"Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Медведева Ирина Леонидовна

Программное содержание – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные  слова, учить пересказывать текст, развивать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.
Оборудование: сундучок с заданиями; снежок.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках
                                                  Ход  занятия.
Организационный момент
Воспит-ль: Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты - мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию.
 Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня
Воспит-ль: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
Дети:( зима)
Воспит-ль: Я тоже так думаю! 
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок шкатулочку– вот она!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок ).
Воспит-ль: Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Воспит-ль: Лена, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?

Лена: Сейчас время года зима
Воспит-ль: На дворе зима.  А как же называются зимние месяцы?

Артур: Декабрь, январь, февраль.
 Воспит-ль: Давайте с вами вспомним  признаки зимы?

Дети: На  улице холодно, морозно. Птицы улетели в теплые края…….

Воспит-ль: Читаю отрывок стихотворения :И.З.Сурикова «Зима».
 Стали дни короче,
 Солнце светит мало.
 Вот пришли морозцы-
 И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте. 
 Воспит-ль: Какая у нас зима?(даю снежок  в руку ребенка).

Дети: ( снежная, холодная, морозная); 
Воспит-ль: что бывает зимой? (даю снежок  в руку ребенка).

Дети: (метель, ветер, река замерзла); 
Воспит-ль Что можно сказать о снеге? Какой он? (даю снежок  в руку ребенка).

Дети:(пушистый, мягкий, укрыл всю землю);
Воспит-ль: Молодцы, хорошо описали зиму! Дети ,а сейчас послушайте мой рассказ, называется  «Гостья зима». Послушайте.
«Гостья зима».

 «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Воспит-ль:   Кто пришел к нам в гости?

Дети: Зимушка - зима.

 Воспит-ль:  Чем зима накрыла землю?

Дети: Пушистым снегом.

Воспит-ль: Какие подарки принесла зима? –

Дети: Сугробы, лед, метели.

 Воспит-ль: Для чего людям нужны эти подарки?

Дети: Чтоб строить снеговика, кататься на лыжах.

Воспит-ль: Что такое зимние забавы?

Дети: Игра в снежки……

Физкультминутка «Зимой». 

Импровизация движений.

 Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

 И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

 И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

 Воспит-ль: Я расскажу рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Послушайте внимательно, и скажете мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме. Рассказываю  рассказ еще раз. Дети внимательно слушают рассказ.

А, сейчас вы, расскажите о зиме. ( Предлагаю детям  пересказать 2-3 человека).

Воспит-ль: Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».

 

«Снежок - загадка» отгадывание загадок:

 Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)


Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

 

Его дети из снега слепили,
Из морковки приделали нос,
Даже шарфик ему подарили,
Чтобы в сильный мороз не замёрз.
Кто же он? Знает каждый ребёнок.
Во дворе за окошком стоит
Друг мальчишек и друг девчонок
Добрый толстенький друг…(Снеговик)

 

Он слетает белой стаей,

 и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает,

 на ладони и во рту. (Снег.)

 

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

 

Мы - проворные сестрицы,

быстро бегать мастерицы,

 В дождь - лежим, в снег - бежим,

уж такой у нас режим. (Лыжи.)

 

С неба падают зимою,
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые........ (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба).

 Воспит-ль: Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
 Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю……………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………………снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее………………………………………   снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в………………………………… снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………  снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка……………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………….снег!
Воспит-ль: Какие слова вы добавляли?

Дети:(снег, снежинки, снежок, снеговик…)
Воспит-ль :На какое слово они все похожи?

Дети: на слово «снег».

Воспит-ль: Молодцы, ребята!
Итог занятия:

 Воспит-ль :- Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось сегодня?

Дети: понравился рассказ про зиму, загадки, стихи зимушки-зимы…….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...