конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСЕННЕМУ ЛЕСУ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Закрепить знания о временах года,их названии,длительности.
Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;упражнять в умении составлять связный рассказ по коллажу, по схеме-модели.
Дать новые знания ожизни белки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_valya2.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41
общеразвивающего вида Калининского района Санкт - Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста:
«Путешествие по осеннему лесу».
Технологии: (приемы мнемотехники, проблемные ситуации, использование коллажа, схем - моделей).
Воспитатель
Лях Валентина Анатольевна
Санкт – Петербург
2013 год
Задачи психолого – педагогической работы:
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-Закрепить знания о временах года, их названии, длительности;
-Закрепить знания о том, как дикие животные готовятся к зиме;
-Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
-Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по коллажу, по схеме-модели;
-Дать новые знания о жизни Белки.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
-продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-Воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей (пожалеть, помочь, утешить);
-Воспитывать интерес к природе, к животным.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Иллюстрация белки; коллаж «Времена года»; стихотворение по мнемотаблице; пустые таблицы для самостоятельного заполнения, фломастеры, мешочек с игрушками, набор открыток
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Разучивание потешек, пословиц, поговорок, считалок про белку;
Чтение стихов про осень; рассматривание иллюстраций животных на тему «Животные леса»; Чтение рассказа И.Соколова- Микитова «Белка».
ИНТЕГРАЦИЯ ОО: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».
ХОД НОД
-Сегодня мы с вами поговорим о том, как некоторые животные готовятся к зиме. Послушайте загадку:
Вот художник, так художник-
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?... (осень)
В: Правильно, это осень. А как вы догадались, что это осень? (ответы детей -осенью деревья меняют свой наряд на более яркий, часто идут дожди). Я очень люблю осень, а вы любите осень?(ответы детей).За что ты Вова любишь осень?(осенью все деревья в красивом наряде, листопад ). Я приглашаю вас отправиться погулять в осенний лес. Вы согласны? А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде. Садитесь поудобнее, начинаем наше путешествие.
-Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят
Везут в осенний лес компанию ребят.
Закрыли все глазки, раз-два-три, вот и в лесу мы.
/фонограмма «Звуки Леса»/ Открыли глазки, мы с вами оказались в лесу. Посмотрите как красив осенний наряд.
Просмотр иллюстраций «Осень в лесу».
В: Посмотрите, как здесь красиво, спокойно /на полу осенние листья/, какие красивые слова можно придумать про осень, какая она?
Д: Осень золотая, красивая, хмурая, дождливая, холодная, сухая.
В: А какие приметы осени вы знаете?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ…
В: Молодцы ребята, такие приметы и пословицы могли придумать только очень наблюдательные и внимательные люди. Давайте с вами поиграем вот с этим коллажем.
КОЛЛАЖ «ВРЕМЕНА ГОДА».
Посмотрите и скажите, что обозначает цифра 4 на коллаже?
-Назовите их.
-Что обозначает здесь цифра 3?(каждое время года длится 3 месяца)
-Что значит 12? (12 месяцев в году)
-Назовите мне осенние месяцы (ответы детей).
В: Правильно ,это осенние месяцы, их нельзя спутать друг с другом. У каждого свой цвет, свой характер. А кто знает, как раньше на Руси называли осенние месяцы, как говорили про сентябрь? Октябрь? Ноябрь?(ответы детей) Молодцы.
В: Я предлагаю продолжить нашу прогулку по осеннему лесу и узнать, чем занимаются его обитатели и как они живут.
Ой, смотрите, да это же ежик/ребенок в шапочке ежика/, ребята, он почему то плачет.
-Что случилось ежик, почему ты плачешь?
ЕЖИК:- Скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму, утеплил свою норку сухими листьями. Но очень беспокоюсь о своей подружке БЕЛОЧКЕ, я давно ее не видел и ничего о ней не знаю. Помогите мне найти Белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замерзнет и погибнет.
В: - Ребята, поможем ежику найти Белочку?
Давайте возьмем с собой ежика и пойдем искать белочку, а что бы нам было веселее идти, поиграем в игру «Найди листок».
/на полу разбросаны разноцветные листья «дуба», «клена», «березки»/
Посмотрите, сколько красивых листьев под ногами, возьмите себе по листочку.
-У тебя, с какого дерева листок, Настя? ( с березы)
-А у тебя, Миша? (с клена) и т.д.
Подул сильный ветер ,и закружились листочки /дети с листьями в руках кружатся по группе/.
-Утих ветер, и листочки тихо приземлились на землю /дети присаживаются/, снова подул ветер и полетели вот такие листочки/березовые/, дети, у которых березовые листочки кружатся по группе…/ и так несколько раз с разными листьями/
В: -Какой замечательный листопад у нас получился, давайте положим сушиться наши листочки, а когда они высохнут , сделаем из них аппликацию.
-Смотрите, ребята, а вот и белочка/ иллюстрация Белки/
КОЛЛАЖ «Белка и ее заботы»
-На каком дереве сидит Белка, на хвойном или лиственном?
-Как вы догадались?
-Что запасает белка на зиму?
/ответы детей/ А что вы еще знаете про белку?(ответы детей)А сейчас я хочу вам рассказать про белочку вот по этому коллажу.
РАССКАЗ ПЕДАГОГА ПО КОЛЛАЖУ:
-Белка, дикое животное, живет в лесу. Белочка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост пушистый и длинный. Белка сама делает себе гнездо. Это шар из веток, который находится высоко на елках и соснах. Она сплетает веточки между собой, затем возводит бока, а сверху делает крышу. В гнезде у белки два выхода, которые она затыкает мхом или лишайником. Внутри гнездо белка выстилает мхом, лишайником, шерстью, пухом и другими материалами. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, они прячутся в гнездах, прижимаются друг к другу и прикрываются хвостиками, так они согреваются. А летом у них в гнездах вместо мха- сухая трава и листья. Летом белки любят спать на ветках, так как им жарко.
У белки пушистый хвост, он помогает ей прыгать с дерева на дерево или соскакивать на землю. Он как парашют и ее руль, который поддерживает белку в воздухе, помогая сохранять равновесие. А еще, хвост служит белке заслоном от ветра. Во время сна белка ложится спиной к ветру и плотно укутывается хвостом.
Питается белка семенами сосновых, еловых, кедровых шишек. Она шелушит шишку и достает семена. Очень любит желуди и орехи, ягоды и грибы. Из ягод ест бруснику и чернику.
А любимое лакомство белки- сушеные грибы . За лето она насушит сотню, а то и тысячу грибов. А еще, белки ловят садящихся на деревья жуков и бабочек.
Два раза в год , весной и осенью, у белки появляются детеныши-бельчата. Мама белка ухаживает за ними, кормит их молоком, согревает их, а если ей надо отлучиться из гнезда, она укрывает мягкой подстилкой своих бельчат.
Главный враг белки – куница. А еще- охотник, который стреляет белке прямо в глаз, что бы не испортить шкурку, так как из шкурок белок шьют шубы, шапки, делают кисти для рисования.
Мама-белка учит бельчат строить гнездо, выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, собирать корм и делать запасы на зиму.
В: -Что нового и интересного вы узнали из моего рассказа? (ответы детей)
-Белка, это дикое или домашнее животное?
-Как называются детеныши белки? Мама Белка большая, а бельчата?
-Придумайте добрые слова про Белку, какая белочка?/трудолюбивая, запасливая, ловкая…/
-Кто враг белки? (куницы и охотники)
-Чем питаются белки?(семенами хвойных деревьев)
-Чему учит мама-белка своих бельчат?
-А кто-нибудь знает стихи или потешки о белке?
/ответы детей/
В:- Ежик, а тебе понравился наш рассказ про белку?
Ежик:- Молодцы ребята, спасибо вам, теперь я знаю, что моя знакомая белочка сделала запасы на зиму и я могу спокойно спать всю зиму, до самой весны, а когда наступит весна мы снова встретимся. А я с вами прощаюсь, мне пора бежать, а на прощание я хочу оставить вам свое любимое стихотворение про осень, надеюсь, оно вам понравится. До свидания /ежик уходит/
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО КОЛЛАЖУ:
…Летний сад порыжел немножко,
Хоть возьми его и перекрась!
Это Осень рыжею кошкой,
Темной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставила свой:
Кроны дуба в желтых заплатках,
Клен горит огневою листвой.
На газонах, смотрите сами.
Не трава, а рыжая шерсть,
Это кошка прыгать устала,
И решила в траве присесть…
В:-Ребята, нам тоже пора возвращаться в д/сад. А что это за мешочек у нас? Да это ежик забыл свой мешочек с игрушками. А давайте поиграем с ним.
Д/У «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (развитие зрительной памяти; умения считать парами; и т.д)
В:- А вот и наш поезд. Проходите, занимайте места, начинаем движение.
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,
Везут обратно в д/сад компанию ребят…
Пока мы едем, напомните мне, в каком городе мы с вами живем?
/ответы детей/
А кто помнит, как называется наш район? (Калининский)
На какой улице находится наш д/сад, кто знает? (Замшина)
Молодцы, предлагаю поиграть в слова: я называю слова, вы их запоминаете, а потом проговариваете эти слова в той последовательности, в которой называла их я.
Д/У «СЛОВА» ( развитие слуховой памяти, внимания, связной речи).
ОСЕНЬ ЛЕС ПЛАТЬЕ ПОЛЯНА ЗВЕРИ ИГРА ПЕСНИ САЛЮТ ТУЧА МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ БЕЛКА СКАКАЛКА КОНФЕТЫ ДОМ ЧАЙ
А кто может рассказать свою сказку с этими словами?
В: -Молодцы ребята, а вот, кажется и наша остановка. Закрыли все глазки, раз-два-три, снова в группе мы.
Наше занятие подходит к концу. Мы сегодня побывали в осеннем лесу, встретились с его обитателями; узнали много нового о жизни белки, поиграли, выучили стихотворение по мнемотаблице. Предлагаю на несколько минут превратиться в белок и поиграть.
ФИЗМИНУТКА:
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево -вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Мы снова ребята. Садитесь за столы, сейчас мы зарисуем с вами мнемотаблицу, но давайте сначала ее проговорим.
ЗАРИСОВКА МНЕМОТАБЛИЦЫ ПО ПАМЯТИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".
Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Снегири в зимнем лесу» с использованием нетрадиционной техники рисования методом тычка.
Конспект НОД в старшей группе детского сада с использованием нетрадиционной техники рисования....
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Путешествие на лесной лужок»
Сценарий осеннего праздника«Осеннее кафе» Воспитатель: Поддубная Е.M. Праздник осени. Подготовительная гр.Восп. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста: «Путешествие в сказку В. Катаева «Цветик -семицветик».
Закрепление знаний геометрических фигур, формирование умения измерять длину, ширину, толщину предметов, формирование умений работать с палочками Кюизенера, закрепление знаний о временных и сезонных от...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Юные спасатели леса"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Юные спасатели леса"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «В ЗИМНЕМ СКАЗОЧНОМ ЛЕСУ»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы «В зимнем сказочном лесу» Образовательные области: художественное творчество, коммуникация, познание, труд....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие в страну Доброты"
Конспект по формированию у детей представлений о нравственных нормах поведения: доброжелательности, справедливости, отзывчивости через игровую деятельность....