Познавательное занятие в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моё имя».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Жукова Татьяна Николаевна

Тема: «Я и моё имя».

Цель: познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени; вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться. Вызывать у детей интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.

Оборудование: ребусы, мяч, фотографии с изображением  знаменитых людей, рассказ О.Кириллова «Книга ласковых имён»; песни в которых упоминаются имена.

Ход занятия:

1.     Загадка.

- Ребята, я хочу загадать вам русскую народную загадку: «Без чего человеку жить нельзя?».

Несмотря на то, что у нас много общего, всё – таки у нас есть что – то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает от других. Что это?

Человеку нельзя жить без имени. У каждого человека ест своё имя. Для чего оно даётся?

Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.

Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, мудрыми, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир(любящий мир), Людмила(милая людям), Надежда, Вера, Любовь – всё это древнерусские имена. По имени немало можно узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.

- Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли. Без имени было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена.

2.Разгадывание ребусов. Какие имена здесь зашифрованы?

3. «Шифровальщики». Каждый ребёнок расшифровывает имя.

О   Я  К  Л               Ё А М Т

2   4   1   3                2  4  3   1

 

Это неполные имена. А ещё человека можно назвать полным именем.

4.Игра «Назови полное имя».

«Сейчас я Ваня, вырасту, буду Иван».

5. «Назови своё отчество».

Если меня зовут Елена Михайловна, то как зовут моего папу? А как твоё отчество?

А какое отчество будет у ваших детей?

6. Знакомство с ласковыми именами.

Каждого человека можно назвать по имени ласково. Сейчас я вам прочту рассказ О.Кириллова «Книга ласковых имён».

КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЁН

Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.

- Ты чего горюешь? – спросил я.

- О – о – о – х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.

- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал я.

Вернувшись с книгой, я открыл её на странице с именем «Светлана» и прочитал:

- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.

Как только я произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.

- Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.

- А разве они тоже?.. – спросил я уже на бегу.

- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…

Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.

- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.

И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь её ласковых имён:

- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.

- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, ещё не совсем поверившая в своё спасение.

- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имён», - сказал я. – В нём найдёте все ласковые имена.

- Как звали девочек? Какие ласковые слова их расколдовали?

Назовите своего друга ласковым именами «расколдуйте его».

7. Значение имени.

А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое значение?

Например: Александр – мужественный, сильный, смелый.

Алексей – защитник.

Ирина – мирная, добрая, ласковая.

Может быть, кто-нибудь, знает, как переводятся ваши имена?

8. Знакомство со знаменитыми людьми.

Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена.

Как называют таких людей? (Тёзки).

А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых такое же имя, как у вас?

Человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

9. Разыгрывание этюдов. «Ситуация знакомства», «Представь своего друга».

10. Игра-загадка «Раздаём имена».

Кому какое имя-характеристика подойдёт: «Веселушка», «Грустиночка», «Сластёна», «Отважный», «Непоседа».

11. Итог.

О чём мы сегодня говорили?

Скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию и речевому развитию «С чего начинается Родина?»

18 марта 2015 года случилось великое событие - Крым вернулся в Россию!!!  Этому событию приурочено занятие на неделе  "Крымская весна"....

Занятие в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Я и мое имя"

Цель:  Познакомить детей с происхождением имен, их смысловой значимостью, подчеркнуть интернациональность имен.Задачи: Закрепить знания о том, что у каждого человека есть сво...

Занятие с детьми подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию "Память в наших сердцах"

Цель - формирование у детей чувства патриотизма, уважение к подвигам советског народа во время Великой Отечественной Войны....

Конспект открытого занятия по ХЭР в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Роспись посуды(тарелочки) башкирским орнаментом"

Сформировать у детей понятие о башкирском народном орнаменте,его элементах,симметрии и цвете.Выявить отличительные признаки....