Семинар - практикум для воспитателей "Речевое развитие старших дошкольников".
консультация по развитию речи по теме

Сухарникова Анастасия Васильевна

Повышение профессиональной компетентности,  мастерства педагогов по вопросу развития речи у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №5» семинар-практикум для воспитателей «Речевое развитие старших дошкольников» Подготовила : учитель-логопед Сухарникова А.В. 2017 - 2018 уч.год

Слайд 2

Цель семинара - практикума: повышение профессиональной компетентности, мастерства педагогов по вопросу развития речи у старших дошкольников. Задачи: Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи старших дошкольников. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Слайд 3

Деловая игра «ЗНАТОКИ РЕЧИ»

Слайд 4

Придумать название команды 1 задание

Слайд 5

За каждый правильный ответ Вопросы на знание основ речи; на знание методики развития речи детей дошкольного возраста; на знание Программы «От рождения до школы», образовательной области «Речевое развитие» старших дошкольников и др.

Слайд 6

Разминка: Отвечать на вопросы быстро односложно «Да» или «Нет»

Слайд 7

Общение является ведущим средством развития речи Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. Да Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. Нет Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. Да Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. Нет Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. Нет Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. Да Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. Да Нет

Слайд 8

ВОПРОСЫ

Слайд 9

Что такое РЕЧЬ? Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь - это способность выразить свои мысли. Речь - это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы. Речь - уникальное явление, свойственное лишь человеку. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека. Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Слайд 10

Функции РЕЧИ

Слайд 11

Формы РЕЧИ

Слайд 12

Виды УСТНОЙ РЕЧИ

Слайд 13

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Вспомни и проведи пальчиковую игру

Слайд 14

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 12 10 2 1 3

Слайд 15

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 12 10 2 1 Д И А Л О Г 3

Слайд 16

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 О Л 2 О 1 Д И А Л О Г 3

Слайд 17

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 О Л 2 О 1 Д И А Л О Г 3 С К А З К А

Слайд 18

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 О Л 2 О 1 Д И А Л О Г Н 3 С К А З К А Л И З

Слайд 19

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 В О П Р О С Л 2 О 1 Д И А Л О Г Н 3 С К А З К А Л И З

Слайд 20

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 21

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я О Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 22

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 З А 13 Г А 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 23

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 О З П А 13 Ы Г Т А 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 24

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 О Б Р А З Е Ц П А 13 Ы Г Т А 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 25

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 14 9 8 11 О Б Р А З Е Ц П А 13 Ы Г Т А 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 26

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 Р 14 9 8 А 11 О Б Р А З Е Ц В П А 13 Н Ы Г Е Т А 4 Н 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О Е А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 27

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 Р 14 9 8 У К А З А Н И Е 11 О Б Р А З Е Ц В П А 13 Н Ы Г Е Т А 4 Н 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О Е А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 28

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 Р 14 9 8 У К А З А Н И Е 11 О Б Р А З Е Ц В П А 13 М Н Е М О Т Е Х Н И К А Ы Г Е Т А 4 Н 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О Е А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 29

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 Р П 14 9 8 У К А З А Н И Е О 11 О Б Р А З Е Ц В Л П А 13 М Н Е М О Т Е Х Н И К А Ы Г Е Л Т А 4 Н О 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я Г К О Е А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Слайд 30

№ Направление Вопрос Ответ 1 горизонталь Беседа двух лиц ДИАЛОГ 4 вертикаль Высказывание одного человека, представленное в устной или письменной форме. МОНОЛОГ 3 горизонталь Народно-поэтическое повествовательное произведение для пересказа СКАЗКА 2 вертикаль Прием, который позволяет оценить детский рассказ АНАЛИЗ 10 горизонталь Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения ВОПРОС 12 вертикаль Связное развернутое изложение какого-либо факта или события РАССКАЗ 5 горизонталь Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений ДРАМАТИЗАЦИЯ 9 вертикаль Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения ЗАГАДКА 14 вертикаль То, что служит основой рассказа по памяти ОПЫТ 11 горизонталь Методический прием, используемый на первых этапах обучения детей описанию картин, игрушек ОБРАЗЕЦ 7 горизонталь Изложение содержания прочитанного или услышанного текста ПЕРЕСКАЗ 6 вертикаль Рассказ описание 2-х предметов с контрастными признаками СРАВНЕНИЕ 8 горизонталь Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию УКАЗАНИЕ 13 горизонталь Система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации МНЕМОТЕХНИКА 15 вертикаль Разговор 3-х и более лиц ПОЛИЛОГ

Слайд 31

Речевые игры «Я знаю пять названий…….» Цель: Обогащение и активизация словаря детей. Задачи: Формирование представлений об окружающем; Закрепление обобщающих понятий (овощи, фрукты, деревья и т.д.); Обогащение и активизации словаря детей; Развитие логического мышления, внимания. Ход игры: Взрослый говорит «Я знаю пять названий……. ? Ребенок (на первом этапе с опорой на картинку-подсказку) называет объекты-предметы. Взрослый считает: 1…2….3….4….5….. (используйте МЯЧ)

Слайд 32

Я знаю пять названий ФРУКТОВ!

Слайд 33

Я знаю пять названий ПТИЦ ! Я знаю пять названий ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ! Я знаю пять названий ТРАНСПОРТА ! Я знаю пять названий НАСЕКОМЫХ ! Я знаю пять названий предметов ПОСУДЫ !

Слайд 34

«Картинки – загадки» Цель: Обогащение и активизация словаря детей. Задачи: Закрепление обобщающих понятий (овощи, фрукты, деревья и т.д.); Обогащение и активизации словаря детей; Развитие умения задавать вопросы, используя разнообразные конструкции; Воспитывать сообразительность, находчивость, любознательность, интерес к окружающему миру, усидчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами. Ход игры: Вариант 1: Из группы детей выбирается водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий выбирает из коробки с изображением различных предметов, картинку. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ Вариант 2: Водящий не видит изображения, а задавая вопросы детям ,должен угадать, что за предмет нарисован на картинке.

Слайд 35

На переходе улицы….. В бассейне…. ПЕШЕХОД На собственных именинах…. ИМЕНИННИК В школе….. ШКОЛЬНИК На рынке….. ПОКУПАТЕЛЬ В седле….. НАЕЗДНИК В походе…. ТУРИСТ В кинотеатре…. ЗРИТЕЛЬ ПЛОВЕЦ «Забавные превращения» Назови – в кого превратится обычный человек, если окажется:

Слайд 36

Каждый знает, что ЖЁЛТЫМ бывает… Каждый знает, что БЕЛЫМ бывает…. лимон, солнце…. Каждый знает, что СИЛЬНЫМ бывает…. Каждый знает, что СТАРЫМ бывает ….. Каждый знает, что НУЖНЫМ бывает ….. Каждый знает, что ОСТРЫМ бывает… Каждый знает, что ХРУПКИМ бывает…. Каждый знает, что НОВЫМ бывает…. «Каждый знает» Пять раз повтори начало предложения, и каждый раз добавляй новое слово

Слайд 37

Что бывает ЛЁГКИМ ? Что бывает КРУТЫМ ? лёгк ОЕ пёрышко, лёгк ИЙ характер,…. Что бывает СЛАДКИМ ? Что бывает ГОЛУБЫМ ? Что бывает КВАДРАТНЫМ ? Что бывает ХОЛОДНЫМ ? Что бывает ВОЗДУШНЫМ ? Что бывает ВЫСОКИМ ? «Что бывает….?» Ребёнок должен назвать определенное количество слов в сочетании с нужным прилагательным

Слайд 38

Что бывает СЛАДКИМ и ЛЁГКИМ ? ЗАПАХ, СОН , ЖИЗНЬ, ВАТА , БИЗЕ,…. Что бывает ЯРКИМ и ЖЁЛТЫМ ? СОЛНЦЕ, ОСЕНЬ, ЛИМОН, САРАФАН, ЦВЕТОК, ЛИСТОК, КРАСКА, ПЛАТЬЕ, ПЯТНО, СВЕТ, ….. «Что бывает….?» Ребёнок должен назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Слайд 39

А теперь не зевайте слова к слову подбирайте! ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА праздник клоун подарок музыка улыбка смех

Слайд 40

Есть сладкое слово ….. КОНФЕТА Есть быстрое слово…. РАКЕТА Есть слово с окошками… ДОМ Есть кислое слово….. ЛИМОН «Похожие слова» Подобрать существительные к прилагательному по ассоциации

Слайд 41

ВЫВОД: Доктор педагогических наук С.И. Поздеева отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: - продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, - видеть ресурсы разных этапов деятельности для развития коммуникативной компетентности детей». Различные формы работы педагога с детьми в плане развития, формирования коммуникативной компетентности принесут желаемый результат только в том случае если: - дети совместно со взрослым решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то; - обогащают , уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания; - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, не афишируя своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Слайд 42

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА          Данный семинар-практикум был проведен для воспитателей массовых групп, с целью передачи опыта по коррекции речевого нед...

Семинар – практикум для родителей Развитие речи дошкольников в играх

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речи дошкольников в свете ФГОС"...

Семинар-практикум «Составление диафильма со старшими дошкольниками».

+Очень часто в практике, в том числе и в нашем детском саду, педагоги используют традиционные приемы и методы обучения рассказыванию: вопросы, образец рассказа (он может быть эффективен лишь на ...

Семинар-практикум для воспитателей « Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

Семинар- практикум для воспитателей по развитию речи дошкольников средствами дидактических игр...

Семинар практикум для педагогов "Развитие речи дошкольников"

семинар практикум "Развитие речи дошкольников"...