Коррекционно-развивающее занятие "Весна в Югре. Приметы весны"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бырдина Ольга Сергеевна

Открытое коррекционно-развивающее занятие по лексической теме «Весна. Приметы весны» (Возрастная группа 6-8 лет)

Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания о  характерных признаках весны.

Программное содержание:

1) коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить и расширить представление детей о признаках весны;

- расширить и активизировать словарь по теме;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- формировать учебные навыки;

- познакомить детей с птицей, обитающей в нашем округе «Трясогузка»;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- развивать логическое мышление,

-  развивать у детей мыслительные процессы;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать  диафрагмальное дыхание,

- развивать творческие способности,

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- воспитание стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_yugre._primety_vesny.docx131.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое коррекционно-развивающее занятие по лексической теме «Весна. Приметы весны» (Возрастная группа 6-8 лет)

Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания о  характерных признаках весны.

Программное содержание:

1) коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить и расширить представление детей о признаках весны;

- расширить и активизировать словарь по теме;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- формировать учебные навыки;

- познакомить детей с птицей, обитающей в нашем округе «Трясогузка»;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- развивать логическое мышление,

-  развивать у детей мыслительные процессы;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать  диафрагмальное дыхание,

- развивать творческие способности,

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- воспитание стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы:

- практические

- наглядные

- словесные

- игровые

Оборудование: видеопроектор; солнышко, лучики; разрезные картинки с изображением трясогузки; картинки с приметами времён года: мяч; простые карандаши, задания с шифровками; воздушный шар наполненный гелием; письмо; шоколадные медальки.

Предварительная работа: работа над эмоциональной выразительностью голоса и диафрагмальным дыханием; заучивание стихотворения «Пальцы – дружная семья»; проведение бесед о весне, а так же наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.

Ход занятия

1. Организационный момент

«Пальцы – дружная семья»
Сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия
Логопед: - Дети, к нам сегодня пришли очень уважаемые гости. Давайте подарим гостям самую тёплую и самую нежную улыбку. Сегодня у нас с вами необычное занятие.

2. Основная часть.

Упражнение «Письмо»

Создание проблемной ситуации; развитие внимания, мышления и речи.

В кабинет, где находятся дети, залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт.

Логопед: - Дети, посмотрите, что это такое? (конверт). На конверте написано «Детскому саду «Сказка», детям групп «Дюймовочка» и «Мальвина».

Логопед: - Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь лежат  письмо, жёлтый круг и какие-то полосочки,  тоже жёлтые. Сначала прочитаем письмо, что же в нём написано. 

Здравствуйте, дорогие дети!

Волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Нужно выложить из этих частей солнышко. Солнышко начнёт припекать, греть нас и  тогда оживёт, проснётся природа и наступит Весна. Вся надежда только на вас. Заранее спасибо, ваша Весна.

Логопед. Ребята, скажите, что это за фигура?

Дети. Круг.

Логопед. Какого цвета?

Дети. Желтого.

Логопед. На что же похож желтый круг?

Дети. На солнце.

Логопед. Сейчас какое время года? А почему все таки,  наступает весна, в чем ее сила?

 Дети. Солнце  согревает нас своими  лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна.

Логопед. А чего не хватает у нашего солнца?

Дети. Лучей.

Логопед. Поможем весне согреть землю?  

Дети. Да.

Логопед.  Но для того, чтобы помочь весне нужно выполнить задания.

1 Лучик - Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).

1. Все звери, люди, птицы радуются весне. Наступает оттепель, солнце ярче светит (Зажмурим левый, правый глаз).

2. «Сосулька тает.»
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

3. «Лужи»

Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

4.«Капель стучит по крыше»
Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить:
«Тдд-тдд-тдд».

5. «Лопаются почки на деревьях»
Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

6. Ветерок.

«Теплый весенний ветерок» (Подуть на лепестки цветов, горячим воздухом ШШШШ).

7. «Медведь проснулся после зимней спячки» 

(Зевают 3 раза, широко открывая рот.)

8.«Медведь очень похудел за зиму»
(Втянуть обе щеки между зубами и удерживать под счет до 10 сек.)

9. «Птенчики в гнезде ждут пищу» 

(Сделать язык чашечкой во рту удерживать под счет до 10 сек.)

10. «Голодные птенчики» 

(Максимально широко открыть рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы, произносить слоги ам-ам.)

11. «Очень вкусная пища» 

(Облизываем верхнюю и нижнюю губы по кругу.)

2 лучик – ветерок (дыхательная гимнастика)

Логопед. Ребята, кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для весны?

Дети. Март, апрель, май.

Логопед. Какая погода у нас на улице?

Дети. Холодная.

Логопед. А какой ветер дует весной?

Дети. Тёплый, весенний, холодный, ласковый и т.д.

Логопед. Давайте мы изобразим весенний ветерок. Подуем на ладошку тёплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный ветер (Вдох через нос. Выдох через рот. Щёки не надуваем.)

3 лучик - Игра «Найди ошибки» (развитие речевого слуха, мышления, связной речи).

Логопед предлагает детям найти ошибки в тексте. Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметили дети. Затем читает по одному предложению, даёт ребятам возможность найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.

Логопед. Послушайте рассказ и постарайтесь, услышать в нём ошибки.

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки- начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы – колокольчики (подснежники).

Пальчиковая гимнастика.

К нам весна-красна идет

Что с собой она несет?

Шагают пальчиками по столу.

Таянье снегов, капели,

Звон ручьев и птичьи трели,

Сонных почек набухание

И цветочков распускание.

Загибают пальцы на руке,

перечисляя признаки.

4 лучик:   Игра «Подскажи слово» (с мячом) (совершенствование грамматического строя речи).

Логопед. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму «весенний». Например, день - весенний день, погода – весенняя погода, солнце – весеннее солнце.

Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

Движение с речью.

Солнце, солнце, выходи

Шагают на месте.

И всю землю освети!

Идут по кругу.

Чтоб весна скорей настала

Останавливаются и опускают руки вниз.

Чтобы нам теплее стало,

Дети трут плечи.

Чтоб капели звонко пели,

Движение кистей рук, имитирующие

падение капель.

Чтоб весной ручьи звенели,

Волнообразные движения руками.

Чтоб цветочки распускались,

Имитируют движения руками.

С юга птицы возвращались.

Взмахивают руками.

Солнце, солнце, землю грей!

Хлопают в ладоши на каждое слово.

Пусть весна придет быстрей!

5,6,7 лучик – игра «Шифровщики» (совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).

Логопед.  Я вам раздаю шифровки, нужно их разгадать, как только мы разгадаем слово, появиться лучик на солнышке.

(Слова весна, зима, лето). Звуковой анализ слов с помощью фишек зелёного, синего, красного цвета.

При разгадывании каждого слова дети выходят по очереди к мольберту и выбирают картинки с изображением того времени года, которое они разгадали.

8 лучик – составление слова по первым звукам (развитие фонематических представлений, совершенствовать умения выделять начальные звуки в слова).

Логопед. Присаживайтесь на ковёр, перед вами картинки птиц нашего края, послушайте звучание, песенки каждой птицы и попробуйте отгадать, какая птица подавала голос. Выберите из игрушек только тех птиц, которые звучали.  Кто знает, что за птица  трясогузка? Я вам сейчас расскажу.

9 лучик – чтение рассказа «Трясогузка»

Рассказ «Трясогузка»

(из книги Н. Сладкова «Под шапкой-невидимкой»)

Трясогузка небольшая птица, ростом с воробья, но очень стройная. Оперение светлое, белых и серых тонов, на горле и груди большое черное пятно, а на темени черная шапочка, белый лоб и щеки. Ноги длинные.

Трясогузка быстро ходит, ловко и быстро бегает по земле, беспрестанно потряхивая хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою весёлую песенку цины-цури.

Трясогузка – перелётная птица, одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузку чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.

Логопед. Мы с вами, живём в каком округе?

Дети. В Ханты-Мансийском округе.

В первый день лета 1 июня, сразу после весны в нашем округе отмечают «Праздник Трясогузки».

Это весеннее развлечение маленьких детей. Праздник проводят каждую весну, ведь именно после прилета трясогузок на реках начинается ледоход. По поверьям народа манси эта птица трясет своим хвостиком, чтобы разбить лед на реке.

Ханты и манси очень почитают трясогузку, считая, что она приносит счастье, они так её и называют: «йис туты вой» – душу несущая птица.  Народы Югры верят, что благодаря трясогузке дети начинают говорить – улетая на юг птичка оставляет младенцам речь. Женщины, разговаривая с трясогузкой, просят ее, чтобы она помогала детям, оберегала их.

Логопед. Ребята, названия каких перелётных птиц вы знаете?

10 лучик – выполнение зрительной гимнастики.

Логопед. Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри

Вокруг солнца обойди.

11 Лучик  – выкладывание из частей трясогузку (совершенствование зрительного праксиса и гнозиса).

 Логопед. А вот и картинка трясогузки, ваша задача из частей выложить трясогузку.

3. Заключительная часть.

Логопед. Вот и получилось у нас с вами красивое, тёплое, весеннее солнышко!!!

(Раздаётся стук  в дверь)

Весна: Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я.
Я – Весна – Красна,
Бужу землю ото сна.

Логопед. Солнце ярче светит.

Птицы с юга прилетели. Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла… (весна).

Весна: - Ребята я наблюдала за вами все путешествие, и мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы и что вы столько знаете о весне. Вы все молодцы, и за это я приготовила для вас сюрприз!

E:\2020-2021\Методическая разработка\ПЕд.совет Проект 2022 Скачочный образ Югорской земли.jpgЛогопед.  Это Весна благодарит вас за то, что вы ей помогли победить холод. Весна. - Хорошо у вас, тепло, весело, спасибо вам большое за чудесную капель, но ждут меня леса и реки, солнышко лучистое и облачко пушистое. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия «В поисках Весны»

Возраст детей: 6-7 лет.Форма проведения: групповое занятие.Цель проведения занятия: Подготовка детей к школе, используя средства лексической темы «Весна».Задачи:расширять и активизировать словар...

Календарно-тематическое планирование по теме "Весна.Приметы весны.Родной край весной."

В данном материале указаны все занятия, все виды игр, различные виды гимнастик  по данной теме....

Коррекционно-развивающее занятие "Дары осени в Югре"

Цель: познакомить детей с особенностями осеннего периода в природе родного края.Задачи:Коррекционно-обучающие:1. Обобщить и систематизировать представления об осени (характерные особенности, осен...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Лето в Югре»

Конспект коррекционно-развивающего занятия«Лето в Югре»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Лето в Югре»

Конспект коррекционно-развивающего занятия«Лето в Югре»...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Весна. Приметы весны. Весенние месяцы» П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Итоговое мероприятие: Выс

П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «В городе весна»...