Конспект занятия. Тема: «Заяц-хвастун»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Иванцюх Елена Владимировна

Цель: Мотивация к участию в театральной постановке. Воспитание морально-этических правил и норм поведения в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zayats-hvastun.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №5 «Золотой ключик»

Конспект занятия

старшая группа

Тема: «Заяц-хвастун»

Подготовила воспитатель:

Елена Владимировна

Люберцы 2013г

Цель:

  • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
  • Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, проигрывать отдельные части сказки, используя кукольный театр.

Задача:

  • Побуждать детей к активному слушанию сказки, желанию участвовать в инсценировке.
  • Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения, с эмоциональной окраской  на состояние героев сказок. 
  • Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
  • Учить находить решение поставленной проблемы.
  • Развивать речевую  активность.
  • Воспитывать доброжелательность.
  • Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.
  • Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.
  • Делать выводы по содержанию сказки.

Программное содержание:

  • Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.
  • Основная часть. Проигрывание сказки с использованием  кукольного театра (Би-ба-бо).
  • Итог занятия.

Предварительная работа:

  • Введение в сказкотерапию
  • Чтение сказки и разыгрывание сцен кукольного спектакля
  • Беседа с детьми о сюжете
  • Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки

Словарная работа: хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.

Интеграция образовательных областей: 

  • Чтение художественной литературы.
  • Социализация.
  • Коммуникация.

Оборудование и материалы:

  • запись музыки для вхождения в сказку;
  • звуки голоса воющих волков, пение птиц;
  • картина с сюжетом сказки;
  • макет леса;
  • куклы би-ба-бо, персонажей сказки: Заяц, Волк

Методы и приемы:  введение в сказкотерапию, беседа, активное слушанье, демонстрация кукольного представления, анализ сказки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Звучит мелодия  «Песня о сказке».  Вход в сказку:

- Ребята, вы любите слушать сказки?

-Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

-Отгадайте, какая сказка  сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.

Загадки:

«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?»
Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора
».

Правильно!

-Ребята, посмотрите, мы попали в красивый и загадочный лес.

Звучит запись музыки шум леса. 

Основная часть

Итак, слушайте русскую народную сказку «Заяц-хвастун».

Чтение сказки сопровождается театрализованным представлением, и  проигрывается с использованием персонажей Би-ба-бо.

 «Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Обсуждение сюжета сказки. Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце

Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

 Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).

Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:

Заяц сед: уж навидался он бед.
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят. 
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь. 
Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.
Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать. 
По заячьему следу и до медведя доходят.
Заяц трус - и тот охотиться любит. 
Зайца на арбе не догонишь.
Зайца ноги носят. 
Лучше биться орлом, чем зайцем жить.
Заяц скор, да есть не спор.
И заяц от толпы не удерет. 
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит. 
Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.

-Почему такая молва пошла о зайцах?

-А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?

-Кто из героев сказки вам понравился больше?

-Кого заяц выручал из беды?

-Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

-(ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!

-А вы хотели бы иметь такого друга?

-Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

Итог занятия

Выход из сказки:

-А нам пора  возвращаться.

Глазки закрываем:

Раз, два, три.

Сказку покидаем,

Только не грусти

Открывайте глаза ребята. Вот мы снова оказались в детском саду.

Звучит аудиозапись музыки «Песенка о доброте» из м/ф про Фунтика.

Рефлексивный момент:

Вам понравилась сказка? Хорошо.

Ребята, если вам понравилось занятие, возьмите по одному овощу в корзинку для корма нашим зайчатам.