«Театрализованная деятельность как фактор коррекции речи дошкольников с ОНР»
статья по развитию речи

Рожкова Ольга Викторовна

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок…» В.Сухомлинский 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelost.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Театрализованная деятельность как фактор коррекции речи дошкольников с ОНР».

 «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок…» В.Сухомлинский

Слайд 2 Особенностью детей с ОНР является низкий уровень самоконтроля за собственной речью. Детям-логопатам тяжело заучивать и припоминать что-либо, следить за своим произношением. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной скованности, интерес должен быть не затухающим, а постоянно растущим.

Использование элементов театрализованной деятельности позволит педагогу эмоционально раскрепостить детей, снять у них зажатость, заторможенность, обучить чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Следует отметить, что театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.

          Таким образом, мною был составлен кружок: «Театральные ступеньки для детей разновозрастной группы с ОНР».

Слайд 3 Главной целью кружка является - создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Тем не менее, театрализованные игры как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагают развития профессиональных актерских умений.

Слайд 4  Исходя из основной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Образовательные: (на экране)

  • Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).
  • Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
  • Обогатить и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

Слайд 5

2. Воспитательные:

  • Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  • Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами.
  • Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

3. Коррекционные:

  • Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики;
  • Развитие интонационной стороны речи; Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Слайд 6.  Исходя из разнообразия разных методик изучения эмоционального развития детей в качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценки эмоционального состояния ребенка я использовала наблюдение за детьми на занятиях, в играх, свободной деятельности. Кроме этого, детям предлагались 3-и задания по обследованию эмоциональной лексики (автор - Скотникова Е.С., логопед, г. Асбест, Свердловской обл.).

Обследование эмоциональной лексики.

          Задание №1 Ребенку предлагается произнести фразу “У меня есть собака” с разной интонацией.

  • 1. Ты давно мечтал иметь собаку, но мама и папа всегда говорили: “Подрастешь, купим тебе собаку”. Шло время, и наконец настал твой день рождения. Родители купили тебе собаку, ты очень обрадовался, бегал по квартире и радостно кричал: “У меня есть собака!!!”
  • 2. В вашей семье давно живет собака. Сначала она была молодая, веселая, сильная, потом она постарела и заболела. Собака все время лежит и стала очень грустной. Тебе очень жалко свою собаку, и ты всем грустно говоришь: “У меня есть собака”.
  • 3. Ты, твой папа и твоя мама живете в большом загородном доме. Вам нужна собака, чтобы охранять дом, но вы никак не можете ее купить. Однажды вам предложили взрослую собаку, и вы ее взяли. Эта собака оказалась очень злой, она бросается не только на тех, кто приходит в ваш дом, но и на вас. Ты очень боишься собаки и поэтому со страхом говоришь о ней: “У меня есть собака”.
  • 4. Тебе на праздник подарили собаку. Сначала она тебе понравилась, но потом собака стала все портить в твоей комнате. Ты очень злишься на нее и зло говоришь: “У меня есть собака”.
  • 5. Под Новый год всегда происходят какие-нибудь чудеса. Ты давно мечтаешь о собаке, всегда думаешь о ней. В новогоднюю ночь ты ищешь подарки под елкой. Вдруг один подарок зашевелился. Ты не веришь своим глазам и начинаешь развязывать подарок, а там сидит собака. Ты удивленно вскликиваешь: “У меня есть собака!”

          Оценка: 3балла – допустил 1 ошибку, сам исправился; 2б – допустил 2-3 ошибки, исправился после стимулирующей помощи; 1б – допустил более 3 ошибок; 0б – отказался от выполнения заданий.

          Задание №2 А) Ребенку предлагается по картинкам назвать эмоциональные состояния грусти, радости, злости, удивления, страха и подобрать к ним синонимы (Н/Р: «Скажи по другому»).

          Оценка: 3балла – назвал без ошибок, подобрал более 3 слов; 2б – допустил 1-2 ошибки, исправился после стимулирующей помощи, подобрал 2-3 слова с помощью взрослого; 1б - допустил более 3 ошибок, подобрал 1 слово с помощью взрослого; 0б – отказался от выполнения заданий.

           Б) Ребенку предлагается подобрать антонимы. “Скажи наоборот”.

           Оценка: 3балла – подобрал самостоятельно; 2б – использовал частицу (не); слово с широким значением или синоним; 1б – подобрал слово после стимулирующей помощи допустив при этом вышеуказанные ошибки; 0 б – не подобрал ни одного слова.

            Задание №3 А) Ребенку предлагается ответить на вопросы:

  • 1. Когда тебе бывает страшно? Почему?
  • 2. Чему ты удивляешься? Почему?
  • 3. Когда ты злишься? Почему?
  • 4. Когда тебе бывает весело? Почему?
  • 5. Когда тебе бывает грустно? Почему?

           Оценка: 3балла – ответил на все вопросы и дал адекватное объяснение, почему так бывает; 2б – ответил на все вопросы, не все ситуации оценил верно; 1б – ответил не на все вопросы, не объяснил; 0б – отказался от выполнения заданий.

            Б) Ребенку предлагается оценить эмоциональное состояние героев рассказов:

  • 1. Мама – лисица ушла добывать еду, крошка – лисенок остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Скажи, как было лисенку, какое у него было настроение?
  • 2. Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье… и он не заметил, как съел все варенье. Когда мама вернулась, она спросила: “Кто съел варенье?”, на что мальчик ответил: “Кошка”. Мама спросила: “Разве кошки едят варенье?” Скажи, какое выражение было у мамы?
  • 3. Однажды косолапый мишка гулял по лесу. Он ел малину, распевал песни, любовался природой. Вдруг с высокой ели ему прямо в лоб упала огромная шишка. Мишка громко зарычал и затопал ногами. Скажи, какое выражение было у мишки?
  • 4. У девочки Ани был день рождения. Мама подарила ей большую, красивую куклу. Аня целый день играла со своей новой подружкой. Какое настроение было у Ани?
  • 5. Сегодня целый день шел дождик и во дворе никто не гулял. Вова сидел у окна и с тоской смотрел на серое и хмурое небо. Какое настроение было у Вовы?

       Оценка: 3балла – правильно оценил все состояния; 2б – допустил 1-2 ошибки, исправился после стимулирующей помощи; 1б – допустил более 3 ошибок; 0б – отказался от выполнения заданий.

Слайд 7 В результате проведенного обследования эмоциональной лексики было выявлено следующее:

Сентябрь 2014 года (нач. года) Май 2015 год (конец года) Выс. ур. – 23% (3 р.) - 56% (9 д.) Сред. ур – 31% (4 р.) -38% (6 д.) Низ. ур. - 45% (6 д.) -6% (1 р.)

Слайд 8 Направления логопедической работы:

               1 блок -

  • Развитие культуры речи:
  • артикуляционной моторики,
  • фонематического восприятия,
  • речевого дыхания,
  • правильного звукопроизношения.

              2 блок -

  • Развитие общей и мелкой моторики:
  • координации движений,
  • мелкой моторики руки,
  • снятие мышечного напряжения,
  • формирование правильной осанки.

            3 блок -

  • Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Слайд 9 ¬ Ожидаемые результаты:

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации);
  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии);
  • Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность); 
  • Умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков; 
  • Овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке. ¬

           Цикл мероприятий разработан с основной опорой на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятия проводились 1 раз в неделю в четверг (во 2-ую половину дня). Продолжительность каждого мероприятия составила 15 – 20 минут. Состав группы 5-6 детей.

Слайд 10 Знакомьтесь - это мои начинающие артисты. Они только постигают азы театральной грамоты Дети знакомятся с основными эмоциями, их внешним выражением.

Слайд 11 Дети учатся находить заданную эмоцию.

Слайд 12 Эмоционально-экспрессивные игры - ребенок определяет эмоцию, называет ее и самостоятельно изображает.

Слайд 13 Игра “Собери лицо” Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями.

Слайд 14 Игра “Угадай настроение” Дети называют настроение каждого ребенка (зверюшки), изображенных на сюжетной картинке, объясняют свою точку зрения.

Слайд 15, 16. Развитие пантомимики. Театрализованные этюды.

Слайд 17 Психогимнастические упражнения:  «Зеркало»;  «Живая скульптура».

Слайд 18 Драматизация РНС «Рукавичка» на родительском собрании к 23 февраля.

Слайд 19 Проведение праздника 1 апреля - «День смеха».

Слайд 20 Показ кукольного театра «Колобок» для воспитанников младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей с ОНР.

Все мы, педагоги и родители, стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уваже...

презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"

презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"...

Театрализованная деятельность в системе коррекции речи детей с ОНР на примере работы драматического кружка «Наш театр» в логопедической группе

В данной работе учитель-логопед I квалификационной категории Мальцева Е.С. рассматривает театральную деятельность, как огромный стимул для развития и совершенствования всех сторон речи детей с ОНР. Де...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР

Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР»Слайд 2Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в орг...

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника.

Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и м...


 

Комментарии

Рожкова Ольга Викторовна

По этой теме я работаю несколько лет.ф Всегда приходится искать навые способы коррекции эмоциональной сферы детей. Без этого не возможна коррекции речи.