Театрализованные занятия как средство формирования интонационной выразительности речи
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Прудникова Галина Владимировна

предлагаю Вам Уважаемые коллеги  игры -упражнения  по формированию интонационной выразительности речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 10«ВЕТОЧКА»  г. БРЯНСКА

«Театрализованные занятия как средство формирования выразительности речи детей с ОНР».

Подготовила :

Прудникова Галина Владимировна

Воспитатель группы ОНР «Незабудка»

Брянск, 2015 год

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми ОНР.      

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для усвоения разных сторон речи: фонематической, грамматической, лексической и т.д..  Детскому  саду отводится ведущая роль в развитии речи детей. Театрализованная деятельность  является ступенью в развитии речи детей с ОНР, т.к. с детства является для каждого ребенка привлекательной, таинственной, завораживающей. Велики ее воспитательные возможности. Особенно  важна театрализованная деятельность для формирования выразительности речи: развития темпа речи, развития силы голоса,  наличие логических пауз, ударений, интонационной выразительности речи…

Театрализованная деятельность способствует успешному обучению детей в школе, а именно: умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, дополнять литературные тексты своими высказываниями, умению фантазировать. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь тоже пополняется.

Театрализованные занятия заключают в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда детей заинтересует эта деятельность, вызовет эмоциональный всплеск, появляется желание создать свое что-то новое,  почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими.

На этапе развития  интонационной выразительности речи предлагаются различные игры-упражнения, которые позволяют  отработать темп, тембр, ритм речи, силу голоса, эмоционально-смысловые оттенки речи, логические ударения, мелодику речи.

Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонациии, модуляция голоса).
     Театрализованная деятельность включает в себя драматизацию, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

Для этого используются разные виды театров. На первом этапе  работаем с «пальчиковым» театром, театром «картинок», настольным, на «фланелеграфе», театром «масок».

Настольный театр:

Театр не «фланелеграфе»

Пальчиковый театр

Театр масок

C:\Users\Public\Pictures\Фотографии0001\Фото0124.jpg

На втором этапе работаем с театрами: «би-ба-бо», с «живой рукой», «марионетками», «теневым».

Театр с «живой рукой»

C:\Users\Public\Pictures\Фотографии0001\Фото0074.jpg

Театр марионеток

Театр «би-ба-бо»

C:\Users\Public\Pictures\Фотографии0001\Фото0092.jpg

В группе 1 раз в неделю проводится кружок «В гостях у сказки». Занятие длится 30 минут. Театрализованная деятельность осуществляется  с детьми не только в непосредственно образовательной деятельности, но и ежедневно в процессе свободной самостоятельной деятельности.

 Очень важно развивать моторику рук, необходимую для свободного кукловождения. Предлагаем следующие упражнения:
1.    «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены вместе)
2.    «Птички» (большой палец поочередно соединяется с остальными)
3.    «Гнездо» (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты)
4.   «Цветы» (то же, но пальцы разъединить)

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма

«Боюсь»

Цель: Отработка движений со словом и жестом.

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Топалка»

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

«Кто как говорит?»

Цель: Изображение голосом реплик сказочных героев:

Ход:

«Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет?

А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»

 «Великаны-лилипуты»

  Роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

"Карусели"

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе) Завертелись карусели (в умеренном темпе), А потом кругом, кругом (в быстром темпе), Все бегом, бегом, бегом

(бег).

Игры-упражнения на развитие речевого тембра

"Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

"Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения 

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

"Слушай, думай, называй"

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.

Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).

"Найди важное слово"

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.

1-й вариант.

Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.

Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.

2-й вариант.

Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству детей.

Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.

Рыбке рак - ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок.

«Кто в каком домике живёт?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

«Главное слово»

Цель: выделение голосом главного по смыслу слова.

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Позовем вместе"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит фразы со "звательной" интонацией. Дети в воздухе рукой "рисуют" повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы.

"Просьба"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ.

Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.


Игры-упражнения на развитие силы голоса

«В лесу»

Цель: Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Ход: один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!»  (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот.  Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

Систематическая работа по формированию интонационной выразительности речи включает:  создание предметно-развивающей среды, перспективное планирование кружковой работы, дидактических игр и упражнений, элементы в непосредственно образовательную деятельность по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Осуществляется тесная взаимосвязь педагога с родителями.

Все это дает стабильные  положительные результаты в формировании интонационной выразительности речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Игра-драматизация по мотивам русских народных сказок как средство формирования интонационной выразительной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Игра-драматизация по мотивам русских народных сказок как средство формирования интонационной выразительной речи дошкольников"...

Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...