Занятие по теме "Весна, приметы весны"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Селькова Елена Олеговна

Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по разделу окружающий мир в средней группе

Воспитатель Селькова Е.О.

Детский сад №174 ОАО «РЖД»

Город Новокузнецк

Тема: «Весна. Приметы весны»

Цели:

  • учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду зимой и весной;
  • уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне,
  • обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»;
  • развивать внимание, память, общую моторику;
  • воспитывать интерес и бережнее отношение к природе.

Материалы: иллюстрации перелётных птиц (грач, ласточка, скворец), мяч, презентация «Весна», картинки к игре «Зимой или весной?», сигнальные карточки синего и зелёного цвета.

Ход занятия:

1. Беседа о признаках весны.

- Ребята, отгадайте загадку:

Она была такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

То тихая, то вихрем кружится.

                                (Зима)

- Вот и закончилась зима. Какое время года наступило после зимы?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

(И. Токмакова)

- Какой сейчас месяц? Какие весенние месяцы вы знаете?

-Давайте поиграем в игру «Какой, какая, какое?» и подберём определения к словам, которые я назову.

- Какое небо весной?...голубое, ясное, чистое, безоблачное.

- Солнце какое?...весеннее, тёплое, яркое.

- Весной ветер какой?...весенний, свежий, тёплый.

- Каким становится снег весной?...тёмным, грязным, рыхлым.

- А теперь давайте подберём слова-действия.

- Что происходит со снегом весной?... снег тает, темнеет, оседает.

- Что делает солнце весной?... солнце ярко светит, пригревает, ласкает.

- Какие изменения происходят с деревьями?... на деревьях набухают почки.

- Все мы нетерпением ждали прихода весны. В старину русские люди верили, что весна потому наступает, что её издалека на своих крыльях приносят птицы.

- Ребята, а вы знаете какие птицы вернуться к нам из тёплых стран?... скворец, ласточка, грач, журавль. Как можно назвать всех этих птиц?... перелётные птицы. Воспитатель показывает картинки с изображением перелётных птиц.

2. Динамическая пауза

- Ребята, люди ждали прихода весны, пели о ней песни и водили хороводы. Давайте немного отдохнём и поиграем в русскую народную игру «Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        Идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,                                Поднимают руки вверх.

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                        Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей,                        «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,                        Медленно приседают.

А цветочки подрастают.                        Тянутся на цыпочках, руки вверх.

3. Рассказ воспитателя о весне с показом презентации.

Наступила долгожданная весна (слайд №2). Небо весной голубое, ясное (слайд №3). Солнце светит ярче, греет сильнее (слайд №4). Дует тёплый весенний ветерок. Снег темнеет, тает, становится рыхлым и грязным (слайд №5). На крышах домов висят сосульки (слайд №6). На проталинах появляются первые подснежники (слайд №7). На реках тает и трескается лёд. Начинается ледоход (слайд №8). На деревьях набухают почки (слайд №9). Из дальних стран прилетают первые перелётные птицы (слайд №10). Люди сменили зимнюю одежду на весеннюю (слайд №11). Дети рады весне. Они пускают кораблики (слайд №12). Весной люди сажают растения в городских парках, садах и огородах (слайды №13, 14).

4. Подвижно-дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

- Вы рады приходу весны? Когда люди рады приходу долгожданных гостей, они разговаривают ласково. Вот и мы поиграем в игру «Назови ласково».

Ветер-ветерок                Солнце-солнышко                Лист-листик

Капля-капелька                Облако-облачко                        Корабль-кораблик

Ручей-ручеёк                Цветок-цветочек                        Снег-снежок

Ветка-веточка                Птица-птичка                        Льдина-льдинка

Сосулька-сосулечка        Проталина-проталинка                Гнездо-гнёздышко.

5 Сравнение весенних и зимних признаков

Ребята, погода в конце зимы и ранней весной может быть похожа.

— Давайте проверим не перепутаете ли вы зиму и раннюю весну:

1) Зимой воздух холодный, а весной -…(тёплый).

2) Зимой небо пасмурное, а весной - …(ясное)

3) Зимой сугробы высокие, а весной — …(низкие).

4) Зимой солнце стоит низко, а весной - …(высоко).

5) Зимой дни короткие, а весной -…(длинные).

6. Игра «Зимой или весной?»

- Ребята, а каком времени мы сегодня говорили? Предлагаю вам поиграть в игру с сигнальными карточками «Зимой или весной?»и проверить себя, свои знания об изменениях в природе весной. Я буду показывать картинки, а вам нужно будет показать синий сигнал, если эта картинка относится к зиме, зелёный, если картинка относится к весне. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор.

Весна                                                        Зима

Подснежник на проталине                        Сугробы

Скворец в скворечнике                                Птицы в кормушке

Серый заяц                                                Медведь в берлоге

Ветка с набухшими почками                        Рябина зимой

Ласточка                                                Снегирь

Кораблик                                                Лыжи

Сосулька _                                                Снеговик

- Ребята, вы сегодня хорошо занимались, молодцы! Предлагаю выйти на прогулку и найти приметы весны на нашем участке