Совместная НООД«Звуковая культура речи. Звук Ц» «В гости к язычку» (с использованием ниткографии)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

речевое развиие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon речевое развитие51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   комбинированного вида детский-сад  №11 «Колосок»

Совместная  НООД

в средней группе

(образовательная область « Речевое развитие»)

Тема: «Звуковая культура речи. Звук Ц»

«В гости к язычку»

(с использованием  ниткографии)

                                                                                           

                                                                                           Выполнила:

                                                                воспитатель Петухова Т.П

                                                  г.Семенов

                                          Декабрь 2013 год

Цель:упражнять в  произношении звука «ц», используя акустико-артикулякуционную характеристику звука.

 Задачи:

1. Упражнять детей в произношении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках) .

2. Совершенствовать интонационную выразительности речи.

3. Развивать фонематический слух, тактильные ощущения, мелкую моторику рук, воображение, подвижность языка.

4. Воспитывать усидчивость, внимание.

Средства (материал):

Демонстрационный:

 Картинки: домик язычка, язычок, курочка, цыплята, котик, деревья(елки), игрушка белочка, гусеница выполненная из ниток, цветы, солнышко, письмо.

Раздаточный:

зеркала (по количеству детей),  желтые, маленькие помпоны, бархатная бумага и разноцветные ниточки для рисования.

Способы:

Методы и приемы:

Наглядный материал, художественное слово (загадка), музыкальное сопровождение;

 Образец правильного произношения, выполнения заданий, движение рече-двигательного аппарата, утрированное( с подчеркнутой дикцией) произношение, образное называние звука или звукосочетания (цц- песенка белочки), показ и объяснение артикуляции ( «Приключения язычка»), хоровые и индивидуальные повторения, имитация, как совместная(сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь(незамедлительное повторение ребенком речи-образца), пример правильной речи сверстника, оценка ответа или действия и исправление, образная физкультурная пауза

Наглядные приемы- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушек, картинок

Подготовка к занятию:

Игровые упражнения на закрепление правильного произношения звуков «с» и «з» в речи, фразах, чистоговорках, небольших стихотворениях, загадках, пословицах и поговорках.

«Эхо», «Путаница», «Хвосты», «Иди сюда», подвижные игры «Солнечные зайчики», «Два мороза»

Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, голосового аппарата, на выработку умеренного темпа речи

«Вертушка», «Ветерок», «Осенние листья» и т.п

Игры и упражнения по автоматизации  и дифференциации звуков, на слуховое различие звукосочетаний

«Построй домик», «Собери цветок», «Солнышко», «Собери яблочки» и т.п

Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа:

С Аленой .С, Лизой.К, Кириллом.П, Богданом.Р постановка звуков с и з изолированно, словах, фразах, чистоговорках.

Упражнения «Молоточек», «Лягушка», «Заборчик»

План занятия:

1.Организационный момент

Игровой момент-  письмо с приглашением, отгадывание загадки

2.Развитие общей моторики

Игра- упражнение «Ручки, ножки разомнем»

3.Психогимнастика « Веселое солнышко»

Мимические упражнения

4.Артикуляционная гимнастика

Подготовка к произношению звука «ц»

«Приключения язычка»

5.Объявление темы занятия

« Научиться петь песенку белочки- ццц»

6.Акустико- артикуляционная характеристика звука «ц»

7.Пальчиковая гимнастика «Цыплятки»

8.Образная физкультурная пауза

Произношение звука Ц в словах, слогах, чистоговорках

Развитие фонематического слуха

9.Развитие мелкой моторики

Использование ниткографии

10.Итог занятия, поощрение детей.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Ребята, к нам в группу пришло письмо . Нас  приглашают в гости, отгадайте загадку и вы узнаете кто нас пригласил в гости. «Всегда во рту, а не проглотишь»(язычок).Но перед тем, как отправиться в путь давайте сначала потренируем наши ручки и ножки. Повторяйте за мной.

2. Развитие общей моторики

Игра-упражнение

Солнце светит ярко (поднимают руки )

На улице прекрасно (разводят руки в стороны)

По тропинке мы пойдем ( шагают)

Ручки, ножки разомнем (ладошки сжимают в кулачки и разжимают)

Ручками похлопаем (хлопают)

Ножками потопаем ( топают)

Но,а сейчас отправляемся в путь,мы пойдем через лес по тропинке, домик язычка находится за лесом(включается аудиозапись «Пение птиц в лесу».(на пути встречается солнышко)

3. Психогимнастика

 А вот и солнышко, оно весело улыбается нам, давайте и мы с вами улыбнёмся ему (дети выполняют, а теперь посмотрите оно совсем рассмеялось и вы так же широко откройте ротики

(перед детьми солнышко, дети выполняют мимические упражнения)

Ребята,вот мы и пришли к домику язычка(обратить внимание на домик).                                   Появляется язычок(выставляется картинка с изображением язычка).                        «Здравствуйте, ребята,я вас с нетерпением жду в гости,присаживайтесь поудобнее,отдохните ,а я вам расскажу интересную историю про приключения, которые призошли со мной.

 

4. Артикуляционная гимнастика (с зеркалами)

Подготовка к произношению звука Ц

«Приключения язычка»

Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается.

«Толкну -ка я посильнее! » - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую.

 В это время ротик зевнул и открылся.

Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили,встали ровным заборчиком и стали тихонько покусывать.

Язычок спрятался за зубки.

 А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю.

 Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу).

Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые? ». Решил язычок зубки почистить. Сначала почистил верхние, а потом нижние зубки. ( улыбнулись, подняли язычок за верхние зубки, за нижние зубки)

Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

5.Объявление темы занятия

 Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау).

 Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: Ц-ц-ц-ц-ц. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел белочку (игрушка). Белочка сидит на ветке и цокает: ц–ц-ц. Захотелось язычку тоже научиться петь такую песенку.

6.Акустико-артикуляционная характеристика звука

 А вам хочется? Давайте и мы поучимся петь песенку белочки, а чтоб хорошо спеть её нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, толкнуться язычком в нижние зубки и отрывисто произнести, вот так. (Показать). Возьмите зеркала и попробуйте спеть эту песенку.

Дети повторяют все потом по очереди.

7.Пальчиковая гимнастика

Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил грустную курочку,которая потеряла своих цыплят. Ребята давайте поможем курочке,позовем цыплят. Как можно позвать цыплят?  (цып- цып-цып). Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика) .Выставляется картинка с цыплятами.

Прибежали цыплята, клюют зернышки. (дети стучат пальчиками по столу». Возьмите в руки маленькие помпоны и представьте, что это маленькие цыплятки, покатайте их между ладошками.

8.Образная физкультурная пауза «Гусенички»

 Произношение звука «Ц» в словах, слогах, чистоговорках

 Развитие фонематического слуха

 И скажите, какие цыплята? (ответы детей) .

Цыплята пушистые, Цыплята мягкие, Цыплята желтенькие

Тут цыплят заметил котик Царапка (картинка). Как зовут котика?

Дети повторяют все потом по очереди.

И говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала котик? (ответы детей). Скажите : «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят! » (дети повторяют). Царапка испугался и убежал.

 Я приглашаю вас и язычок на  полянку.

(дети выходят на ковёр, на котором разложены цветы)

Скажите, что растёт на поляне? (цветы). А кто это ползёт к нам? (гусеница) .

Посмотрите как она ползет и перебирает лапками. А хотите  превратиться в гусениц?(дети идут небольшими шагами)

Давайте скажем: «ЦА-ЦА-ЦА на цветах гусеница»

                              «ЦУ-ЦУ-ЦУ»- вижу гусеницу

                              «ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ»-нет гусеницы

Дети повторяют все потом по очереди.

9.Развитие мелкой моторики рук

Посмотрите, какая красивая гусеница, из чего состоит её тело (из шариков, на какую фигуру похож шарик (на круг, давайте нарисуем много красивых гусениц. Садитесь на места.Рисовать мы будем ниточками, они такие же разноцветные, как и наша гусеница.(дети рисую, а воспитатель со свое гусеницей ходит и оказывает помощь детям) .

10. Итог занятия, поощрение детей.

Чью песенку мы учились петь? Как она звучит? Не забывайте , чтобы пропеть эту песенку, нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, толкнуться язычком в нижние зубки и отрывисто произнести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в областях "Речевое и художественно-эстетическое развитие" Звуковая культура речи. Звук "Ц". для детей 4-5 лет " Цыплята в гостях у бельчат"

Занятие разработано и проведено для педагогов образовательного комплекса в рамках обмена опытом в области речевое развитие....

Звуковая культура речи: звуки п,пь. Путешествие в гости к поросёнку.

Ход занятия: 1.Организация детей к занятию. Воспитатель собирает детей в круг песенкой «Вот мы все встали в круг, за руки все взялись вдруг…» Сегодня мы с вами поедем в гости к сказ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Чебурашке» (Звуковая культура речи. Звук [Ч])

Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Н...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

открытое занятие по развитию звуковой культуры речи звук "Б" " Путешествие язычка"

Упражнять в отчетливом и правильном  произношении звуков Б и Бь...

Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [З], [зь]. Комар-Комарович в гостях у ребят»

упражнять детей в чётком произношении звука З.упражнять  в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; развивать фонематический слух: учи...