Конспект коррекционно-развивающего занятия «Лето в Югре»
план-конспект занятия (старшая группа)

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Лето в Югре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto_v_yugre.docx635.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Лето в Югре»

https://cdn.culture.ru/images/ef75039f-d699-5c89-8820-f62b7fe701ae

Подготовила

 учитель-логопед

Махмудова З.А.

г. Покачи, 2021

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Лето в Югре»

Тип занятия: закрепление раннее приобретённых знаний. 

Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме «Лето».

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять  представления о  времени года «Лето».

2. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лето».

3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).

4. Совершенствовать синтаксическую сторону речи составление сложноподчинённых предложений.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Развивать диалогическую речь, слуховое внимание, зрительный гнозис и конструктивный праксис.

2. Развивать связную речь.

  1. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно – воспитательные задачи:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Методы обучения: словесные (беседа, чтение загадок), наглядные  (демонстрация наглядного материала, демонстрация видеофильма),  практические (выполнение упражнений).

Занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Планируемые предметные результаты:

- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

- умеет подбирать слова – признаки;

- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и  сложноподчиненных предложений;

-  владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

-  правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

Планируемые личностные результаты:

- проявлять положительное отношение к занятиям, желание отвечать на вопросы педагога, принимать активное участие в различных видах деятельности;

- пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на занятии.

Форма работы: групповая, совместная, самостоятельная деятельность.

Длительность занятия – 25 минут.

Современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, ИКТ – технологии, игровые технологии.

Целевая группа: дети 6-6 лет, в том числе с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи II, III уровень развития).

Интеграция с другими областями: познавательное, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование: мольберт,  предметные картинки (радуга, дождь, гроза, солнце, река, облака), ноутбук, экран,  зеркала по количеству детей, раздаточный материал (альбомные листы с изображением неба по количеству детей, полоски радуги по количеству). Презентация «Радуга».

Предварительная работа: Наблюдение за приметами наступающего лета, беседа о признаках лета. Разучивание  загадок, разучивание подвижной игры. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных  предложений) на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам посмотреть фильм «Краски радуги» (просмотр видеофильма).

Логопед. Скажите, о каком времени года говорится в этом фильме?

Дети. О лете.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами тоже будем говорить о лете. Раскрывать секреты лета. Мне пришло сообщение, что злой волшебник похитил нашу радугу, а как же лето без радуги. Ребята, вы  любите делать добрые дела? Поможете  мне вернуть нашу радугу, для этого надо выполнить семь заданий, чтобы появилась радуга и тогда наступит лето.

2. Основная часть занятия. 

Игра «Разноцветные круги» (Закрепление представлений о приметах разных времён года. Совершенствование синтаксической стороны речи: составление простых распространённых предложений).

Логопед раздает детям небольшие картинки соответствующие временам года.

Логопед. Сейчас каждый из вас положит свою картинку с приметами этого времени года на свой круг, но сначала расскажите, какое время года изображено у каждого из вас? (ответы детей).

Логопед. Вот и появилась первая дуга у нашей радуги. Какого она цвета?

Дети. Красная.

Логопед. Ребята, давайте вместе со мной, выполним упражнения для язычка, а поможет нам в это сказка «Путешествие весёлого язычка летом». Но сначала послушайте правила пользования зеркалами.

                   

Артикуляционная гимнастика по теме «Лето»

3.  Упражнения для язычка «Как язычок отдыхал на море».

Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).

Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»). 

За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком).

Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз). У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).

На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).

Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5), собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»).

Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.

Логопед. Молодцы, ребята! А у нас появилась вторая дуга нашей радуги.

Какого она цвета?

Дети. Оранжевая.

4. Отгадывание загадок.

Логопед. Я знаю, что вы учили загадки о лете. Вспомните свои загадки и загадайте друг другу. Старайтесь правильно произносить звуки, говорить выразительно и чётко.

Загадки о лете

1-й ребёнок. Он поплачет над садами-

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний……  (Ответ: дождик)  (автор  Е. Савельева)

2-й ребёнок. Заслонили тучи солнце,

Гром раскатисто смеётся.

В небе молний полоса-

Значит, началась……. (Ответ: гроза) (автор Е. Савельева)

3-й ребёнок. Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя,……. (Ответ: солнце)  (автор Е. Савельева)

4-й ребёнок. Они лёгкие, как вата,

По небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы - …. (Ответ: облака) (автор Е. Савельева)

5-й ребёнок. Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

По полям течёт…. (Ответ: река) (автор Е. Савельева)

6-й ребёнок. Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б смог я встать на мост-

Я б достал рукой до звёзд. (Ответ: радуга) (автор А. Ларин)

Логопед. Вот и третья дуга появилась, какого она цвета?

Дети. Жёлтая.

5. Динамическая пауза

Логопед. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру (учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение).

Гром гремит, гроза, грохочет-

Напугать гроза нас хочет.

(Топают ногами в такт.)

Небо было голубое-

Стало грозное, стальное.

(Качают руками над головой.)

Град горошинами бьёт,

Град гулять нам не даёт!

Но гроза всё дальше, тише,

Глуше гром и  небо чище….

(Стучат кулаками по коленям в такт.)

Загорелось полукругом

Радуга – дуга над лугом!

(Приседают, рисуют руками над головой дугу – разводят руки в стороны.)

Логопед. Вот и ещё одна дуга появилась. Какого она цвета?

Дети. Голубого.

6. Игра «Хлопаем-топаем» (Совершенствовать навык анализа речевого потока на слова)

Логопед. Чтобы появилась пятая дуга, мы поиграем с вами в игру «Хлопаем- топаем».

Логопед. Послушайте предложения о лете. Если вы согласны с выражением, хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами.

  • Летом птицы улетают на юг.
  • Летом жарко.
  • Летом в лесу много ягод.
  • Летом звенит капель.
  • Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.
  • Летом животные готовятся к зиме.
  • Январь – первый летний месяц.
  • Летом у школьников каникулы.

 Логопед. Посмотрите на экран, у нас появилась шестая дуга. Какого она цвета?

Дети. Синяя.

7. Игра «Подбери слово».

Лето (какое?)  - жаркое, знойное, холодное, теплое, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное, яркое, разноцветное, радостное.

 Солнце летом (какое?) — желтое, жаркое, яркое, теплое.

 Небо летом (какое?) — голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.

 Облака летом (какие?) — высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.

 Трава летом (какая?) — зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.

 Вода летом (какая?) — теплая, прохладная, приятная, освежающая.

 Дождь летом (какой?) — теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.

 Дети летом (какие?) — веселые, радостные, забавные, шумные.

Логопед. Посмотрите, на нашей радуге появились  все цвета.

8. Выкладывание радуги на альбомных листах бумаги (Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности).

Логопед. У вас на столах лежат листы бумаги, на которых изображено небо, по которому плывут облака и дуги радуги. Нам нужно собрать из них радугу.

Логопед. Молодцы, ребята, все справились.

Раздаётся стук в дверь, в группу входит девочка Югорское лето.

Лето: Мой вам привет, дорогие ребята! Ну что, узнали вы меня?

Я – лето красное, солнечное, ясное,

С ягодами, травами, речками, дубравами,

С дождиком весёлым, с радугой над полем.

Цветы на лугах и на клумбах горят –

Взгляните, это повсюду виден мой наряд.

Логопед.  Любуемся мы все твоим нарядом,

Нам можно постоять с тобою рядом!

И прикоснуться пальчиком чуть-чуть,

Тебе мы рады! Лето, с нами будь!

9. Музыкально - ритмическая игра   «Кого разбудило  солнышко?».

10.  Подведение итогов занятия. Оценка деятельности воспитанников.

Оснащение для занятия «Здравствуй, Югорское лето!»

Детский костюм (Югорское лето)

C:\Users\2\Downloads\20210608_113453.jpgC:\Users\2\Downloads\20210608_113359.jpg

C:\Users\2\Desktop\Методическая разработка\Лето.jpgC:\Users\2\Desktop\Методическая разработка\Лето1.jpgНаглядно – демонстрационный материал

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия по сказке «Репка»

Занятие направлено на создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей средствами театрализованной и музыкальных игр....