Главные вкладки

    Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Весна
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Мелконьян Анжела Киворковна

    Предмет: итоговое занятие по развитию речи

    Продолжительность: 30 минут

    Возраст детей: подготовительная группа

     

    Цель: развитие у дошкольников умения воспринимать образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

     

    Задачи:

    - продолжать формировать у детей умение правильно воспринимать образ весны, чувствовать настроение, отраженное художником, композитором, поэтом, писателем в своих произведениях и передавать его словом;

    - учить дошкольников передавать настроение с помощью интонации, способствовать развитию выразительности детской речи;

    - упражнять словообразованию прилагательных от существительных, развивать словарный запас.

     

    Развивающая среда: репродукция картины «Весна. Большая вода» И.Левитана, колокольчик, флажок, цветные фишки, медальки.

     

    Оборудование: запись музыкального произведения П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года», «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

     

    Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок о весне, пение песен, рассматривание и рисование пейзажных картин о весне.

     

    Ход занятия:

    1часть

    - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею, где мы познакомимся с новой картиной (дети проходят в группу, садятся на стулья по трем подгруппам).

    В группе оформлена выставка детских картин о весне. Воспитатель обращает внимание детей на рисунки, дети рассматривают их, затем рассаживаются за столы по подгруппам.

     

    - А для начала давайте послушаем музыкальное произведение П.Чайковского о времени года.

     

    Вопросы к детям:

    - Мы с вами прослушали музыку. Как вы думаете, о каком времени года? (о весне)

    - Какая музыка по характеру? (грустная, медленная, спокойная)

    - Чьи голоса слышны в этом произведении? (голоса птиц, звук капели)

     

    - А теперь послушайте, какое стихотворение написал поэт Трутнев Е. «Когда это бывает?» о весне:

     

    Голубые, синие небо и ручьи,

    В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

    На сугробах ломкие льдинки – кружева,

    Первая проталинка, первая трава.

     

    - Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении? (ответы детей).

     

    Затем воспитатель открывает картину.

     

    - Ребята, давайте с вами рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Левитан «Весна. Большая вода».

    (Рассматривание картины)

     

    Вопросы к детям:

     

    - Ребята, как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (приметы весны, изменения в природе)

    - А что художнику казалось красивым и интересным?

    - Как вы думаете, почему Левитан назвал так свою картину? (он изобразил половодье)

    - Правильно. «Половодье» - полая вода – значит большая вода. Когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из берегов. Широко, привольно, бескрайне разлилась вода так, что кажется будто она слилась с голубым небом.

    - А есть ли в картине солнце? Как вы думаете?

    - Есть. Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу, мы узнаем о нем. Солнце еще не яркое, но чувствуется его тепло.

    - А что изображено на переднем плане слева? (лодка)

    - Она стоит у согретого солнцем берега. Наверно в ней приехал художник, чтобы написать свою картину с натуры.

     

    - Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину?

    - Чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картин, от ожидания тепла и буйного расцвета природы.

     

    2 часть

    Физминутка:

     

    Раз – два – три – четыре – пять,

    В лес отправимся гулять.    (Обычная ходьба).

    На носочки дети встали, по дорожкам побежали.    (Бег на носках).

    И на каблучках пойдем,

    Через лужи перейдем.   (Ходьба на пятках).

    Отдохнули, вот и славно.

    Поговорим теперь о главном.

     

    3 часть

     

    - Ребята, послушайте пожалуйста отрывок из рассказа писателя И.Соколова – Микитова «Лесные картинки» :

     

          «Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птиц. Звенят под деревьями веселые ручейки. Смолкой пахнут набухшие ветки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвою. Зацветет черемуха, защелкают соловьи. Прилетят и закукуют кукушки. Побегами молодой травы покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»

     

    Вопросы к детям:

    (работа с детьми по подгруппам)

     

    - Какими словами автор назвал весну? (радостна, шумна, пахуча, хороша)

    - Какие слова можно образовать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянка)

    - О чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река)

    - А о чем можно сказать весенний? (ручеек, сад, снежок)

     

    - А о чем можно сказать весеннее? (солнце, небо, облако)

    - А теперь назовите признаки весны. Какая она? (теплая, красивая, горячая, солнечная, голубая)

    - Какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое)

     

    - МОЛОДЦЫ!

     

    4 часть

     

    - Ребята, хотите поиграть? Становитесь дружно в круг. Посмотрите, у меня есть звонкий колокольчик:

     

    Колокольчик расписной

    Он всегда, всегда со мной.

    Дин – дон, дин – дон

    Раздает заданья  он!

     

    - Ребята, о весне вы знаете много стихов, загадок, пословиц, примет. Но говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика. Должен сказать любое предложение о весне.

     

     игра: «Кто внимательный?»

     

    - Солнце светит.

    - Весна пришла.

    - Травка зеленеет.

    - Идет дождь.

    - Шумит ледоход. (И т.д.)             - МОЛОДЦЫ!

     

    Подведения итогов

    Вопросы к детям:

    - О чем говорили на занятии?

    - Что понравилось?

    - С каким настроением заканчивается для вас занятие? Приклейте значок на доске.

     

    Варианты значков:

    - «Солнышко» - на душе светло, радостно.

    - «Тучка» – на душе пасмурно и грустно.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

    Тема: Весна

     

    Предмет: итоговое занятие по развитию речи

    Продолжительность: 30 минут

    Возраст детей: подготовительная группа

    Цель: развитие у дошкольников умения воспринимать образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

    Задачи:

    - продолжать формировать у детей умение правильно воспринимать образ весны, чувствовать настроение, отраженное художником, композитором, поэтом, писателем в своих произведениях и передавать его словом;

    - учить дошкольников передавать настроение с помощью интонации, способствовать развитию выразительности детской речи;

    - упражнять словообразованию прилагательных от существительных, развивать словарный запас.

    Развивающая среда: репродукция картины «Весна. Большая вода» И.Левитана, колокольчик, флажок, цветные фишки, медальки.

    Оборудование: запись музыкального произведения П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года», «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

    Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок о весне, пение песен, рассматривание и рисование пейзажных картин о весне.

    Ход занятия:

    1часть

    - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею, где мы познакомимся с новой картиной (дети проходят в группу, садятся на стулья по трем подгруппам).

    В группе оформлена выставка детских картин о весне. Воспитатель обращает внимание детей на рисунки, дети рассматривают их, затем рассаживаются за столы по подгруппам.

    - А для начала давайте послушаем музыкальное произведение П.Чайковского о времени года.

    Вопросы к детям:

    - Мы с вами прослушали музыку. Как вы думаете, о каком времени года? (о весне)

    - Какая музыка по характеру? (грустная, медленная, спокойная)

    - Чьи голоса слышны в этом произведении? (голоса птиц, звук капели)

    - А теперь послушайте, какое стихотворение написал поэт Трутнев Е. «Когда это бывает?» о весне:

    Голубые, синие небо и ручьи,

    В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

    На сугробах ломкие льдинки – кружева,

    Первая проталинка, первая трава.

    - Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении? (ответы детей).

    Затем воспитатель открывает картину.

    - Ребята, давайте с вами рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Левитан «Весна. Большая вода».

    (Рассматривание картины)

    Вопросы к детям:

    - Ребята, как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (приметы весны, изменения в природе)

    - А что художнику казалось красивым и интересным?

    - Как вы думаете, почему Левитан назвал так свою картину? (он изобразил половодье)

    - Правильно. «Половодье» - полая вода – значит большая вода. Когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из берегов. Широко, привольно, бескрайне разлилась вода так, что кажется будто она слилась с голубым небом.

    - А есть ли в картине солнце? Как вы думаете?

    - Есть. Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу, мы узнаем о нем. Солнце еще не яркое, но чувствуется его тепло.

    - А что изображено на переднем плане слева? (лодка)

    - Она стоит у согретого солнцем берега. Наверно в ней приехал художник, чтобы написать свою картину с натуры.

    - Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину?

    - Чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картин, от ожидания тепла и буйного расцвета природы.

    2 часть

    Физминутка:

    Раз – два – три – четыре – пять,

    В лес отправимся гулять.    (Обычная ходьба).

    На носочки дети встали, по дорожкам побежали.    (Бег на носках).

    И на каблучках пойдем,

    Через лужи перейдем.   (Ходьба на пятках).

    Отдохнули, вот и славно.

    Поговорим теперь о главном.

    3 часть

    - Ребята, послушайте пожалуйста отрывок из рассказа писателя И.Соколова – Микитова «Лесные картинки» :

          «Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птиц. Звенят под деревьями веселые ручейки. Смолкой пахнут набухшие ветки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвою. Зацветет черемуха, защелкают соловьи. Прилетят и закукуют кукушки. Побегами молодой травы покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»

    Вопросы к детям:

    (работа с детьми по подгруппам)

    - Какими словами автор назвал весну? (радостна, шумна, пахуча, хороша)

    - Какие слова можно образовать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянка)

    - О чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река)

    - А о чем можно сказать весенний? (ручеек, сад, снежок)

    - А о чем можно сказать весеннее? (солнце, небо, облако)

    - А теперь назовите признаки весны. Какая она? (теплая, красивая, горячая, солнечная, голубая)

    - Какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое)

    - МОЛОДЦЫ!

    4 часть

    - Ребята, хотите поиграть? Становитесь дружно в круг. Посмотрите, у меня есть звонкий колокольчик:

    Колокольчик расписной

    Он всегда, всегда со мной.

    Дин – дон, дин – дон

    Раздает заданья  он!

    - Ребята, о весне вы знаете много стихов, загадок, пословиц, примет. Но говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика. Должен сказать любое предложение о весне.

     игра: «Кто внимательный?»

    - Солнце светит.

    - Весна пришла.

    - Травка зеленеет.

    - Идет дождь.

    - Шумит ледоход. (И т.д.)             - МОЛОДЦЫ!

    Подведения итогов

    Вопросы к детям:

    - О чем говорили на занятии?

    - Что понравилось?

    - С каким настроением заканчивается для вас занятие? Приклейте значок на доске.

    Варианты значков:

    - «Солнышко» - на душе светло, радостно.

    - «Тучка» – на душе пасмурно и грустно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

    Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

    Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».

    Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

        Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах» Программное содержание: - закрепить представление детей о книжной граф...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

    Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

    Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Весна пришла, весне дорогу"

    Закрепление знаний о характерных признаках весны, о поведении животных, птиц. Проговаривание скороговорок,стихов,отгадывание загадок....

    Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Дружба Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

    Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: ДружбаКонспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»...

    Занятие комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Путешествие в страну сказок"

    Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением....