Семинар-практикум «Составление диафильма со старшими дошкольниками».
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Храмова Наталья Юрьевна

 

+

Очень часто в практике, в том числе и в нашем детском саду, педагоги используют традиционные приемы и методы обучения рассказыванию: вопросы, образец рассказа (он может быть эффективен лишь на первых этапах обучения), частичный образец, план высказывания (он имеет вербальную основу, ребенок его забывает, т.к. у дошкольника развито наглядно-образное мышление). Это приводит к тому, что качество детских рассказов очень низкое.  Детям неинтересно сидеть и слушать однообразные и скучные рассказы. У дошкольников  не развивается самостоятельность, творчество. Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа-повествования, т.к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время у дошкольника должно быть развито умение составлять рассказы.

Возникшее противоречие можно решить с помощью методов, которые бы активизировали творческую коммуникативную деятельность детей, их самостоятельность. Для того, чтобы познакомить воспитателей  с данными методами, мы запланировали целый цикл  семинаров – практикумов по повышению компетентности  педагогов в вопросах развития связной монологической речи дошкольников в рамках постоянно-действующего семинара «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»: «Использование метода моделирования в развитии связной речи дошкольников», «Развитие творческого рассказывания методами ТРИЗ», и в том числе семинар-практикум «Обучение детей составлению диафильма», материалы которого будут представлены ниже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_na_konkurs.doc162.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_seminaru_po_rechi.ppt218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Родничок» г.Ворсма

Семинар-практикум

«Составление диафильма со старшими дошкольниками».

                                                            Подготовила:

                                                                            Храмова Наталья Юрьевна

                                                                                       старший воспитатель МБДОУ

          детского сада № 5 г.Ворсма,

                                                           1-я кв.  категория

2012 г.

Актуальность выбранной проблематики семинара-практикума

«Составление диафильма со старшими дошкольниками».

Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, рекомендованные Министерством образования России, включена задача по  формированию у детей умения самостоятельно составлять повествовательные (сюжетные) рассказы.

Но очень часто в практике, в том числе и в нашем детском саду, педагоги используют традиционные приемы и методы обучения рассказыванию: вопросы, образец рассказа (он может быть эффективен лишь на первых этапах обучения), частичный образец, план высказывания (он имеет вербальную основу, ребенок его забывает, т.к. у дошкольника развито наглядно-образное мышление). Это приводит к тому, что качество детских рассказов очень низкое.  Детям неинтересно сидеть и слушать однообразные и скучные рассказы. У дошкольников  не развивается самостоятельность, творчество. Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа-повествования, т.к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время у дошкольника должно быть развито умение составлять рассказы.

Возникшее противоречие можно решить с помощью методов, которые бы активизировали творческую коммуникативную деятельность детей, их самостоятельность. Для того, чтобы познакомить воспитателей  с данными методами, мы запланировали целый цикл  семинаров – практикумов по повышению компетентности  педагогов в вопросах развития связной монологической речи дошкольников в рамках постоянно-действующего семинара «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»: «Использование метода моделирования в развитии связной речи дошкольников», «Развитие творческого рассказывания методами ТРИЗ», и в том числе семинар-практикум «Обучение детей составлению диафильма», материалы которого будут представлены ниже.

Кроме этого, надо отметить, что психологи, исследуя понятие деятельности - подчеркивали, что условием и средством ее достижения  является творческое созидание. Это творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении (В.В. Давыдов). Педагогический процесс, в ходе которого осуществляется обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, должен рассматриваться как творческое взаимодействие взрослых и детей, детей друг с другом. И здесь как раз, на наш взгляд, будет эффективна  деятельность по  созданию  кадров диафильма, т.к. в процессе нее дети и взрослые общаются друг с другом, учатся договариваться по поводу деятельности, ее результатов.

Также очень важно (особенно в настоящий период, в связи с выходом ФГТ),  что  деятельность по созданию диафильма носит интегративный характер -  дошкольники развивают навыки в продуктивной, коммуникативной, познавательной, музыкально-художественной деятельности; осваивают содержание разных образовательных областей. Составление, озвучивание  диафильма может стать формой организации как непосредственно-образовательной деятельности, так и использоваться для упражнения детей в развитии речи в процессе  режимных моментов, самостоятельной деятельности. Сочинение диафильмов может предполагать  и включение творческой деятельности родителей.

В занятия семинара-практикума включены  задания на развитие у педагогов умения планировать и организовывать образовательную деятельность (в частности по составлению диафильма) в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная нами тема семинара-практикума  актуальна на данном этапе развития дошкольного образования и будет  интересна для педагогов нашего МБДОУ.

Список литературы.

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. – СПб.: Детство-пресс, 2007.
  2. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ Т.И. Бабаева и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010.
  3. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. - СПб.: Детство-пресс, 2005.

                                                                                     Семинар-практикум

«Составление диафильма со старшими дошкольниками».

Цель: вызвать у педагогов осознание необходимости использовать в процессе организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками создание диафильма для развития умения составлять повествовательные (сюжетные) рассказы и показать методику данной работы.

Технологическая карта занятия №1.

Цели

Действия

(способы, методы по реализации целей)

Средства

Время

Результат

1. Актуализация знаний педагогов о месте представленной формы работы (приема) в системе речевого развития дошкольников.

2. Знакомство с этапами работы по составлению диафильма.

3.Выявление эффективности  формы работы (приема) по составлению диафильмов в коммуникативном развитии детей. 4.Осознание педагогами необходимости развития у детей творческих способностей, самостоятельности, коммуникативных умений в процессе  составления диафильма;  совершенствования образовательной деятельности по реализации задачи ОО «Коммуникация» - развитие монологической повествовательной речи старших дошкольников.

1.Целевое пространство:

1.1. Постановка цели семинара-практикума,

указание на актуальность выдвинутой проблемы.

1.2. Вопросы воспитателям.

Текст доклада (вступительное слово) с включением вопросов воспитателям (приложение 1).

Слайды презентации (1и 2, см. диск)

5 мин.

Интерес и

понимание значимости  проблемы.

Постановка целей.

2.Поисковое пространство:

2.1. Экспресс-опрос «Заполни схему» (индивидуальное задание). Обсуждение.

2.2. Рассматривание и заполнение слайдов с пропусками текста по теме «Знакомство детей со структурой повествовательного рассказа» (коллективное задание).

2.3. Имитационная игра «Составляем диафильм».

Старший воспитатель в роли воспитателя группы; воспитатели в роли детей. Проигрываются этапы обучения дошкольников составлению диафильмов.

Схемы (с пустыми блоками) на каждого педагога (приложение 2), карандаши, слайд 3 презентации (см. диск).

Слайды (4 и 5): схема структуры повествовательного рассказа; таблица «Как познакомить детей со структурой повествовательного рассказа». Аналогичные схемы и таблицы на листах, на каждого педагога (приложение 3), карандаши.

Текст описания этапов работы (приложение 4).

Карандаши, фломастеры, скотч, листы бумаги, «ленты диафильма».

10 мин.

10 мин.

60 мин.

Осознание смысла понятий по теме.

Представление о подходах авторов программы «Детство» к знакомству дошкольников со структурой повествовательного рассказа.

Знания об этапах обучения детей составлению диафильма. Умение включаться в обсуждение, в общую работу, высказывать свою точку зрения. Умение отслеживать ситуацию изнутри, встать на позицию «я-воспитанник».

3.Рефлексивное пространство:

3.1. Заполнение таблицы «Какие интегративные качества развиваются у ребенка в процессе составления диафильмов» (воспитатели оценивают себя  в роли ребенка).  

3.2. Выводы по теме семинара. Домашнее задание «Конкурс диафильмов».

3.3. Упражнение  «Светофор».

Таблицы «Какие интегративные качества развиваются у ребенка в процессе составления диафильмов» (на каждого педагога, приложение 5), карандаши.

Положение о конкурсе диафильмов (приложение 6).

Круги трех цветов: красного, желтого, зеленого (по три круга  на каждого педагога). Описание упражнения (приложение 7).

 

10 мин.

10 мин.

5 мин.

Всего:

110 мин.

Умение оценить ситуацию изнутри, встать на позицию «я-воспитанник».

Осознание необходимости повышать свое профессиональное мастерство в данном направлении.

Осознание личного отношения к проблеме, осмысление полученного материала.

 

Технологическая карта занятия №2.

Цели

Действия

(способы, методы по реализации целей)

Средства

Время

Результат

1. Систематизация знаний и умений педагогов по планированию и организации детской деятельности по созданию диафильмов.    2. Развитие умения ориентироваться в своей работе на ФГТ к структуре ООП дошкольного образования.

3. Развитие умения представлять результаты своей работы другим педагогам.

4. Осознание необходимости совершенствовать свое профессиональное мастерство, развитие адекватной самооценки, стремления к самосовершенствованию

5. Развитие умения анализировать методы и приемы, применяемые в работе, находить в них достоинства и недостатки, варианты оптимального их использования.  

1.Целевое пространство:

1.1. Постановка цели занятия.

1.1. Текст вступительного слова (приложение 8).

3 мин.

Постановка целей.

2.Поисковое пространство:

2.1. Вопрос и задание  педагогам: В процессе  каких форм образовательной деятельности вы использовали с детьми составление диафильма и готовые диафильмы? Приведите примеры и скажите - с какой целью использовалась данная деятельность: 1 группа – в  НОД; 2 группа – в процессе режимных моментов; 3 группа – в самостоятельной деятельности; 4 группа – в процессе взаимодействия с родителями. Обсуждение.

2.2. Заполнение таблиц «Интеграция содержания разных ОО в процессе создания диафильма» (по подгруппам). Обсуждение.

2.3. Аукцион диафильмов: представление участниками своих диафильмов в соответствии с требованиями, изложенными в положении о конкурсе; «покупка» педагогами наиболее понравившихся диафильмов.

Карточка с формулировкой вопроса и задания (приложение 9).; листы бумаги, карандаши (по 4 шт.).

Таблицы «Интеграция содержания разных ОО в процессе создания диафильма» (приложение 10): 1 гр. – ОО «Физическая культура», «Здоровье»; 2 гр. – ОО «Социализация», «Труд», «Безопасность»; 3 гр. – ОО Познание», «Коммуникация», «Чтение ХЛ»; 4 группа  - «Музыка», «Художественное творчество». Карандаши.

Алгоритм проведения аукциона (приложение 11).

Конкурсные диафильмы.

12 мин.

10 мин.

60 мин.

 

Представление о ФГТ, умение использовать данные требования в конкретной образовательной ситуации. Умение понятно излагать свои мысли. Умение осознать свои знания, навыки  организации деятельности по составлению диафильма и ставить цели на саморазвитие.

Умение представлять результаты своей работы другим педагогам. Умение  адекватно и справедливо оценивать работы других. Развитие самооценки .

3.Рефлексивное пространство:

3.1. Метод «Шесть шляп».

3.2. Представление результатов конкурса счетной группой.

3.3. Заключительное слово.

Описание методики (приложение 12). Силуэты шляп 6 цветов (красная, желтая, черная, зеленая, белая, синяя).

 Протокол конкурса

10 мин.

10 мин.

Всего:

105 мин.

Умение оценить объект с разных позиций.

Определение победителей конкурса. Умение принимать поражение и радоваться успехам других.


Приложение 1.

Вступительное слово к занятию №1.

Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, рекомендованные Министерством образования России, включена задача по  формированию у детей умения самостоятельно составлять повествовательные (сюжетные) рассказы.

Вопросы воспитателям: Чем отличается сюжетный рассказ от описательного? (он  передает динамику события и имеет четкую логику).

В ряде исследований доказана возможность обучения детей старшего дошкольного возраста повествовательному рассказыванию (Т.И. Гризик, Т.А. Ладыженская, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрин)

В программе «Детство» определены следующие умения детей старшего дошкольного возраста по данному направлению речевого развития (задачи на слайде): 

-сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования;

-в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенности сюжета;

-проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе – придумывание продолжения и конца рассказа, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе – рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы по кляксографии, по пословицам и т.д.);

-в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

-уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их.

Но очень часто в практике, в том числе и в нашем детском саду, педагоги используют традиционные приемы и методы обучения рассказыванию: вопросы, образец рассказа (он может быть эффективен лишь на первых этапах обучения), частичный образец, план высказывания (он имеет вербальную основу, ребенок его забывает, т.к. у дошкольника развито наглядно-образное мышление). Это приводит к тому, что качество детских рассказов очень низкое.  Детям неинтересно сидеть и слушать однообразные и скучные рассказы. У дошкольников  не развивается самостоятельность, творчество. Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа-повествования, т.к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время у дошкольника должно быть развито умение составлять рассказы.

Вопрос воспитателям: Как вы думаете, как можно решить возникшее противоречие?

Возникшее противоречие можно решить с помощью методов, которые бы активизировали творческую коммуникативную деятельность детей, их самостоятельность. И одним из таких методических приемов  или одной из форм организации детской деятельности  Ольга Николаевна Сомкова, автор раздела «Развиваем речь детей» программы «Детство», считает составление детьми диафильмов.

Вопрос воспитателям: В каком случае составление диафильма будет считаться приемом, а в каком формой работы?

Вопрос воспитателям: Как вы думаете, почему данный прием (форму работы) можно считать эффективным для развития повествовательной речи дошкольников?

Обобщение ответов воспитателей: О.Н. Сомкова отмечает, что в процессе составления диафильма дети овладевают умением анализировать текст, определяя его смысловые части, осваивают структуру повествовательного рассказа. Данная деятельность носит интегрированный характер, а это очень ценно и важно на современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с новыми ФГТ: развиваются все стороны детской речи, коммуникативные умения дошкольников, художественные изобразительные навыки, закрепляются знания о литературных и музыкальных произведениях, развивается умения работать как коллективно, так и индивидуально.

Составление, озвучивание  диафильма может стать формой организации как непосредственно-образовательной деятельности, так и использоваться для упражнения детей в развитии речи в процессе  режимных моментов, самостоятельной деятельности. Сочинение диафильмов может предполагать  и включение творческой деятельности родителей.

Кроме этого, надо отметить, что психологи, исследуя понятие деятельности – подчеркивали, что условием и средством ее достижения  является творческое созидание. Это творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении (В.В. Давыдов). Педагогический процесс, в ходе которого осуществляется обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, должен рассматриваться как творческое взаимодействие взрослых и детей, детей друг с другом. И здесь как раз, будет эффективна  деятельность по  созданию  кадров диафильма, т.к. в процессе нее дети и взрослые общаются друг с другом, учатся договариваться по поводу деятельности, ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что  тема семинара-практикума  актуальна на данном этапе развития дошкольного образования и будет  интересна для вас.

Приложение 2.

Прежде чем более подробно поговорить о методике составления диафильмов, предлагаю найти для данного приема место в общей системе речевого  развития дошкольников. Для этого каждому предлагаю заполнить схему. Более подробно заполняется то направление развития речи, где решаются задачи формирования умения составлять сюжетные (повествовательные рассказы).  После заполнения схемы результаты сравниваются с заполненной формой на слайде презентации.

Заполни пустые блоки схемы (заполненный вариант).

Заполни пустые блоки схемы (вариант для заполнения)

Приложение 3.

Пустые схемы, они заполняются воспитателями в процессе коллективного обсуждения при просмотре слайдов презентации.

Структура повествовательного рассказа

Знакомство со структурой повествовательного рассказа посредством анализа знакомого литературного текста

Структурные компоненты текста и их трактовка для детей

Варианты структурных компонентов в рассказах

Варианты структурных компонентов в сказках

Экспозиция: «С чего все начиналось»: надо назвать где все произошло и с кем

Завязка: «Почему все произошло?»

Развитие событий: «Как развивались события, что приключилось с героями»

Кульминация: «Самый важный/страшный/главный момент. От него зависит, плохой или хороший будет конец произведения»

Развязка: «Чем все закончилось»

Приложение 4.

Описание этапов работы над диафильмом для организации

имитационной игры «Составляем диафильм».

Старший воспитатель в роли «воспитателя» проводит НОД по созданию диафильмов (проигрываются все 4 этапа). Воспитатели в роли «детей» выполняют задания. По ходу работы старший воспитатель дает дополнительные рекомендации по обучению детей составлению диафильмов на каждом этапе.

Цели создания диафильмов (для детей):

1.Развитие умения анализировать текст, определяя его смысловые части, освоение структуры повествовательного рассказа.

2.Совершенствование умения самостоятельно пересказывать знакомый текст, составлять новый.

3.Развитие интереса к составлению диафильмов и желания «озвучивать» их.

Этапы работы.

Первый этап – коллективное составление диафильма по сюжету знакомой сказки из детских рисунков.

После прослушивания и обсуждения сказки «Гуси-лебеди» «детям» предлагается нарисовать понравившийся эпизод. «Воспитателю» необходимо позаботиться о том, чтобы содержание детских рисунков было разнообразным и отражало основные компоненты сюжета сказки. Для этого «воспитатель» сам участвует в занятии и выполняет рисунок, передавая недостающий элемент сюжета, подсказывает необходимое для будущего диафильма содержание рисунка «детям», затрудняющимся в его выборе: «Может быть, ты нарисуешь то, как Машенька пряталась с братцем в печке?» и т. п.

Из выполненных рисунков при помощи скотча составляется диафильм. При этом «дети» вспоминают последовательность сюжета, определяют его ключевые моменты, подбирают подходящие рисунки. При составлении диафильма важно, чтобы в нем нашли место все детские рисунки. Далее «детям» предлагается «озвучить» получившийся диафильм, то есть пересказать сказку по рисункам.

В дальнейшем составленный детьми диафильм может стать элементом развивающей среды и использоваться для упражнения детей в пересказе. Дети с удовольствием будут «показывать и озвучивать диафильм» друг для друга или в процессе сюжетно-ролевой игры «В семью» — для кукол.

Второй этап работы над диафильмом предполагает индивидуализацию процесса передачи знакомого содержания в рисунках. Каждому «ребенку» выдается вертикальная полоска бумаги («лента диафильма»), разделенная на пять частей («кадров») в соответствии со структурой повествования. «Детям» предлагается нарисовать свой диафильм по знакомой сказке или прочитанному рассказу. При этом следует предложить «детям» сначала изобразить первый и сразу же последний кадры диафильма, а затем заполнить середину «ленты», распределив содержание по кадрам. В выполнении диафильма «дети» могут пользоваться фломастерами, цветными карандашами или выполнить рисунки простым карандашом. Поэтому диафильмы получаются индивидуальными по содержанию и форме исполнения, хотя могут отражать один и тот же текст. После выполнения «дети» сравнивают получившиеся диафильмы, находят самые интересные по исполнению, и авторы озвучивают их. Затем каждый ребенок скручивает свой диафильм в рулон, кладет в общую коробку и при желании может доставать и озвучивать его другим. Так начинает создаваться в группе детская фильмотека.

Третий этап работы над диафильмом предполагает развитие речевого и изобразительного творчества детей. Используя одну из форм творческого рассказывания, «дети» вместе с «воспитателем» коллективно придумывают новый сюжет, новых героев сказки, устанавливают логику событий и передают содержание сочиненной сказки в диафильме.

Формы организации детской деятельности повторяют первый этап: каждый ребенок изображает один из кадров нового диафильма. Однако теперь дети должны прежде договориться о внешнем виде героев (ведь они общие для всех рисунков), определить количество кадров, установить их последовательность, распределить их между собой для выполнения. Это развивает коммуникативные умения детей, активизирует формы полилогической речи, воспитывает самостоятельность, умение сделать выбор, ответственность за качество выполнения части общей работы.

Четвертый этап предполагает самостоятельную индивидуальную работу ребенка над содержанием, логикой сюжета своего сочинения и формой его исполнения: каждый «ребенок» самостоятельно придумывает содержание диафильма и изображает его. Педагог обязательно фиксирует придуманный рассказ или сказку «ребенка», записывая или используя диктофон, помогает ребенку определить количество кадров. «Ребенок» сам выбирает «пленку» нужной длины, делит ее на кадры и приступает к работе над созданием своего диафильма. «Воспитатель» может сопровождать индивидуальную детскую деятельность, поддерживая интерес к созданию диафильма (предлагая неожиданные приемы изображения, подсказывая речевые и изобразительные способы передачи характера героя, его настроения), стимулируя творческое воображение и фантазию, предупреждая ошибки (при распределении кадров часто не хватает места для передачи всего придуманного содержания), помогая преодолеть трудности (помочь придумать название диафильма, сделать надписи, вспомнить продолжение сюжета и др.).

Индивидуальные детские диафильмы пополняют общую фильмотеку группы и становятся хорошим пособием для

упражнения детей в творческом рассказывании. Дети могут озвучивать диафильмы друг друга, используя при этом собственные лексику, синтаксические формы и собственные средства выразительности. Озвучивание диафильмов может стать традиционным компонентом педагогического процесса развития речи в старшей группе и еженедельно (вечером) использоваться для упражнения детей в речевых формах в условиях развивающей среды. Сочинение диафильмов может предполагать включение творческой деятельности родителей. На этапе самостоятельного сочинительства можно предложить нарисовать диафильм по сочиненной ребенком сказке вместе с родителями дома. Это позволит продемонстрировать родителям творческие речевые возможности ребенка, привлечь их к сотворчеству и сотрудничеству с ним.

Приложение 5.

Задание воспитателям: После имитационной игры предложить воспитателям выделить - какие интегративные качества развились у них (как у детей) в процессе работы над составлением диафильмов. Для этого им предлагается заполнить таблицу.

Интегративные качества (по ФГТ)

Примеры развития интегративных качеств в процессе составления диафильмов

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Эмоционально отзывчивый.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Приложение 6.

                                                                                                              Утверждено:

                                                                                                                                     Зав. МБДОУ детского сада №5 г. Ворсма

                                                                                                                                      _____________________Анисимова В.А.

                                                                                                                                      Пр.№_____от_______________________

Положение о конкурсе (аукционе) диафильмов.

  1. Общие положения.

      1.1. Конкурс диафильмов (далее конкурс) проводится в МБДОУ детском саде №5 г.Ворсма с целью создания условий для  развития связной речи дошкольников.

  1. Задачи конкурса.

- Повышение интереса воспитателей к составлению диафильмов с детьми, профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития связной речи детей.

- Развитие творческих способностей педагогов, детей, родителей.

-Совершенствование деятельности педагогов по  обогащению предметно-развивающей среды для реализации ОО «Коммуникация».

      2. Порядок проведения и участники конкурса.

      2.1. Работы принимаются  с _________________по _________________., подведение итогов _____________________.

      2.2. В конкурсе принимают участие воспитатели ДОУ.

      2.3. Подведение итогов осуществляется в процессе проведения «аукциона диафильмов».

      3. Номинации конкурса.

      3.1. Диафильм по творческому коллективному рассказу (сказке) педагога и детей, детей и родителей.

      3.2. Диафильм по творческому индивидуальному рассказу (сказке) ребенка.

Педагоги могут представить два диафильма по разным номинациям.

      4. Требования к диафильмам.

Диафильмы должны соответствовать следующим требованиям:

 - эстетичность оформления, качественное выполнение иллюстраций;

- наличие и качество творческого рассказа к диафильму;

- соответствие содержания рассказа представленным слайдам диафильма;

- оригинальность содержания диафильма;

-наличие сопроводительной информации для предоставления диафильма: авторы (автор) диафильма; краткая информация о том, как создавался диафильм (в рамках реализации содержания какой темы; в процессе каких форм образовательной деятельности; основные задачи создания диафильма; где будет в дальнейшем использоваться созданный диафильм).

        5. Подведение итогов.

        4.1. Оценка конкурсных работ будет проводиться в виде «аукциона» - педагоги «покупают» два наиболее понравившихся им диафильма (они должны соответствовать всем требованиям в наибольшей степени) в разных номинациях  

         4.2. Оцениваются работы с помощью фишек (1 фишка  - 1 балл). Каждый участник аукциона может сделать два выбора, но в разных номинациях.        

        4.3. Для разрешения разногласий, которые могут возникнуть  в процессе подведения итогов «аукциона», будет создана экспертная группа в составе: Анисимова В.А., заведующий МБДОУ; Храмова Н.Ю, старший воспитатель; Полубарьева Г.Н, учитель-логопед.

        4.4. Три работы в каждой номинации, набравшие больше всего баллов (фишек) будут считаться победителями (1-е, 2-е, 3-е место).

       4.5. Победители  награждаются дипломами и денежными премиями, участники конкурса также будут поощрены денежной премией.

Ознакомлены:

Приложение 7.

Упражнение на рефлексию «Светофор».

У вас у каждого на столе по 3 кружка – красного, желтого и зеленого цвета.

С их помощью я прошу высказать свое  мнение  о полученной на семинаре-практикуме информации: итак, если вам  непонятно как использовать в работе с детьми представленный на семинаре прием работы с детьми по развитию у них связной повествовательной речи или он вам совсем не понравился, то вы поднимаете красный кружочек;  если  вам было интересно, но какие-то моменты не ясны, то вы поднимаете желтый кружок; а если вам все  понравилась, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое и будете использовать это в работе,  то вы поднимаете зеленый кружок. Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...

Спросить нескольких человек: Почему вы сделали такой выбор? (особое внимание уделить педагогам, поднявшим красный или желтый кружок).

Приложение 8.

Текст вступительного слова к занятию 2.

На прошлом занятии семинара-практикума мы познакомились с этапами работы по обучению детей составлению диафильма. Данный прием помогает ребенку  овладеть продуктивной речевой деятельностью, развиваются и различные интегративные качества дошкольника в процессе работы над созданием диафильма. Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным  в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости в общем деле. Индивидуальное создание кадров диафильма позволяет каждому попробовать силы в данной деятельности, рассказы получаются более оригинальными, так как каждый ребенок самостоятельно придумывает содержание диафильма и изображает его. Такая творческая деятельность  может не ограничиваться временными ранками НОД.  Дети могут рисовать, сочинять, оформлять слайды совместно со взрослыми или самостоятельно даже в течении нескольких дней.

Приложение 9.

Задание педагогам

Вы все уже пробовали использовать данный прием в работе с детьми. В процессе  каких форм образовательной деятельности вы использовали с детьми составление диафильма и готовые диафильмы? Приведите примеры и скажите - с какой целью использовалась данная деятельность: 1 группа – в  НОД; 2 группа – в процессе режимных моментов; 3 группа – в самостоятельной деятельности; 4 группа – в процессе взаимодействия с родителями.

Педагоги работают в подгруппах. Обсуждение задания.

Приложение 10.

Задание подгруппам «Интеграция содержания разных ОО в процессе создания диафильма».

 Мы уже говорили, что деятельность по созданию диафильма носит интегрированный характер. При этом  педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных образовательных областей  параллельно. Готовые диафильмы дети могут использовать в игровой деятельности.

Задание: Заполнить таблицу «Интеграция содержания разных ОО в процессе создания диафильма»: 1 гр. – ОО «Физическая культура», «Здоровье»; 2 гр. – ОО «Социализация», «Труд», «Безопасность»; 3 гр. – ОО «Познание», «Коммуникация», «Чтение ХЛ»; 4 группа  - «Музыка», «Художественное творчество».

ОО «Физическая культура»

ОО «Здоровье»

ОО «Социализация»

ОО «Труд»

ОО «Безопасность»

ОО «Познание»

ОО «Коммуникация»

ОО «Чтение художественной литературы»

ОО «Музыка»

ОО «Художественное творчество»

Приложение 11.

Алгоритм проведения аукциона.

1. Каждый конкурсант представляет свои диафильмы по одной или двум номинациям. В представлении необходимо:

- Указать авторов (автора) диафильма.

- Кратко рассказать  о том, как создавался диафильм (в рамках реализации содержания какой темы; в процессе каких форм образовательной деятельности; основные задачи создания диафильма; где будет в дальнейшем использоваться созданный диафильм).

- Зачитать творческий рассказ к диафильму.

  1. Педагоги выбирают (покупают) с помощью фишек понравившийся диафильм в каждой из двух номинациях.
  2. По результатам аукциона выбираются победители:  три работы в каждой номинации (1-е, 2-е, 3-е место),  набравшие больше всего баллов (фишек)

Приложение 12.

Метод «Шесть шляп».

Педагогам с помощью данного метода предлагается провести рефлексию по двум направлениям: оценить разобранный на семинаре-практикуме прием составления диафильмов и сам семинар-практикум.

Участникам подгрупп предлагается «надеть» шляпу определенного цвета и высказать свое мнение в соответствии с цветом шляпы (подготовка – 5 мин.):

Красная Шляпа (1 подгруппа). Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа (2 подгруппа). Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа (3 подгруппа). Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа (4 подгруппа). Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа (5 подгруппа). Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа (6 подгруппа). Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

После подготовки подгруппы высказывают свои мнения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Обучение детей составлению диафильма». Занятие №1 Подготовила: ст. воспитатель МБДОУ д/с №5 г.Ворсма Храмова Н.Ю.

Слайд 2

Умения детей старшего дошкольного возраста по развитию повествовательной речи (программа «Детство»): сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования; в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенности сюжета; проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе – придумывание продолжения и конца рассказа, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе – рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы по кляксографии, по пословицам и т.д.); в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности; уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их.

Слайд 3

Основные задачи развития речи дошкольника Приемы Составление диафильмов Заполни пустые блоки схемы (вариант для заполнения) Воспитание звуковой культуры речи Словарная работа Формирование грамма- тического строя речи Развитие связной речи Развитие моноло- гической речи Развитие диало- гической речи Описание Повествование Рассуждение Контаминация Речевой образец Частичный образец План высказывания Приёмы ТРИЗ Драматизация Коллективное составление рассказа Использование сюжетных картинок Инсценировка с игрушками Моделирование и схемы Комментированное рисование Реконструкция текстов Незаконченный рассказ Чтение литературы

Слайд 4

Структура повествовательного рассказа Экспозиция (обозначение героев, места и времени действия) Завязка (причина событий) Развитие событий Кульминация (самый напряженный момент) Развязка (окончание Событий)

Слайд 5

Структурные компоненты текста и их трактовка для детей Варианты структурных компонентов в рассказах Варианты структурных компонентов в сказках Экспозиция: «С чего все началось»: надо назвать, где все произошло и с кем «В одном городе жили-были два друга – Коля и Сережа. Они ходили в один детский сад» «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба» Завязка: «Почему все произошло?» «Однажды в группу принесли красивую новую машину…» «Снесла курочка яичко, не простое, а золотое» Развитие событий: «Как развивались события, что приключилось с героями» «Все дети по очереди брали машину, открывали дверцу, крутили колеса и передавали следующему…» «Дед бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила» Кульминация: «Самый важный момент. От него зависит, плохой или хороший будет конец произведения» «Коля взял машину, пеервернул ее вверх колесами, хотел разглядеть ее получше, и вдруг раздался ужасный грохот. Это упала новая машина…» «Мышка побежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось…» Развязка: «Чем все закончилось» «…и только Сережа не ругал плачущего Колю. Он подошел и незаметно взял его за руку. Коля с благодарностью посмотрел на друга» «Плачет дед, плачет бааб, а курочка Ряба им говорит: «Снесу я вам яичко не золотое, а простое»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"

Данная разработка позволяет провести обзор  по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи старших дошкольников»

Материал содержит теоретическую часть и практическую в виде 7 заданий....

Семинар - практикум для воспитателей "Речевое развитие старших дошкольников".

Повышение профессиональной компетентности,  мастерства педагогов по вопросу развития речи у старших дошкольников...

Семинар-практикум для родителей с детьми старшей группы «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Обратить внимание как родителей, так и детей на важность сохранения атмосферы игровой деятельности с обучающим уклоном.Настроить на совместную работу.Укрепить детско-родительские отношения.Созда...

Семинар-практикум для родителей "Обучение грамоте старших дошкольников "

22 сентября в нашей группе прошёл семинар, где родители в игровой форме активизировали свои знания о звуках родного языка, словах, слоги и предложениях. Закрепили навык звукового анализа слова....

Семинар - практикум для воспитателей "Эффективные формы обучения дошкольников составлению описательных рассказов"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.Полноценное вл...