ПЛАН КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ . ТЕМА:"ВОРОНЕЖСКАЯ ЯРМАРКА".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Ефремова Людмила Викторовна

 

(с учетом интеграции областей:познание, коммуникация, социализация, художественная литература.)

ЦЕЛЬ:Знакомство с традиционными русскими кулинарными изделиями Воронежского края.

Задачи:Обучение и воспитание детей социокультурным ценностям на основе знакомства с кулинарными изделиями и сладостями, c их историей. В процессе совместной игры формировать познавательную активность. Закрепить умение видеть геометрические фигуры в предметах. Упражнять детей в словообразовании, активизировать в речи детей прилагательные.

Продолжать развивать речевые навыки детей среднего дошкольного возраста. Обогащение словаря детей. Развивать умение доброжелатель-ного общения со взрослыми и сверстниками, создание положительного эмоционального настроения.

Воспитывать и прививать любовь к родному городу и к народному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voronezhskaya_yarmarka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №132»

Советского района

г. Воронежа

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: "ВОРОНЕЖСКАЯ ЯРМАРКА".

(с учетом интеграции областей: познание, коммуникация, социализация, художественная литература.)

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Ефремова Людмила Викторовна

Воронеж 2014г.

ЦЕЛЬ: Ознакомление с традиционными русскими кулинарными изделиями Воронежского края.

 

Образовательные:

Дать представление детям о  социокультурых ценностях на основе знакомства с кулинарными изделиями и сладостями, c их историей.

В процессе совместной игры способствовать формированию познавательной активности.

Закреплять умение видеть геометрические фигуры в предметах.

Упражнять детей в словообразовании, активизировать  в речи детей прилагательные.

Развивающие:

Продолжать развивать речевые навыки детей среднего дошкольного возраста. Обогащать словарь детей.

Развивать умение доброжелательного общения со взрослыми и сверстниками, способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

 Воспитательные:

Воспитывать и прививать любовь к родному городу и к народному языку.  

Материал:

-пряники настоящие разной формы;                   

- картинки воронежских  пряников;

-картинки в двух экземплярах: зерна пшеницы, колосья пшеницы, мука, тесто, пирог;

-картинки русской печи, современной хлебопечки, духовки;

-картонные денежки разной геометрической формы;

-леденцы на палочке;

 -пирожки с разной начинкой;

-молоко, речной песок, яйца, картошка, макароны, мука;

-обруч;

-костюм коробейника, колпак петрушки, русская шаль;

-русские народные костюмы для детей;

-мешочки для покупок;

-зонт с привязанными к нему лентами;

-самовар. 

Предварительная работа:

-ознакомление с костюмом коробейника, петрушки;

-чтение сказок и русских народных потешек о петушке;

-Д/И "Умные машины" (Сорокина).

- рассматривание иллюстраций о русской ярмарке.

-познавательно-речевая деятельность по теме: "Хлеб - всему голова".

Словарная работа: ярмарка, леденец, лавка, лоток ,глазурь, начинка, мясной фарш, хлебопечка, духовка, прозрачный, яблочное повидло,вишневая,капустная,воронежские,бутурлиновские,воробьевские,рогачевские,павловские пряники.

                                 

                                     

           

Ход:

Под мелодию русской народной песни «Коробочка» дети  в русских костюмах входят в зал. Их встречает Коробейник, у него лоток с пряниками. У каждого ребенка мешок на лямке через плечо, в него дети будут складывать покупки .

Коробейник.

Здравствуйте, детишки –

Девчонки и мальчишки!

Я – коробейник Еремей,

Подходите поскорей!

Для вас угощение знатное –

Пряники вкусные, ароматные.

Коробейник.

А вы, ребята, пряники любите? (Ответы детей). Посмотрите, какие пряники у меня в лотке, из Воронежа. А вы из какого города на ярмарку приехали?

Детей. Из Воронежа.

Коробейник. Так вы то же из Воронежа, тогда назовите, как мои пряники называются?

Детей. Воронежские.

Коробейник.                                                                                                                                                                                                                                                     Хотите, ребята, расскажу я вам какие пряники ели наши прабабушки. (Показывает иллюстрации воронежских пряников.)                                              В Воронеже пряник называли «вырубной». Искусные мастера из металла вырезали  формочки (рыбы, звери, петушки и другие фигурки). Формочки были с ручкой сверху для удобства. Брали формочку за ручку и "вырубали" пряники из теста, получались пряники разной формы. Готовые пряники покрывали цветной глазурью. Вот  какие  красивые  получались  пряники , посмотрите .

(Показывает иллюстрации.)

Коробейник. Эти пряники иногда даже не ели. Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения.)

Коробейник. Хранили в сундуках или ставили на полку, как память о каком-то событии. Пряниками одаривали детей на Рождество и Новый год. Пряники даже вешали на елку, как новогодние игрушки. По всей Воронежской губернии, в городах, селах, поселках  пекли пряники. Особенно известны были пряники из Бутурлиновки. Как вы думаете как они назывались ?

 Детей. Бутурлиновские.

 Коробейник. Пряники из Воробьевки?

 Детей. Воробьевские.

 Коробейник. Из Рогачевки?

 Детей. Рогачевские.

 Коробейник. Из Павловска?

Детей.Павловские.                                                         Коробейник. Посмотрите  теперь на пряники, которые пекут у нас в Воронеже сейчас. Что вы  можете рассказать о них? (Дети рассматривают пряники.) Что можно сказать о форме  пряников? Какого они размера? А еще  пряники с разной начинкой, как вы думаете с какой начинкой могут быть эти пряники? (Дети называют возможные начинки.)

Коробейник. Хотите такие  пряники купить? А что для этого нужно? (Ответы детей.) Сегодня пряники продаю вам за деньги необычные разной формы. Какой формы пряник выбрали, такой формы и денежку заплатите. За квадратную денежку продам квадратный пряник, а за круглую-... (круглый).Возьмите из коробки деньги и можете покупать пряники.

(После покупки уточняется геометрическая форма пряников.)

Появляется Петрушка.

Петрушка. 

Здравствуйте, ребята!

Вы меня узнали?

Я Петрушка! Расскажите мне детишки,что на ярмарке купили?

(Ответы детей.)

Раздается голос петушка.                                                                                 Петрушка.

Чей же это голосок?

Это пел нам петушок.

Раньше не было, ребята,

Ни конфет, ни шоколада,

Только сахар да медок.

Получился…

(Показывает иллюстрации, на который изображен большой петушок на палочке.)

Дети. Петушок.                                                                                                         Петрушка. 

Очень любили наши  прабабушки

Покупать на ярмарке петушка на палочке.

Петушок непростой,

Весь прозрачный, золотой

Петушок-молодец –

Сладкий вкусный...

(Открывает леденцы-петушки.)

Дети. Леденец!

Петрушка.  Ребята, а как вы думаете, почему его называют леденцом?

(Возможные ответы детей). Потому что он похож на льдинку, такой же прозрачный и тает во рту.

Петрушка. А как вы думаете, почему раньше делали именно петушков, а не котят или поросят?

(Возможные ответы детей).Часто встречался в русских народных сказках и потешках,  вместе с петушком просыпается солнышко и начинается новый день и т.д.

Петрушка. Петушка купить хотите? Мне вы сказки назовите, где б встречался Петушок! А может, кто-то и потешку про петушка знает?

Дети рассказывают потешки, называют сказки, где герой Петушок, получают от Петрушки  леденцы и складывают их в свои мешочки.

Покупки сделали, теперь пора и повеселиться. Какая же ярмарка без карусели.

Карусели, карусели,  

Закружился стар и мал.  

Кто на них не покатался,  

Тот полжизни потерял.

                 Русская народная игра «Карусель».

Дети строят круг. В центре круга стоит Петрушка. В поднятой руке он держит зонт с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки.

Петрушка со словами начинает игру:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде  «Поворот!» они быстро берут ленту другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.

Петрушка. А чем это так вкусно пахнет? Чувствуете? (Дети нюхают воздух.) Тут неподалеку моя подруга Акулина тоже чем-то вкусным торгует, пойдемте к ней.

(Дети подходят к столу, где торгует Акулина и стоит корзина с пирожками, накрытая салфеткой.)

Акулина. Что, деточки, за покупками пришли? Давно по ярмарке ходите? Что видели, что купили?

Дети. Пряники - воронежские, петушки-леденцы.

Акулина. А я пирожки продаю непростые, внутри не пустые, а с чем они, как вы думаете?

(Дети перечисляют возможные начинки пирожков)

Акулина. Ай, молодцы! Видно, мамы и бабушки вам их часто пекут. А вы-то им помогаете? Вот сейчас мы и проверим.

(Приглашает детей к столу, на котором молоко, яйца, мука, песок речной, картошка, макароны.)

Акулина. Мне кажется, что на этом столе стоит все, что нужно для того, чтобы замесить тесто и испечь пирожки. Вы согласны со мной?                                                                                          

(Дети находят ошибки.)

Акулина. А у меня для вас еще задание есть.

(Дети делятся по цвету петушков на команды.)

Игра "Что сначала, что потом?"

Дети раскладывают предметные  картинки от колоска до пирога.

Акулина. Скажите, ребята, а в чем пироги пекли раньше?

Дети. В печке.

(Акулина показывает иллюстрацию русской печки.)

Акулина. А  какие умные машины помогает вашим мамам и бабушкам сейчас печь пироги?

Предполагаемые ответы детей. Хлебопечка,  духовка.

Акулина. Молодцы, ребята! Все-то вы знаете, все умеете, а попробовать пирожок желаете?

Дети. Да!

Акулина. Ну, тогда заходите ко мне в лавку, закрывайте глаза и открывайте рот: кто начинку пирожка отгадает, тот его и заберет.

(Каждому ребенку дает откусить пирожок, он отгадывает начинку и кладет  пирожок в свой мешочек. Если ребенок затрудняется, ему помогают  дети или задаются наводящие вопросы.)                                                                

Акулина. Молодцы, ребята! Скажите мне, ребята, где мы с вами побывали ?

Дети. На ярмарке.

Акулина. Да, узнали о том, чем лакомились люди в старину. Прошли годы, а мы до сих пор это все любим.

Что устали по ярмарке ходить, пора и отдохнуть, чаю попить. Отгадайте-ка сначала загадку.

Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский…

Дети. Самовар.

Акулина.

Милости прошу на чашку чая,

Чай пить – не дрова рубить.

Вот так мы и живем:

Пряники жуем,

Чаем запиваем,

Гостей за стол приглашаем!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Камни»

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности  в средней группе...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Катя чумазая»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Катя чумазая»...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Божья коровка»

Цель:  Расширять и уточнять представления детей о божьей коровке воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на её красоту; развивать цветовосприятие  и зрительно-двига...

План – конспект Непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Бабушкино подворье»

Цель: Формировать представление детей о домашних животных и их детенышах.Задачи: Образовательные задачи:- Углубить и расширить знания детей о домашних животных и их детенышах.- Формировать умение назы...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: « Богатыри земли русской»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Формировать представление о богатыре как героическ...

план-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема Путешествие в город игровой математики".

Целью занятия является закрепление знаний детей о названии геометрических фигур, количественном и порядковом счете, пространственных представлений. Развивать логическое мышление, сообразительность вни...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: Беседа о Великой Отечественной войне.

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны. Вам кажется, что это было давно. А ведь ваши прабабушки и прадедушки жили в то время, они были такими же маленькими, как вы....