"Мир народных образов"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с историей народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.

2. Рассказать о семье как форме объединения людей, родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи.

3. Рассказать о народном костюме, его значении в жизни людей.

4. Приобщать детей к народной культуре и образцам народного искусства.

5. Познакомить с деталями-оберегами в костюме прошлых лет в современном платье.

6. Словарная работа: ввести в словарь детей новые слова: “панева”, “кокошник”, “оберег”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Мир народных образов"

Программное содержание: 

  1. Продолжать знакомить детей с историей народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.
  2. Рассказать о семье как форме объединения людей, родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи.
  3. Рассказать о народном костюме, его значении в жизни людей.
  4. Приобщать детей к народной культуре и образцам народного искусства.
  5. Познакомить с деталями-оберегами в костюме прошлых лет в современном платье.
  6. Словарная работа: ввести в словарь детей новые слова: “панева”, “кокошник”, “оберег”.

Демонстрационный материал: 

  • кукла Аленушка, интерьер русской избы, образцы одежды девушек в русских сарафанах.

Раздаточный материал: кисточки, ватные палочки, трафареты русских сарафанов по количеству детей в группе.

Ход занятия

Воспитатель входит в комнату сказок с детьми

Воспитатель: “Посмотрите, дети, куда это Алёнушка нас пригласила?

Дети: к себе домой.

Воспитатель: “На что похоже все, что здесь находится?”

Дети: на  русскую избу

Воспитатель: “Проходите, пожалуйста, гости дороги, усаживайтесь поудобнее”. Как вы думаете, кто раньше жил в избе?

Дети: В избе жили люди.

Воспитатель: Сегодня мы побываем в прошлом и узнаем, как люди жили в старину. Как же люди жили: по одному или вместе, семьями?

Дети: Вместе семьей.

Воспитатель: А что такое семья? (ответы детей)

Перечислите, кто живет в семье. (ответы детей)

Все, кого вы назвали, - это родственники, которые живут вместе, и есть семья.

Аленушка  “В те прошлые времена семьи были большими. Под одной крышей, в одной избе жили папы, мамы с детьми и бабушки с дедушками А чем же они занимались?”

Дети: Работали, пахали землю, ходили на охоту, ловили рыбу, вели хозяйство, растили детей, ухаживали за животными.

Аленушка : Старшие учили молодых “уму-разуму”. В семье все подчинялись старшему.

Посмотрите на эти картинки и скажите, какие обязанности выполняют члены семьи?

Кого так внимательно слушают дети?

Дети: Дети слушают бабушку.

Аленушка : Что же им рассказывает бабушка?

Дети: Сказку, историю.

Аленушка : А кто думает по-другому?

Что делает дедушка?

Дети: Учит детей.

Аленушка : Кто дополнит?

Чем занимается эта бабушка?

Дети: Готовит кушать.

Аленушка: А что она может готовить кушать?

Дети: Дети, поднимите руки, у кого в семьях живут бабушки и дедушки!

Аленушка: Как хорошо жить в семье, где есть бабушки и дедушки: это воспитывает друг друга.

Аленушка: “Ведь люди в прошлые времена не только работали. В праздники и выходные дни то, кто хорошо работал, тот хорошо и отдыхал. Не зря есть пословица: “Кончил дело - гуляй смело”. Очень любили девушки и парни водить хороводы.

(Дети стоят, а воспитатель берет Аленушка).

Аленушка: “Ребята, а в чем же ходили люди, когда жили в избах?”

Воспитатель:. Рассмотрите девушек, которые здесь изображены. Во что они одеты?

Дети: “Одеты в сарафаны, кофты, шапки”.

Воспитатель: Кто дополнит? (вопрос по ходу)

Посмотрите, сарафаны широкие, кофты просторные. Так было принято на Руси: не показывать свое тело. У всех девушек сарафаны и кофты.

Вот эта красивая кофта называется понева. Повторим вместе это новое слово. Головной убор - это кокошник.

Когда девушки надевали кокошник, то волосы прятали под него. Давайте вместе повторим это незнакомое слово.

Одежда имела большое значение в жизни людей. Шили одежду из разных тканей: холста, атласа, парчи.

Чем же украшали одежду?

Дети: Тесьмой, лентами, полосками, оборками, пуговицами, вышивкой, бусами, блестками.

Воспитатель: Все, что мы с вами перечислили, и называлось оберегами. Повторим это новое слово вместе.

Обереги, как считалось, оберегали человека от болезней и дурного глаза. Посмотрите, а у кого на одежде есть обереги? А может, у наших гостей есть они на одежде?

Посмотрите, какой из этих нарядов праздничный, а какой - повседневный?

Синий - праздничный, а красный - повседневный.

Почему вы так думаете? (заслушивает ответы детей).

Послушайте слова: красивый, красный. Они похожи по звучанию. В праздник всегда старались надеть что-то красное. Не зря говорят “Красны девицы”. Это значит - красивые.

Чем же эти наряды отличаются друг от друга?

Дети: Цветом, отделкой.

Воспитатель: Обратите внимание, как по-разному украшены сарафаны: повседневный скромно, а праздничный - нарядно и расписан по груди и по подолу. Рисунок ритмичный; состоит из повторяющихся элементов. Перечислите детали рисунка.

Дети: Листья, ягоды, геометрические фигуры.

Воспитатель: Как же называется украшение отделки сарафана?

Дети: Орнамент.

Воспитатель: Там, где листья и цветы, - это какой орнамент?

Дети: Растительный.

Воспитатель: Как можно назвать орнамент из элементов геометрических фигур?

Дети: Геометрический орнамент.

Аленушка “Мне нравятся узоры на этих сарафанах. А вы хотите украсить по-своему, красиво сарафаны?”

Дети: “Да”.

(Воспитатель предлагает детям вернуться в группу выбрать трафареты сарафанов. Дети садятся).

Воспитатель: “Закройте глаза и превратитесь в художников. Раз, два, три! Начинайте рисовать”

Практическая часть.

Аленушка по ходу занятия задает вопросы: Из каких деталей ты рисуешь орнамент?

Как будут чередоваться элементы орнамента? (Растительного? Геометрического?)

Оценка:

Воспитатель: “Каждый нарисовал свой сарафан. Все они получились красивые и разные. И уточняет:

А это чей сарафан?

Как ты его украшал? ....

Итог: далее воспитатель обращает внимание на внешний вид выполненной работы, аккуратность, проявление творчества, интересные решения.

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ родной природы в народном творчестве". Проектная деятельность в ДОУ

«Ценность природы – неотъемлемая часть духовно-нравственного  воспитания дошкольников»Лосик Инна СтепановнаСтарший воспитатель д/ с № 1776...

Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни  средствами народной оздоровительной педагогики....

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...