Главные вкладки

    конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСЕННЕМУ ЛЕСУ"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Закрепить знания о временах года,их названии,длительности.

    Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;упражнять в умении составлять связный рассказ по коллажу, по схеме-модели.

    Дать новые знания ожизни белки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_valya2.docx22.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41

    общеразвивающего вида Калининского района Санкт - Петербурга

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста:

    «Путешествие по осеннему лесу».

    Технологии: (приемы мнемотехники, проблемные ситуации, использование коллажа, схем - моделей).

    Воспитатель

    Лях Валентина Анатольевна

    Санкт – Петербург

    2013 год


    Задачи психолого – педагогической работы:

    ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

    -Закрепить знания о временах года, их названии, длительности;

    -Закрепить знания о том, как дикие животные готовятся к зиме;

    -Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

    -Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по коллажу, по схеме-модели;

    -Дать новые знания о жизни Белки.

    РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

    -Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

    -продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

    -Воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей (пожалеть, помочь, утешить);

    -Воспитывать интерес к природе, к животным.

    НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

    Иллюстрация белки; коллаж «Времена года»; стихотворение по мнемотаблице; пустые таблицы для самостоятельного заполнения, фломастеры, мешочек с игрушками, набор открыток

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Разучивание потешек, пословиц, поговорок, считалок про белку;

    Чтение стихов про осень; рассматривание иллюстраций животных на тему «Животные леса»; Чтение рассказа И.Соколова- Микитова «Белка».

    ИНТЕГРАЦИЯ ОО: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».

    ХОД НОД

    -Сегодня мы с вами поговорим о том, как некоторые животные готовятся к зиме. Послушайте загадку:

    Вот художник, так художник-

    Все леса позолотил,

    Даже самый сильный дождик

    Эту краску не отмыл.

    Отгадать загадку просим:

    Кто художник этот?... (осень)

    В: Правильно, это осень. А как вы догадались, что это осень? (ответы детей -осенью деревья меняют свой наряд на более яркий, часто идут дожди). Я очень люблю осень, а вы любите осень?(ответы детей).За что ты  Вова любишь осень?(осенью все деревья в красивом наряде, листопад ). Я приглашаю вас отправиться погулять в осенний лес. Вы согласны? А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде. Садитесь поудобнее, начинаем наше путешествие.

    -Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят

    Везут в осенний лес компанию ребят.

    Закрыли все глазки, раз-два-три, вот и в лесу мы.

    /фонограмма «Звуки Леса»/ Открыли глазки, мы с вами оказались в лесу. Посмотрите как красив осенний наряд.

    Просмотр иллюстраций «Осень в лесу».

    В: Посмотрите, как здесь красиво, спокойно /на полу осенние листья/, какие красивые слова можно придумать про осень, какая она?

    Д: Осень золотая, красивая, хмурая, дождливая, холодная, сухая.

    В: А какие приметы осени вы знаете?

    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ…

    В: Молодцы ребята, такие приметы и пословицы могли придумать только очень наблюдательные и внимательные люди. Давайте с вами поиграем вот с этим коллажем.

    КОЛЛАЖ «ВРЕМЕНА ГОДА».

    Посмотрите и скажите, что обозначает цифра 4 на коллаже?

    -Назовите их.

    -Что обозначает здесь цифра 3?(каждое время года длится 3 месяца)

    -Что значит 12? (12 месяцев в году)

    -Назовите мне осенние месяцы (ответы детей).

    В: Правильно ,это осенние месяцы, их нельзя спутать друг с другом. У каждого свой цвет, свой характер. А кто знает, как раньше на Руси называли осенние месяцы, как говорили про сентябрь? Октябрь? Ноябрь?(ответы детей) Молодцы.

    В: Я предлагаю продолжить нашу прогулку по осеннему лесу и узнать, чем занимаются его обитатели и как они живут.

    Ой, смотрите, да это же ежик/ребенок в шапочке ежика/, ребята, он почему то плачет.

    -Что случилось ежик, почему ты плачешь?

    ЕЖИК:- Скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму, утеплил свою норку сухими листьями. Но очень беспокоюсь о своей подружке БЕЛОЧКЕ, я давно ее не видел и ничего о ней не знаю. Помогите мне найти Белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замерзнет и погибнет.

    В: - Ребята, поможем ежику найти Белочку?

    Давайте возьмем с собой ежика и пойдем искать белочку, а что бы нам было веселее идти, поиграем в игру «Найди листок».

    /на полу разбросаны разноцветные листья «дуба», «клена», «березки»/

    Посмотрите, сколько красивых листьев под ногами, возьмите себе по листочку.

    -У тебя, с какого дерева листок, Настя? ( с березы)

    -А у тебя, Миша? (с клена) и т.д.

    Подул сильный ветер ,и закружились листочки /дети с листьями в руках кружатся по группе/.

    -Утих ветер, и листочки тихо приземлились на землю /дети присаживаются/, снова подул ветер и полетели вот такие листочки/березовые/, дети, у которых березовые листочки кружатся по группе…/ и так несколько раз с разными листьями/

    В: -Какой замечательный листопад у нас получился, давайте положим сушиться наши листочки, а когда они высохнут , сделаем из них аппликацию.

    -Смотрите, ребята, а вот и белочка/ иллюстрация Белки/

    КОЛЛАЖ «Белка и ее заботы»

    -На каком дереве сидит Белка, на хвойном или лиственном?

    -Как вы догадались?

    -Что запасает белка на зиму?

    /ответы детей/ А что вы еще знаете про белку?(ответы детей)А сейчас я хочу вам рассказать про белочку вот по этому коллажу.

    РАССКАЗ ПЕДАГОГА ПО КОЛЛАЖУ:

    -Белка, дикое животное, живет в лесу. Белочка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост пушистый и длинный. Белка сама делает себе гнездо. Это шар из веток, который находится высоко на елках и соснах. Она сплетает веточки между собой, затем возводит бока, а сверху делает крышу. В гнезде у белки два выхода, которые она затыкает мхом или лишайником. Внутри гнездо белка выстилает мхом, лишайником, шерстью, пухом и другими материалами. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, они прячутся в гнездах, прижимаются друг к другу и прикрываются хвостиками, так они согреваются. А летом у них в гнездах вместо мха- сухая трава и листья. Летом белки любят спать на ветках, так как им жарко.

    У белки пушистый хвост, он помогает ей прыгать с дерева на дерево или соскакивать на землю. Он как парашют и ее руль, который поддерживает белку в воздухе, помогая сохранять равновесие. А еще, хвост служит белке заслоном от ветра. Во время сна белка ложится спиной к ветру и плотно укутывается хвостом.

    Питается белка семенами сосновых, еловых, кедровых шишек. Она шелушит шишку и достает семена. Очень любит желуди и орехи, ягоды и грибы. Из ягод ест бруснику и чернику.

    А любимое лакомство белки- сушеные грибы . За лето она насушит сотню, а то и тысячу грибов. А еще, белки ловят садящихся на деревья жуков и бабочек.

    Два раза в год , весной и осенью, у белки появляются детеныши-бельчата. Мама белка ухаживает за ними, кормит их молоком, согревает их, а если ей надо отлучиться из гнезда, она укрывает мягкой подстилкой своих бельчат.

    Главный враг белки – куница. А еще- охотник, который стреляет белке прямо в глаз, что бы не испортить шкурку, так как из шкурок белок шьют шубы, шапки, делают кисти для рисования.

    Мама-белка учит бельчат строить гнездо, выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, собирать корм и делать запасы на зиму.

    В: -Что нового и интересного вы узнали из моего рассказа? (ответы детей)

    -Белка, это дикое или домашнее животное?

    -Как называются детеныши белки? Мама Белка большая, а бельчата?

    -Придумайте добрые слова про Белку, какая белочка?/трудолюбивая, запасливая, ловкая…/

    -Кто враг белки? (куницы и охотники)

    -Чем питаются белки?(семенами хвойных деревьев)

    -Чему учит мама-белка своих бельчат?

    -А кто-нибудь знает стихи или потешки о белке?

    /ответы детей/

    В:- Ежик, а тебе понравился наш рассказ про белку?

    Ежик:- Молодцы ребята, спасибо вам, теперь я знаю, что моя знакомая белочка сделала запасы на зиму и я могу спокойно спать всю зиму, до самой весны, а когда наступит весна мы снова встретимся. А я с вами прощаюсь, мне пора бежать, а на прощание я хочу оставить вам свое любимое стихотворение про осень, надеюсь, оно вам понравится. До свидания /ежик уходит/

    ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО КОЛЛАЖУ:

    …Летний сад порыжел немножко,

    Хоть возьми его и перекрась!

    Это Осень рыжею кошкой,

    Темной ночью в него пробралась.

    Где ступала на мягких лапках,

    Там и след оставила свой:

    Кроны дуба в желтых заплатках,

    Клен горит огневою листвой.

    На газонах, смотрите сами.

    Не трава, а рыжая шерсть,

    Это кошка прыгать устала,

    И решила в траве присесть…

    В:-Ребята, нам тоже пора возвращаться в д/сад. А что это за мешочек у нас? Да это ежик забыл свой мешочек с игрушками. А давайте поиграем с ним.

    Д/У «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (развитие зрительной памяти; умения считать парами; и т.д)

    В:- А вот и наш поезд. Проходите, занимайте места, начинаем движение.

    Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

    Везут обратно в д/сад компанию ребят…

    Пока мы едем, напомните мне, в каком городе мы с вами живем?

    /ответы детей/

    А кто помнит, как называется наш район? (Калининский)

    На какой улице находится наш д/сад, кто знает? (Замшина)

    Молодцы, предлагаю поиграть в слова: я называю слова, вы их запоминаете, а потом проговариваете эти слова в той последовательности, в которой называла их я.

    Д/У «СЛОВА» ( развитие слуховой памяти, внимания, связной речи).

    ОСЕНЬ  ЛЕС   ПЛАТЬЕ    ПОЛЯНА  ЗВЕРИ  ИГРА  ПЕСНИ САЛЮТ  ТУЧА  МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ  БЕЛКА СКАКАЛКА КОНФЕТЫ  ДОМ ЧАЙ

    А кто может рассказать свою сказку с этими словами?

    В: -Молодцы ребята, а вот, кажется и наша остановка. Закрыли все глазки, раз-два-три, снова в группе мы.

    Наше занятие подходит к концу. Мы сегодня побывали в осеннем лесу,  встретились с его обитателями; узнали много нового о жизни белки, поиграли, выучили стихотворение по мнемотаблице. Предлагаю на несколько минут превратиться в белок и поиграть.

     ФИЗМИНУТКА:

    Физзарядкой белочке не лень

    Заниматься целый день.

    С одной ветки, прыгнув влево,

    На сучке она присела.

    Вправо прыгнула потом,

    Покружилась над дуплом.

    Влево -вправо целый день

    Прыгать белочке не лень.

    Мы снова ребята. Садитесь за столы, сейчас мы зарисуем с вами мнемотаблицу, но давайте сначала ее проговорим.

    ЗАРИСОВКА МНЕМОТАБЛИЦЫ ПО ПАМЯТИ

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".

    Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Путешествие на лесной лужок»

    Сценарий осеннего праздника«Осеннее кафе»        Воспитатель: Поддубная Е.M.       Праздник осени. Подготовительная гр.Восп. ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста: «Путешествие в сказку В. Катаева «Цветик -семицветик».

    Закрепление знаний геометрических фигур, формирование умения измерять длину, ширину, толщину предметов, формирование умений работать с палочками Кюизенера, закрепление знаний о временных и сезонных от...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Юные спасатели леса"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Юные спасатели леса"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «В ЗИМНЕМ СКАЗОЧНОМ ЛЕСУ»

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы «В зимнем сказочном лесу»  Образовательные области: художественное творчество, коммуникация, познание, труд....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие в страну Доброты"

    Конспект по формированию у детей представлений о нравственных нормах  поведения: доброжелательности, справедливости, отзывчивости через игровую деятельность....