите свои любимые сказки.
  • Чем они вам нравятся?
  • А чему учат сказки? 

Вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня все старались и были просто молодцы. (слайд N 21-22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии "Сказка в гости к нам пришла"

Конспект занятия по сказкотерапии«Сказка в гости к нам пришла»( старшая группа)Программное содержание:1.  Формирование позитивного взаимодействия детей друг с другом.2.  Моделирование положи...

Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"

1. Использовала мультемедийный материал с  портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...

конспект "В гостях у сказки"

звери приходят в гости в сказку ....

Конспект «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - Развивать умение обращаться за помощью к взрослому.Образовательная область «Речевое развитие» - Продолжать п...

Конспект «В гости к сказке».

Конспект НОД в 1 младшей группе...

Конспект занятия по мотивам сказки К.И.Чуковского «В гости к бабушке Федоре» для детей средней группы

Важная роль в воспитании ребенка, а также формировании у него нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Семья – это важный элемент системы образования, где основа – традиции, обычаи, пред...

Конспект занятия по ФЭМП "Сказка в гости нас зовет"

Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они...