мМоделирование в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.
консультация по развитию речи на тему
Использование знаково-символической деятельности
(моделирования) в работе по формированию речевых навыков
у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование знаково-символической деятельности
(моделирования) в работе по формированию речевых навыков
у старших дошкольников.
(консультация для воспитателей)
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и тд., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - Это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?" Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
Что же делать? И вот, сегодня мы хотим поделиться опытом, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.
Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Работа с модельными схемами проходила поэтапно. Вначале это было разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.
Параллельно с этой работой мы считали необходимым обязательное использование настольно- печатных игр, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
1. Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы, разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.
2.Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании воспитатель может заменить какой-нибудь сюжет, или героя сказки на предмет-заместитель. Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму - квадрат, и т.д.
3.Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е мы предлагаем ребёнку прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую модельную схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ.
4. Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что-то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку самому проявить инициативу.
5. Следующим этапом работы по использованию схем - это самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. На занятиях мы используем комплекты моделей, придуманных вместе с детьми. Это комплекты моделей «Животные и птицы», «Природные явления», «Растения», предметов ближайшего окружения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству. Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок
Слайд2«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти исток...

Некоторые аспекты формирования речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Коммуникативно-деятельностный подход как одно из направлений формирования речевой активности у старших дошкольников....
Брифинг "Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок"
Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному воп...

Брифинг на тему: «Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок»
Цель: познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи, через сказку.Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить о развитии связной реч...
Использование речевых игр в коррекционной работе по формированию произношения у старших дошкольников со стёртой дизартрией
В коррекционной работе применение игровых методов демонстрирует существенные преимущества, сглаживая негативные проявления у детей, вызванные речевыми нарушениями.Игровые подходы становятся основопола...