Конспект интегрированного занятия "Колобок" для детей средней группы компенсирующей напрвленности
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

В данной статье представлен конспект тематического занятия с элементами театральной деятелности,направленного на развитие у детей связанной речи, эмоциональной отзывчивости, бережного отношения к природе, развитие творческих способностей, воображения через использование элементов песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_kolobok.docx419.21 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Ирина Сергеевна

воспитатель

Пшенникова Ольга Валерьевна

педагог-психолог

Тихонова Ольга Александровна

учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №34 компенсирующего вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект интегрированного занятия “Колобок”

для детей средней группы с тяжёлыми нарушениями речи

Аннотация: В данном конспекте представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность учителя-логопеда совместно с воспитателем и педагогом-психологом с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Данное направление выбрано в связи с тем, что дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, неустойчивость и истощаемость психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), недостаточно развитая мелкая и общая моторика. Поэтому коррекционная работа предполагает не только исправление речевых расстройств, но и в развитии  детей в целом. Соответственно возникла необходимость проведения комплексной коррекционной работы с данными детьми с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, упражнение в развитии высших психических функций и мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения).

Тематическое занятие с элементами театрализованной деятельности направлено на развитие у детей связной речи,  эмоциональной отзывчивости, бережного отношения к природе, развитие творческих  способностей, воображения через использование элементов песочной терапии.              

Ключевые слова: дикие животные, лес, сказка, отзывчивость.                           Цель: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов и их детенышей с использованием театрализованной деятельности и элементов песочной терапии.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Систематизация знаний детей о диких животных наших лесов и их детенышей;
  2. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных от существительных, обозначающих животных; формировать умение согласовывать слова в родительном, творительном, предложном падеже; согласование существительных с прилагательными, с числительными в роде, числе, падеже).
  3. Закрепление количественного и порядкового счета в пределах 5.
  4. Развитие умения соотносить одинаковые предметы по высоте.
  5. Развитие умения упорядочивать предметы по величине (самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий).                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие связной речи.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, координации движений.
  3. Развитие творческих  способностей, воображения.
  4. Упражнение в согласовании речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Закрепление правил безопасности (не убегать от родителей, быть осторожным с незнакомыми людьми).
  2. Воспитание бережного отношения к природе.
  3. Развитие эмоциональности, выразительности.

Методы и приемы:

- беседа

- игровой метод, сюрпризный момент, совместная деятельность с детьми

- элементы песочной терапии

- наблюдение

- театрализация

Оборудование:

- маленький мячик  «Колобок»;

- настольный плоскостной театр из дерева (заяц, волк, медведь, лиса, бабка, дед);

- световой стол или песочница с сухим песком;

- ёмкости с «живым» песком или «жвачкой» для рук;

- загадки о диких животных;

- мячи - «колобки» (по количеству детей);

- предметные картинки с изображением животных и их жилища;

- игрушки: растения, кусты, деревья.

Предварительная работа:

-чтение сказки “Колобок”.

-рассматривание иллюстраций, с изображением  диких животных и их детенышей.

-беседы на темы: «Животные нашего леса», «Как животные помогают людям? »

-составление альбома из рисунков детей «Дикие  животные».

Планируемые результаты:

  1. Совершенствование навыка работать со сверстниками, отвечать на вопросы и давать развернутые ответы.
  2. Совершенствование грамматического строя речи.
  3. Развитие диалогической формы речи.
  4. Самостоятельное пересказывание сказки.
  5. Выполнение взаимосвязанных ролевых действий, понимание и называние своей роли.
  6. Совершенствование выразительности речи.
  7. Свободное владение количественным и порядковым счётом в пределах 5.
  8. Совершенствование умения соотносить предметы по величине.

Виды детской деятельности:

- Художественно-эстетическое развитие (лепка).

- Восприятие художественной литературы.

- Игры - экспериментирование с песком.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите, перед вами сундучок (с фасолью), в котором что то спрятано. Что это? (дети находят деревянные фигуры лисы, зайцев, медведя, волка).

II.  Развитие мышления (отгадывание загадок).

Логопед:

Угадайте кто это?

Это что за зверь лесной –

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Рыжая и хитрая … (Лиса).

III. Игра «У кого кто?»

Логопед: У каждого животного есть семья. Как называются детеныши зайца (медведя, волка, лисы).

IV. Игра «У кого какое жилище?» (упражнение в употреблении существительных в предложном падеже единственного числа (с помощью картинок).

Логопед: Где живут дикие животные? Как называются домики этих животных? Ребята, все эти животные живут в лесу. А какие там есть растения? (дети получают фигурки ёлок, лиственных деревьев, кустов, которые предлагается расставить в песочнице).

Педагог-психолог: Вот мы с вами и посадили лес. Давайте в нём поселим ваших животных. Зайчика под кустик, волка за низкую ёлку, медведя около дерева, лису за высокую ёлку.

https://pp.vk.me/c622817/v622817362/d7dc/IQr9PrMt32A.jpg           https://pp.vk.me/c622817/v622817362/d7e6/zD-YbCUc_Cc.jpg

V.  Физкультминутка  «Дикие животные».

Логопед: Наши дикие животные любят погулять со своими детенышами. Давайте и мы погуляем и вспомним, какие еще дикие животные живут в лесу.
Как-то раз лесной тропой                                Дети идут по кругу
Звери, шли на водопой.                                    Дети идут по кругу
За мамой – лосихой топал лосёнок,                Идут, громко топая
За мамой – лисицей крался лисёнок,              Крадутся на носочках
За мамой – ежихой катился ежонок,              Передвигаются вприсядку
За мамой – медведицей шёл медвежонок,     Идут вперевалку
За мамою – белкой скакали бельчата,            Скачут вприсядку
За мамой – зайчихой косые зайчата,              Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат                        Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят.                                 Лицо вкруг, лакательные

                                                                                                 движения    языком  

VI. Проигрывание сказки «Колобок».

Педагог-психолог: Ребята, а давайте мы с вами расскажем сказку. (Дети снова подходят к песочнице, где с краю уже стоит избушка). Как вы думаете, какую сказку можно рассказать с этими героями? Дети берут на себя роли тех животных, которых они спрятали в «лесу», а один получает роль Колобка.

Педагог-психолог: Жили-были дед и баба. И говорит как-то дед: «Испеки-ка ты мне, бабка, колобок»

«Из чего же я тебе его испеку?» - спрашивает бабка.

Логопед: Ребята, из чего испечён колобок? А вы умеете тесто месить? Ну-ка пойдём, попробуем.

Дети садятся на ковёр, им даются мисочки с «живым» песком. Они разминают его, перетирают, мнут, катают колобок, кладут на тарелочку. Отмечают свои ощущения (песок холодный, мягкий или твёрдый и т.д.). Отряхивают руки, подходят к песочнице.

Педагог-психолог: Поставила бабка колобок в печь и испекла. Какой он стал? (румяный, зажаренный, горячий). И положила студиться на окно (кладётся маленький мячик).  А Колобок полежал-полежал и … (дети дуют на  «Колобка» так, чтобы он скатился из окна в «лес») покатился в лес. Ребёнок катит Колобка по песку, перебирая пальчиками. Световой стол включается в режим зелёного цвета.

Во время рассказывания сказки, дети рисуют  на песке дорожку, по которой и катится Колобок к зайчику, волку, медведю, лисе. Дети говорят за своих героев, пытаются передать его характерные черты (движениями рук, изменением голоса, выразительностью). Дети сами строят диалог:

- Колобок, колобок я тебя съем!

- Не ешь меня, я тебе песенку спою!

Песенку Колобка поют все вместе.

https://pp.vk.me/c622817/v622817362/d796/tCuTYD_Uluw.jpg

Можно импровизировать: «катился Колобок, и вдруг пошёл дождик». Дети берут песок щепоткой и посыпают деревья, кусты, животных. Можно включить синий цвет. «Когда дождик закончился, выглянуло солнце». Дети рисуют на песке солнышки, и цвет переключается на жёлтый. Когда Колобок встречает лису свет можно переключить на красный: цвет опасности, тревоги.

После встречи с лисой можно задать следующие вопросы:

- Почему поверил Колобок лисе?

- Каким она говорила голосом?

- Как она его хвалила?

- А почему Колобок убежал из дома?

- Можно так поступать? Почему нельзя убегать от родителей?

- Что будут чувствовать мама и папа?

Давайте, не будем и мы огорчаться и ещё поиграем.

Колобок похож на мячик?

Держите, вот вам по маленькому «колобку» – мячику.

VII. Самомассаж кистей рук.

Логопед: Дети берут мячи и выполняют движения со словами:

Я мячом круги катаю                     (движения соответствуют тексту)

Взад – вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку

И сожму его немножко

Как сжимает лапу кошка

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

VIII. Игра «Посчитай. Сравни». Познавательное развитие (ФЭМП-формирование элементарных математических представлений).

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости приходили разные животные. Где они живут?  

Воспитатель: А давайте с вами посмотрим, какие по высоте деревья и кустарники растут в нашем лесу (высокие - низкие, елки, березы  и т.д.) сколько елок растет в нашем лесу (кустов, других деревьев)?

Воспитатель: А какое дерево самое высокое, а какое низкое. Сколько высоких деревьев, сколько низких? Кого первым из сказки встретил колобок? (вторым, третьим  и т.д.) (числительные).  

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, лесу нужна наша помощь?  А как мы можем помочь лесу? (не ломать ветки и кусты, не мусорить, уходя тушить костры и т.д.)

Спасибо, вам ребята за участие в сказке!

Список литературы:

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 448 с.
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. - 69 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД в средней группе компенсирующей направленности № 7 «Солнышко» «В гости к Лесовичку»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет в группе компенсирующей напрвленности....

Проект "Книга - мой лучший друг" в средней группе компенсирующей напрвленности.

Это второй мини проект из серии проектов "Азбука бережливости"...

Конспект интегрированной НОД в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Путешествие в страну звуков»

Формирование эмоционального положительного фона занятия.Закрепление видов транспорта).Логопед. Ребята давайте встанем в круг и поприветствуем, друг друга ладошкой правой руки и вспомним названия транс...

Конспект занятия для детей средней группы компенсирующей направленности с ОНР "Продукты питания"

Конспект занятия для детей средней группы компенсирующей направленности с ОНР по развитию речи. Лексическая тема "Продукты питания". Методическая разработка помогает формировать умение ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Осеннее дерево"

Наиболее интересным сенсорным материалом для детей дошкольного возраста являются растения. Одним из важнейших эффектов при работе с растениями – изменение психологического состояния ребенка. Рас...