Игры с использованием наглядного моделирования
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Материал из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с использованием наглядного моделирования:

       Игры с использованием наглядного материала «живые звуки».

Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательные анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение изменять голос по высоте, силе и длительности, чувство ритма.

Задания:

  • Пропой по схеме гласный звук (слог).
  • Пропой по схеме, отхлопывая ритм.
  • Пропой  мелодию по памяти , отхлопывая ритм.
  • Воспроизведи ритм знакомой песни одним гласным звуком (слогом).
  • Воспроизведи ритмический рисунок песни, включая в него разные .гласные звуки (например, длительный «А», краткий «О»).
  • Допиши песню (выложи продолжение ритмического рисунка песни).
  • Прослушай и допиши песню ритмическим рисунком , которую пропел взрослый.
  • Угадай мелодию взрослого по предложенным ритмическим рисункам и т.д.

       Игры и задания с использованием модели «Звучащее слово»

Цели: познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью, учить дифференцировать понятия «слово» - «звук»; находить позицию звука в слове и соотносить его со схемой; формировать навыки анализа слов; развивать слуховое и зрительное внимание; мышление, фонематическое восприятие.

Задания:

  • Определи место заданного звука в слове.
  • Придумай слово с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
  • Найди в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определи его место в слове.
  • Замени заданный звук другим звуком в начале (середине, конце) слова.
  • Определи место положения в слове пропущенного звука и т.д.

         Игры и задания с использованием схемы слова

Цели: познакомить детей со структурой слова; учить дифференцировать понятия «слово» – «слог»; формировать навыки анализа слов; учить представлять структуру слова, используя заместители слогов, определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой; подготовить детей к формированию навыков чтения по слогам; развивать логическое мышление.

Задания:

  • Раздели слово на слоги.
  • Сосчитай количество слогов в слове.
  • Выложи фишками количество слогов в слове.
  • Объясни схему слова.
  • Найди схему слова с определенным количеством слогов.
  • Придумай слово с определенным количеством слогов, соотнеси со схемой.
  • Выдели ударный слог в слове, соотнеси со схемой.
  • Помести предметную картинку в определенный вагончик (номер вагончика соответствует количеству слогов в слове) и т.д.

               Игры и задания с использование моделей звуков.

Цели: изучить органы артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков (участие или неучастие губ, наличие или отсутствие вибрации голосовых связок, способ места артикуляции, наличие или отсутствие в дополнительном подъеме спинки языка к твердому небу); скорректировать звукопроизношение; упражнять в дифференциации звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, мышления и памяти.

Задания:

  • Объясни модель звука, дай характеристику звука.
  •  Хлопни, услышав звук, обозначенный на модели.
  • Узнай звук по модели звука.
  • Соотнеси модель звука с предложенными звуками.
  • Соотнеси звук с предложенными моделями звуков.
  • Проговори звуки по моделям звуков.
  • Подбери слова, начинающиеся на звук, обозначенный на модели звука.
  • Изобрази гласный (согласный звук) с помощью цветных символов и т.д.

     Игры и задания с использованием схемы предложения.

Цели: познакомить с понятием «предложение»; учить дифференцировать понятия «предложение» – «слово»; сформировать навыки анализа предложения; познакомить с правилами построения предложения; учить определять количество слов в предложении; развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Задания:

  • Придумай предложение.
  • Сосчитай  количество слов в предложении.
  • Составь схему предложения.
  • Составь предложения по схеме.
  • Расположи слова в предложении по порядку, согласовывая их.
  • Нарисуй схему предложения.
  • Соотнеси предложение со схемой предложения (схему предложения с предложением) и т.д.

Игры и упражнения с использованием схем предлогов.

Цели: формировать представления лексико – грамматических значений как средства выражения связи между словами в словосочетании; расширять словарный запас; учить осознавать звучание слова; упражнять в употреблении грамматических форм; автоматизировать полученные грамматические навыки при организации связного высказывания; побуждать применять предлоги в речевой практике; развивать слуховое и зрительное внимание, память и мышление.

Задания:

  • Составь схему предлога.
  • Объясни значение схемы предлога.
  • Составь словосочетания (предложения) с использованием схемы предлога.
  • Разложи предметы согласно схемам предлогов т.д.

  Использование мнемотаблиц и схем для описания объектов и явлений при обучении связной речи.

Цели: учить обозначать персонажей и атрибуты персонажей, события художественного предложения заместителями или условными символами; побуждать выделять значимые для развития сюжета фрагменты, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; вызывать желание описывать предмет по готовой схеме (графическому плану); познакомить с  правилами составления плана описательного рассказа; развивать мышление и воображение.

Задания:

  • Обозначь персонажи и атрибуты персонажей художественного произведения заместителями или условными символами.
  • Воспроизведи события повествования при помощи заместителей, объедении их в один сюжет.
  • Придумай персонажи, обозначь их условными символами и придумай  свой сюжет сказки или рассказа и т.д.
  • Объясни графическую схему для описания предметов.
  • Опиши предмет по готовой схеме.
  • Разложи в определенной последовательности картинки с условными обозначениями частей предмета, внешних характеристик, места произрастания или обитания и т.д. в соответствии со своим планом описательного рассказа.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

Применение игр по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.

Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Опыт показывает, что дети проявляют интерес к та...

Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР

Метод наглядного моделирования активно применяют в дошкольной педагогике. Он развивает пространственное воображение, позволяет представить сложные абстрактные понятия. ...

Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

«Игры в коррекционной логопедической работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ» (старший дошкольный возраст)

Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникац...