ПРОЕКТ " ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fizkultura_i_razvitie_rechi.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт

педагогического проекта

Образовательная область: «Физическая культура»

Тема:

«Взаимосвязь процессов физического воспитания

и развития речи детей дошкольного возраста»

Тип проекта:

среднесрочный (декабрь-март)

Возраст детей: 1,5-7 лет

Участники проекта: инструктор по физической культуре  Морозова Т.Н. , учитель -логопед Чечельницкая М.М.

Актуальность:

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

         Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

Таким образом, процесс формирования правильной связной речи  детей дошкольного возраста определил актуальность данного  проекта по теме «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста».

Проблема (гипотеза):

Предполагается, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приведут к развитию памяти, внимания, координации движений,  мелкой моторики и связной речи   детей дошкольного возраста.

Цель: 

Выявление влияния физических упражнений на развитие связной речи детей дошкольного возраста. 

Задачи:

1. Создать программно-методические и материально-технические условия для организации физкультурно–оздоровительной работы с использованием различных форм речевой деятельности.

2. Разработать план–проект  развития связной  речи  в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Продолжать нарабатывать методы и приёмы в работе с детьми.

4. Взаимодействовать с воспитателями групп; обговаривание физкультурных НОДов, оказывание помощи воспитателями групп в подготовке открытых мероприятий (праздники и развлечения).

5. Проводить работу с родителями в виде: открытых мероприятий (досуговая деятельность), физкультурных НОДов с участием родителей.

Формы речевой работы с детьми:

N

Виды

Пример

Цель использования, в каких случаях используется

1

Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2

Слова–заклички в подвижных играх

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза» 

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3

Стихи на спортивную тематику

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4

Спортивные термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5

Обговаривание правил игры

Вопросы педагога:

- «Знаете ли вы такую игру?»;

- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

- «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6

Игровые зарядки

Ходьба:

«Жил на свете пес лохматый,

Очень важный был.

Ранним утром спозаранку

Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7

Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Повороты: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8

Различные виды расчета при построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9

Стихи и песни тематического содержания

Песни:

Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:

В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10

Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др.

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

11

Ритмическая и пальчиковая гимнастика

Ритмическая гимнастика:

Упражнения для развития артикуляционной моторики и фонематического восприятия,слоговой структуры слова– «Звуки на прогулке», « Язычок в зоопарке», « Пальчики игают»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики « Домашние  и дикие животные».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

12

Упражнения на развитие фонематического воспритятия

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и  лошадка».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13

Дыхательная гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

 

 

Формы работы с родителями:

Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

Анализ ресурсов:

  • Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
  • Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
  • Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
  • Картотека «Игровых зарядок».
  • Сценарии спортивных праздников с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
  • Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
  • Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
  • Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

План  работы над проектом:

 

N

Мероприятия

Сроки

1

Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения

Ноябрь

2

Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу

Ноябрь

(1,2 неделя месяца)

4

Организация и проведение во всех возрастных группах:

  • Физкультурных НОДов
  • Утренних гимнастик (Мл.гр,Ср.гр,Ст.гр,Подг.гр)
  • Спортивных праздников и развлечений.

 С применением различных форм речевой деятельности

ноябрь (3,4 неделя месяца) – Апрель)

5

Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок» и пр.

Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

ноябрь-март

6

Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

Январь (4 неделя) – Ст.гр, Подг.гр.

Февраль (3неделя Ср.гр, Ст.гр,Подг.гр)

Март  (1Мл.гр, 2 Мл.гр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В гостях у сказки" развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Педагогический проект "В гостях у сказки" направлен на развитие речи детей дошкольного возраста в организованной театральной деятельности. Разработан в соответствии с Федеральными государственным...

Педагогический проект Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)

Педагогический проект. Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста» («Транспорт. Правила дорожного движения»).  Проект: средней прод...

Проект «Веселый язычок» для развития речи детей дошкольного возраста

Темой прокета "Веселый язычок" для речевого развития детей дошкольного возраста явилась "Артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики как эффективное средство для ...

Проект «Веселый язычок» для развития речи детей дошкольного возраста

Темой прокета "Веселый язычок" для речевого развития детей дошкольного возраста явилась "Артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики как эффективное средство для ...

Проект инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Проект инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста...

Проект по развитию речи «Развитии речи детей старшего дошкольного возраста с использование мнемотехники»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагоги...

Проект «Использование ИКТ в развитии речи детей дошкольного возраста»

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать образовательную деятельность по речевому развитию детей 5-7 лет привлекательной и по-нас...