Методическая разработка по лексической теме "Грибы".
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Грибы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_po_leksicheskoy_teme.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по лексической теме «Грибы»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться,
ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе). Совершенствование элементарных математических представлений, навыка счета в пределах пяти.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, корзинка с плоскостными изображениями грибов, картинка-загадка «Что ты видишь?», рабочие тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами.
Предварительная работа. Рассматривание предметных картинок с изображениями съедобных и ядовитых грибов.

Ход занятия

1. Организационный момент.  [Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат яркие плоскостные изображения грибов.
Логопед: Возьмите по одному грибу, название которого вы знаете, и пройдите за стол.
Дети берут по одному грибу и встают рядом со своими стульчиками, стоящими вокруг стола.
Логопед помещает на наборное полотно картинку-загадку (рисунок).
Логопед: Сейчас сядет тот, кто увидел свой гриб на картинке-загадке.
Трое детей садятся.
Логопед: Почему ты не села, Ириша?
Ребенок: У меня лисичка. Ее нет на картинке.
Логопед: Верно. Садись. А какие грибы есть у меня на картинке, но их нет у вас?
Дети: На картинке есть опята.
Логопед: Правильно. Вот какие вы внимательные!

2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
Для губ:
1. «Улыбка»;
2. «Трубочка»;
3. Чередование «улыбка-трубочка»;

Для языка:
4. «Лопаточка» – «Иголочка»;
5. «Маятник» – рот открыт, движения высунутого языка вправо и влево.
6. «Катушка» – опустить кончик языка за нижние зубы и надавливать на них.
7. «Вкусное варенье» – круговое облизывание губ кончиком языка.
8. «Змейка» – сильное высовывание языка изо рта, а затем возможно более глубокое втягивание его вглубь ротовой полости, так чтобы кончик языка стал незаметным.
9. «Почистим зубки» – облизывание зубов под верхней и нижней губой.
10. «Качели» – поднимание и опускание широкого языка на верхнюю и нижнюю губу, на верхние и нижние губы.
11. «Горка» – рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает им, что нужно сесть правильно, выпрямив спины, положив спокойные руки на колени, а сам садится за спинами детей так, чтобы они хорошо видели его лицо.
Логопед: Сейчас мы с вами будем делать упражнения. Посмотрите, как делаю его я.
Логопед выполняет упражнение. Дети наблюдают за ним. Теперь давайте сделаем упражнение вместе.

3. Упражнение «За грибами».
Логопед помещает на коврограф плоскостные изображения грибов, которые выбрали дети.
Логопед: Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете?
Дети: Подберезовик, сыроежка, волнушка, груздь.
Логопед помещает плоскостные изображения названных грибов на коврограф.
Логопед: Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какой гриб здесь лишний и почему?
Дети: Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.
Логопед убирает изображения грибов.
Логопед: А какие еще несъедобные грибы вы знаете?
Дети: Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.
Логопед: Молодцы. Вы хорошо знаете съедобные и ядовитые грибы. С вами можно идти за грибами. Послушайте загадку «За грибами» и помогите мне решить задачу.
Только я в кусты зашла -
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов?
Дети: Пять грибов.
Логопед: Перечислите их названия.
Дети: Подосиновик, две лисички, боровик, моховик.
Логопед: Верно. Молодцы!

4. Подвижная игра «По ягоды».
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг.
Логопед: В осеннем лесу мы можем найти не только грибы, но и ягоды. Какие ягоды можно собирать в лесу осенью?
Дети: Клюкву.
Логопед:
Давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.
Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держат руки на поясе.
Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой касаются
носка левой ноги, не сгибая колен.
Раз, два, три, четыре, пять, Опять маршируют по кругу.
Мы опять идем искать. Наклоняются, правой рукой касаются носка левой ноги,
не сгибая колен

5. Упражнение «У кого сколько?»
Логопед: Сосчитайте грибы у себя и расскажите, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое предложение.
1-й ребенок. Я нашел три подберезовика.
2-й ребенок. А у меня два груздя.
3-й ребенок. Я нашла четыре волнушки.
4-й ребенок. А я нашла пять лисичек

6. Составление описательных рассказов:
Что это?
Где растет?
Под каким деревом?
Строение. Цвет, форма Величина.
В каком виде употребляем?
7. Работа в тетради (раскрашивание, штриховка грибов)
Логопед ставит на стол стаканчик с карандашами.
Логопед: Что вы видите на страничке?
Логопед. Послушайте загадку. О чём она?
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке? (гриб)
Дети выполняют штриховку, раскрашивают грибы.
III. Окончание занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физич...

Электронно-методическая разработка по лексической теме "Грибы"

Электронно-методическая разработкапо теме «Грибы». Цель данного пособия:·       С помощью просмотра слайдов на большом экране, детских обучающих мультфильмов на данн...

Методическая разработка по лексическим темам. Образовательная область коммуникация вторая младшая группа.

Корекционная разработка по лексическим темам во второй младшей группе, даёт возможность педагогам планировать образовательную деятельность по развитию речи....

Методическая разработка занятия «Лексические единицы и речевые образцы по теме «Еда»

Закрепление лексических единиц и речевых образцов по теме «Еда», знакомство с новыми лексическими единицами....

Методическая разработка по лексической теме "Деревья".

Логопедическое занятие лексическая тема : «Деревья» ...

Собственная методическая разработка по лексической теме:"Посуда"(старшая группа)

Занятие в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Посуда».Цель: Формирование и развитие умения у детей с ОНР III ур. строить развёрнутые связные высказывания на основе использования в...

Собственная методическая разработка по лексической теме:"Осень"(старшая группа)

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе "Осень"Цель:. Уточнить и расширить представления об осени и ее приметахЗадачи:1. Коррекционно-образовательные·...